Технологическая карта урока Окружающего мира «Почва и её состав», УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хисамова Елена Рафиковна

Цель урока: познакомить с внутренним и внешним строением человека

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся  с внутренним и внешним строением человека
  2. Обобщить и систематизировать знания

Предметные:

1.Приобретать знания с внутренним и внешним строением человека

2.Находить место изученных событий на «ленте времени»

Развивающие:

  1. Развивать речь и мышленпие
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Уважать отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКУЖАЮЩИЙ МИР

Дата: 27.10.23

Школа: МАОУ Академический лицей № 95

Класс: 3

Урок: 4

Время: Кабинет:215

Студент: Хисамова Елена

Группа: 43

Учитель: Старикова Александра Сергеевна

Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока «Почва и её состав»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомить с внутренним и внешним строением человека

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся  с внутренним и внешним строением человека
  2. Обобщить и систематизировать знания

Предметные:

1.Приобретать знания с внутренним и внешним строением человека

2.Находить место изученных событий на «ленте времени»

Развивающие:

  1. Развивать речь и мышленпие
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Уважать отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива.

УМК: «Школа России», учебник: Окружающий мир.3класс 1 часть. Учебник: Плещаков А.А.., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

  1. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Рафиковна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.

-С каким настроением вы пришли в школу?

-Для чего дети ходят в школу?

-Какие качества нужны человеку чтобы получать знания?

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

- с хорошим

-чтобы получать знания

- внимательность и т. д.

УУРД:уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

Отлично

- Представьте далёкое прошлое. Раньше земля была покрыта голыми скалами. Прошли миллионы лет и под влиянием солнца, осадков, ветров, скалы стали разрушаться. Но остались лишайники и бактерии, они выжили и стала появляться почва.

(Картинки)

-Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Почему так происходит? От чего зависит?

-А что такое плодородие?

-Корень плод и род – значит земля плодородная

-От чего зависит? Давайте проверим в учебнике на стр …

Значит почва что это? Где она находится?(пробуют сами сформ-ть)

-О почве

-Плодородная почва с растениями и сухая почва

-От плодородия

-Почва

-Почва

-Как образуется почва

-Из чего она состоит

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднния,

 постановка

 цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель создаёт проблемную ситуацию, чтобы подвести к теме урока и понять цель урока

Подведение к определению темы урока..

- Кто догадался, какая тема у нашего сегодняшнего урока?

 -Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Что мы узнаем на уроке?

- Вставьте ключевые слова для того чтобы понять про что мы сегодня узнвем :

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. Как ……почва?

4. …………. почвы.

5. Кто ……… в почве?

-А сейчас посмотрите на свои парты, это рабочие листы, мы с вами будем их заполнять по ходу урока и в конце занятия вы их вклеите в рабочие тетради. В них будет содержаться важная информация о данной теме.

Отвечают на вопросы.

-Почва

-Узнаем что такое почва, из чего состоит, как образуется, кто в ней обитает

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

3. Как образуется почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает в почве?

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его выполнению

Фронтальная

-Я даю вам 30 сек. Чтобы подумать что такое почва. (верхний плодородный слой земли) Записали

-А давайте проверим как автор учебника даёт нам это понятие.( потом спросить устно это понятие у ребенка)

-Итак значит главное св-во почвы –плодородие

-Почему же почва плордородная?

-Посмотрите на экран, здесь представлена гипотеза (предположение)

«Действительно ли почва является плодородной?»

-Как вы считаете?

-А как это можно доказать? 

-И вот сегодня мы это узнаем

-У вас в РЛ есть схема, по ходу занятия мы будем её заполнять

Читают понятие с презентации.

- С помощью опытов(практической работы)

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Презентация, раздаточный материал

Выполнение задание

-Теперь я предлагаю разделиться по 5 групп (по 5 человек)

-У кадой группы будет своё задание и в конце практической мы сделаем ывводы. Некоторые опыты мы не сможем провести в классе, поэтому они будут показаны на экране. Но перед этим не забывайте правила работы в группе. Кто может напомнить?

-Приступайте

2023-10-27_06-02-40.png

2023-10-27_06-02-40.png

По ходу практической:

-Что вы заметили?

-Что это значит?

-Какой вывод можно сделать?

-1 гр что вы выяснили?...

(есть воздух – Давайте вместе это запишем в РЛ)

-Давайте подведём итог(Вывод) что почва содержит: ВОЗДУХ, в почве есть ВОДА, есть ППЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ.(состав почвы)

-Запишите схему на своих РЛ и ниже вывод

-Ребята, скажите, а какую роль играют все эти компоненты?

-Чем больше различных веществ тем почва становится плодороднее и лучше растут растения

Отвечают на вопрос.

 Слушают учителя.

Делают записи в рабочие листы

Слушают учителя.

Работают в группах, записывают выводы в лист

Из почвы выходят пузырьки воздуха

В почве содержится воздух.

Работают в группах

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

-А как из почвы растения получают питательные вещ-ва?

-Прочитайте в учебнике. Я вам даю минуту, ПЕРВЫЙ вариант ищет как из почвы растения получают полезные вещ-ва. А ВТОРОЙ – как образуется перегной.

-Теперь расскажите в паре ответ на свои вопрос

ВОПРОСЫ:

-Чем дышат корни растений?

- Что они всасывают из почвы?

-Соли как по другому называются?

-Под действием бактерий во что превращается перегной?

-Чем больше в почве перегноя те что?

Раньше земля была покрыта голыми скалами. Прошли миллионы лет и под влиянием солнца, осадков, ветров, скалы стали разрушаться. Но остались лишайники и бактерии, они выжили и они начали размножаться перерабатывая почву и так за много лет появился перегной – верхний плодородный слой земли, Поэтому его очень нужно беречь, ведь на образование перегноя уходит очень длительное время.

-Есть даже целая наука об изучении и сохранении почвы – почвоведение. И её создал русский учёный Василий васильевич Докучаев (если время есть прочитать и пару вопросов, если нет то- «Вы можете дома прочитать про него информацию, она есть в ваших учебниках» )

-Ребята, мы с вами выяснили из чего стостоит почва, но знаете ли вы какие животные обитают в почве? (предположите)

-А теперь давайте проверим (ВИДЕОРОЛИК)

-Так какие животные обитают в почве?

- А чем эти животные помогают природе? (почве)

Работают в парах

Отвечают на вопросы учителя

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация, раздаточный материал

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

беседа

 Демонстрация презентации

Организует первичное закрепление через диалог.

-А теперь я предлагаю проверить усвоенные зания за этот урок, я читаю вопрос, а вы отвечаете по поднятой руке?

1. Верхний слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

1.Почва.

2.Песок и перегной

3.Перегрой.

4.Плодородие.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композици.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

Индивидуальная

Самостоятельна работа

А сейчас я вам раздам карточки и вы должны на них выделить какие бывают свойства у почвы, исходя из наших опытов.

Выделите свойства почвы (исходя из практической)

Почва….

1 Пропускает воду

2 В ней обитают рыбы

3 Имеет тёмный цвет

4 Плодородная

5 Рыхлая(сыпучая)

6 Содержится воздух

7 Нагревается и охлаждается (проводник тепла)

- Сейчас обменяйтесь листочками в парах, на экране посмотрите верные ответы, проверьте по эталону друг друга зелёной ручкой.

Обменялись листочками проверили

-Кто мне теперь может назвать основные свойства почвы? Отлично, теперь запишите их в свои рабочие листы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в карточках.

Взаимопроверка.

Отвечают на вопросы.

Заполняют рабочие листы.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

 Посмотрите на слайд, здесь представлены вопросы. Вы должны назвать какие части тела бывают у человека.

-Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:

-Что такое почва?

-Что входит в состав почвы?

-Какие основные свойства почвы вы теперь знаете?

-Какие животные обитают в почве?

-Как называется наука об изучении почвы?

. 

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация презентации

-Какую тему изучали?

-Что нового узнали?

-Что понравилось на уроке?

-Какой из опытов вам больше понравился?

-Достигли мы поставленной цели?

- Молодцы! Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят рефлексию.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Почва состоит из различных компонентов: песка, глины, перегноя, воздуха, воды. Также неотъемлемая часть почвы — живые организмы: животные, растения (их корни), грибы, бактерии, лишайники. Песок и глина — твёрдая часть почвы, её основа. Она служит опорой для закрепления корней растений, средой, где перемещаются и строят норы животные.

Провожу опыт №1(группа 1)

- В стакан с водой бросаю кусочек сухой почвы. Что заметили?

- Какой мы можем сделать вывод? (При затруднении в ответе: Значит, что содержится в почве?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почва и её состав", 3 класс (УМК "ПНШ", О.Н. Федотова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Почва и её состав»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почв...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;

Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом.» 1 класс (УМК: «Школа России»).

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о здоровой пище, о режиме питания ,о пользе  здоровой пищи для организма человека.Задачи урока Планируемые результаты...