Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 класс» (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г. К учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. УЛАН-УДЭ
МАОУ «СОШ № 2 С УИОП г. УЛАН-УДЭ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ________ О.А. Сабирова Протокол №1 От «28» 08.2024г. | СОГЛАСОВАНО С методическим советом _________ Л.М. Асалханова Протокол №1 От «30» 08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________ А.И. Ляхов Протокол №1 От «30» 08.2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
общего образования по окружающему миру (базовый уровень)
Авторы: к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир»
учебного предмета «Окружающий мир. Базовый уровень»
для обучающихся 3 А класса
составитель: Дамбаева Эльвира Дашицыреновна
учитель начальных классов
Улан-Удэ, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 класс» (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г. К учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2019 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формировать целостную картину мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознавать ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формировать психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающему материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений
Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.
Структура рабочей программы состоит из пояснительной записки, тематического планирования, приложения к программе.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место учебного предмета в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 276ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебных недель).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 3 классе – 68 часов (34 учебных недель).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Основные виды учебной деятельности
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание сообщений и докладов.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Постановка опытов для демонстрации классу.
- Разработка новых вариантов опыта.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Моделирование и конструирование.
Национально-региональный компонент включен в раздел 2 «Эта удивительная природа», краеведческий материал включён в изучение флоры и фауны озера Байкал, в раздел 5 «Чему учит экономика» производство Республики Бурятия (Авиационный завод, ЛВРЗ, фабрика АМТА, БХП), полезные ископаемые добываемые на территории республики Бурятия
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели:
- полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Функциональная грамотность», «Финансовая грамотность», «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности | Вид / форма контроля | Примечание | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт | ||||||
| Как устроен мир? Дорогие третьеклассники! | 1 | Адекватная мотивация | Регулятивные: применять установленные правила Познавательные: перерабатывать полученную информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Уметь классифицировать объекты природы, называть царства живой природы | Воспитание культуры общения, трудолюбия, правильного общения с собеседником | Текущий Фронтальная | |||
2 | Природа | 1 | Адекватная мотивация | Регулятивные: применять установленные правила Познавательные: перерабатывать полученную информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Уметь классифицировать объекты природы, называть царства живой природы | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная | |||
3 | Человек | 1 | Ценностное отношение к природному миру | Р учиться работать по предложенному учителю плану П поиск и выделение необходимой информации К задавать вопросы, обращаться за помощью | Различать внешность человека и его внутренний мир | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
4 | Общество | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате сов-местной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Уметь характеризовать семью, народ государство как части общества, сопоставлять формы правления в государствах мира | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | |||
5 | Российская Федерация | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Анализировать схемы учебника | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная | |||
6 | О чём расскажет план | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Анализировать схемы учебника и с их помощью ориентироваться по плану | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | |||
7 | Что такое экология | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная | |||
8 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир» | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная | |||
9 | Эта удивительная природа. Звёздное небо — Великая книга Природы | 1 | Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. | Текущий Фронтальная | ||||||
10 | Тела, вещества, частицы | 1 | Мотивация учебной деятельности | Р. учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Уметь различать тела и вещества | Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
11 | Разнообразие веществ | 1 | Мотивация учебной деятельности | Р. учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Знать, какие бывают вещества, какими свойствами обладают; исследовать их с помощью опытов | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная | |||
12 | Воздух и его охрана | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Знать состав и свойства воздуха, делать выводы на основе опыта | Текущий Фронтальная | ||||
13 | Вода | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. учиться высказывать свое предположения. объясняющие результат опыта П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Знать свойства воды делать выводы на основе опыта | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
14 | Превращения и круговорот воды | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Различать три состояния воды, знать как происходит круговорот воды в природе | Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная | |||
15 | Берегите воду! | 1 | Осознание ответственности человека за общее благополучие | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Знать, почему и как надо охранять и беречь воду | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
16 | Что такое почва | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура. | Р. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить П. перерабатывать полученную информацию К. формулировать собственное мнение | Знать, что такое почва, каково ее главное свойство. | Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная | |||
17 | Разнообразие растений. Флора озера Байкал. | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Уметь классифицировать растения; знать на какие группы ученые делят царство растений. | Тематический Фронтальная Групповая | ||||
18 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Осознание ответственности человека за общее благополучие | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать о этих процессах с помощью схемы. | Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
19 | Размножение и развитие растений | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура Осознание ответственности человека за общее благополучие природы. | Р. умение услышать и удержать учебную задачу, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. поиск и выделение необходимой информации, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, задавать вопросы, обращаться за помощью
| Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространении. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Знать и выполнять правила поведения человека в природе. | Текущий Фронтальная | ||||
20 | Охрана растений | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура Осознание ответственности человека за общее благополучие природы. | Р. умение услышать и удержать учебную задачу, планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. поиск и выделение необходимой информации, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, задавать вопросы, обращаться за помощью
| Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространении. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Знать и выполнять правила поведения человека в природе. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
21 | Разнообразие животных. Фауна озера Байкал. Эндемики. | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. использовать общие приёмы решения задач. К. формулировать собственное мнение | Знать на какие группы ученые делят царство животных, уметь классифицировать их. | Текущий Фронтальная | ||||
22 | Кто что ест | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. умение услышать и удержать учебную задачу П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Знать особенности питания разных животных, знать понятие цепи питания. Моделировать цепи питания. | Текущий Фронтальная | ||||
23 | Размножение и развитие животных | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстраций П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Знать как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная | |||
24 | Охрана животных | 1 | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Знать о Красной книге России, о животных, занесённых в неё, характеризовать факторы отрицательного воздействия на животный мир. | Текущий Фронтальная | ||||
25 | В царстве грибов | 1 | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Уметь характеризовать строение шляпочных грибов, знать как правильно собирать грибы | Текущий Фронтальная Индивидуальная | ||||
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Текущий Фронтальная | ||||
27 | Мы и наше здоровье. Организм человека | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположения внутренних органов на своём | Текущий Фронтальная | ||||
28 | Органы чувств | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | .формулировать выводы изученного материала, формулировать правила гигиены органов чувств | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
29 | Надёжная защита организма | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. использовать общие приёмы решения задач. К. строить моно логичное высказывание, аргументировать свою позицию | Знать свойства кожи, характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, учиться оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи | Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства. Воспитание гражданственности, патриотизма. | Текущий Фронтальная | |||
30 | Опора тела и движение | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Знать о работе опорно-двигательной системы, следить за правильной осанкой на уроке и вне его | Итоговый Фронтальная Индивидуальная | ||||
31 | Наше питание | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Уметь характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания | Текущий Фронтальная | ||||
32 | Дыхание и кровообращение | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Характеризовать строение кровеносной дыхательной систем, моделировать строение данных систем | Итоговый Фронтальная Индивидуальная | ||||
33 | Умей предупреждать болезни | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. поиск и выделение необходимой информации К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Знать, что значит быть закаленным, составить памятку по закаливанию | Текущий Фронтальная Индивидуальная | ||||
34 | Здоровый образ жизни | 1 | Ценностное отношение к себе, к своему здоровью. | Р. формулировать и удерживать учебную задачу. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Знать о том. Что значит вести здоровый образ жизни; различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие. | Текущий Фронтальная | ||||
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | |||||
36 37 | Наша безопасность. Огонь, вода и газ | 2 | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Учиться действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, называть наизусть телефоны экстренного вызова. | Текущий Фронтальная | ||||
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. | Р. учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций и наглядного материала П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Выполнять правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная | |||
39 | Дорожные знаки | 1 | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. | Р. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Уметь различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. | Текущий Фронтальная | ||||
40 | Опасные места | 1 | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. | Р. учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций и наглядного материала П. поиск и выделение необходимой информации К. задавать вопросы, обращаться за помощью | Уметь правильно вести себя в потенциально опасных местах | |||||
41 | Природа и наша безопасность | 1 | Ценностное отношение к себе и своему здоровью. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать животных К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Знать опасности природного характера, уметь правильно себя вести во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | ||||
42 | Экологическая безопасность | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура. | Р. соотносить правильность выбора, , выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. поиск и выделение необходимой информации К. строить моно логичное высказывание, аргументировать свою позицию | Осознать ответственность за сохранение природы, уметь приводить примеры цепи загрязнения. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Тематический Фронтальная | |||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Текущий Фронтальная | ||||
44 | Чему учит экономика? Для чего 1нужна экономика | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Раскрыть понятия- экономика, товары. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ценностного отношения к здоровью. Воспитание гражданственности и патриотических чувств к своей родине. | Текущий Фронтальная | |||
45 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. использовать общие приёмы решения задач. К. строить моно логичное высказывание, аргументировать свою позицию | Знать, что составляет основу экономики. | Текущий Фронтальная | ||||
46 | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые добываемые на территории республики Бурятия. | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Знать о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
47 | Растениеводство | 1 | Эмоционально- нравственная отзывчивость, доброжелательность. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. перерабатывать полученную информацию К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Научится определять значение отраслей сельского хозяйства, знать, что такое- растениеводство. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | ||||
48 | Животноводство | 1 | Эмоционально- нравственная отзывчивость, доброжелательность. | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. перерабатывать полученную информацию К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Уметь классифицировать домашних животных, знать, что такое- животноводство. | Текущий Фронтальная | ||||
49 50 | Какая бывает промышленность. Улан-Удэнский Авиационный завод. Производство Республики Бурятия( ЛВРЗ, фабрика АМТА, БХП). | 2 | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. | Р. соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Уметь различать отрасли промышленности, знать какая бывает промышленность. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | ||||
51 | Что такое деньги | 1 | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Знать, что такое- деньги, различать денежные единицы некоторых стран. | Текущий Фронтальная | ||||
52 | Государственный бюджет | 1 | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. строить монолгичное высказывание, аргументировать свою позицию | Осознать необходимость уплаты налогов гражданами страны, объяснять из чего складывается государственный бюджет. | Текущий Фронтальная | ||||
53 | Семейный бюджет | 1 | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. | Р. соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи П. использовать общие приёмы решения задач. К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Понимать как ведется хозяйство семьи | Текущий Фронтальная | ||||
54 | Экономика и экология | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. - строить моно логичное высказывание, аргументировать свою позицию | Уметь обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
55 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | 1 | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура | Р. - планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. - ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. - строить моно логичное высказывание, аргументировать свою позицию | Уметь обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы | Текущий Фронтальная | ||||
56- 58 | Золотое кольцо России | 3 | Учебно- познавательная деятельность и интерес к новому материалу. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Приводить примеры достопримечательностей городов золотого кольца, уметь находить на карте эти города | Текущий Фронтальная | ||||
59 | Наши ближайшие соседи | 1 | Чувство со-причастности и гордости за свою Родину | Р планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
60 | На севере Европы | 1 | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Находить на карте страны-соседи России и их столицы, соотносить государства и флаги | Текущий Фронтальная | ||||
61 | Что такое Бенилюкс | 1 | Мотивация учебной деятельности | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. формулировать собственное мнение | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
62 | В центре Европы | 1 | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Текущий Фронтальная | ||||
63 | По Франции и Великобритании | 1 | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. | Р. планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью П. распознавать объекты, выделять существенные признаки К. донести свою позицию до других | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Тематический Фронтальная Групповая | ||||
64 | На юге Европы | 1 | Мотивация учебной деятельности. | Р. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса К. донести свою позицию до других | Находить на карте страны и их столицы, соотносить государства и флаги. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная Групповая | |||
65 | Всемирное наследие | 1 | Эмоционально-нравственная отзывчивость, доброжелательность. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П. поиск и выделение необходимой информации К. слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. | Текущий Фронтальная | ||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Текущий Фронтальная Групповая | ||||
67 | «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | Навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов, находить выход из спорной ситуации | Р. выполнять учебные действия в громко речевой форме П. осуществлять анализ, проводить сравнения, делать выводы К. распределять обязанности по защите | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
| Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная | |||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года. | 1 | Самоанализ и самоконтроль результатов. | Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П. самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. К. формулировать собственное мнение | Выполнять тестовые задания учебника, адекватно оценивать свои достижения. | Текущий Фронтальная | ||||
ИТОГО | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательной деятельности
а) Книгопечатные.
- Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2019.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2019.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2019.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия
- Таблицы «Окружающий мир» для 3 класса:
- Таблицы «Символы России»
в) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
- Глобус
- Модели дорожных знаков
- Муляжи овощей, фруктов, грибов
г) Игры и игрушки.
- Набор карандашей, красок, альбомов для рисования
д) Натуральные объекты
- Коллекция полезных ископаемых
е) Технические средства обучения
- Проектор
- Мультимедийная доска
ж) Оборудование класса
- Столы ученические – 15 штук.
- Стулья ученические – 30 штук.
- Стол учителя – 1 штука.
- Стул мягкий – 1 штука.
Контрольно-измерительные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045614-1530283696.jpg)
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1143161-1560889997.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1386644-1644753928.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1379151-1642562849.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...