Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_glazami_ekologa.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс
Тема: «Мир глазами эколога»
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
- Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных;формировать правила поведения с этими животными;познакомить учащихся с системой экологических знаний;формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
- Развивающие: содействоватьразвитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
- Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
- Совместное открытие знания (20 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Применение нового знания (13 мин.)
- Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | СЛАЙД 1,2 Дана нам возможность экологами стать, – Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, умения работать вместе, помощь друг другу, умение внимательно слушать) СЛАЙДЫ 1, 2 | Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | СЛАЙД 3 – В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события). – Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология). – Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры). – С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова). Ледовое побоище 1242 год – 13 век. Куликовская битва 1380 год – 14 век. Первое упоминание в летописи о Москве 1147 год – 12 век. Основание Санкт-Петербурга 1703 год – 18 век. Год вашего рождения … | Познавательные УУД: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение находить ответы на вопросы Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Совместное открытие знания | СЛАЙД 4 – Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 5 – Где жили первобытные люди? – Какой материал требовался первобытному человеку? – Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья). СЛАЙД 6 – А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7 Работа в учебнике. – Откройте учебник на с. 41. (Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца). – Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). – К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 8 – Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). – Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы). – Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? – Что вы чувствовали? – А может ли планета заболеть? – Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. СЛАЙД 9-11 три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу. – Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»; группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»; группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,с. 133-138 «Горит трава». Обсуждение проблем – Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы. Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. – Что является причинами загрязнения океана? – 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ». Выступление спикера группы: – Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях. – Переходим к обсуждению второй проблемы. «Как спасти тропические леса?» Предоставляем слово 2 группе – «лес» Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Выступление спикера группы: – Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»: Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают. Результаты уничтожения лесов -Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные. – Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию. Меры защиты тропических лесов – запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев; – усилить меры пожаробезопасности в лесах. – Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. – Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" Выступление докладчика 3 группы – «Земля». Выступление спикера группы: Причины появления мусора – Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы. Меры поборьбе с мусором Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки. | |
ΙV. Физкультминутка | Если я называю вам пагубное влияние человека на природу, вы топаете ногами, если благоприятное – хлопаете в ладоши. Посадить дерево, бросить бумажку, помыть машину в реке, нарвать букет полевых цветов, убрать мусор вдоль берега реки, растоптать мухомор, развести костёр в лесу и т.д. | |
V. Применение нового знания
| Работа в учебнике – Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть. – Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса). – А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). – Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.44 – 45. Учащиеся читают статью под руководством учителя. – А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. Работа в рабочей тетради – Что такое экологическая проблема? – А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1) – Задание №2. Прочитайте. – Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите. – Назовите экологические организации. Запишите. – Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров. – Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?" Подведение итогов (если есть время, можно оформить вопросы в виде теста, если нет – обсудить фронтально) – Какие экологические проблемы мы с вами решали? – Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана? – В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно? – Почему и как людям приходится бороться с мусором? – Назовите международные экологические организации. – Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды? – Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить? – Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ! | Познавательные УУД: развиваем умение извлекать информацию текста; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Рефлексия учебной деятельности
| Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение? – Понравилось ли вам быть исследователями? – Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? – Что вызвало наибольшие затруднения? Самооценка Оцените свою работу на уроке: Я всё понял и могу объяснить другому – зелёная сигнальная карточка; Мне было интересно и понятно, но остались вопросы – жёлтая; Я ничего не понял – красная. | Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VII. Домашнее задание | Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.47. Выполнить задания №1 и 2 на стр.47 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)
Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...