Технологическая карта урока окружающего мира "Почва и её состав", 3 класс (УМК "ПНШ", О.Н. Федотова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока: «Почва и её состав»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать  понятие «почва» и её состав;
  2. Научить проводить опыты;
  3. Научить анализировать состав почвы опытным путём.

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Развивать коммуникативные умения при групповой работе и работе в парах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, группах;
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  3. Воспитывать интерес к материалу урока.

Оборудование: УМК «ПНШ»:  учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, почва, стаканы с водой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почва и её состав56.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 09.02.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 3 «м»

Урок: 3

Время: 9.50-10.30  

Кабинет: 209

Студент: Костромина Анастасия

Группа: 36

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Почва и её состав»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать  понятие «почва» и её состав;
  2. Научить проводить опыты;
  3. Научить анализировать состав почвы опытным путём.

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Развивать коммуникативные умения при групповой работе и работе в парах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, группах;
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  3. Воспитывать интерес к материалу урока.

Оборудование: УМК «ПНШ»:  учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, почва, стаканы с водой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф.р.

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Я очень рада вас видеть.

Улыбнитесь соседу справа, соседу слева.

Занимайте свои места.

1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Словесный: беседа, учебный диалог

1. Организует повторение того, что знают дети.

Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые?

Какие группы полезных ископаемых вы знаете?

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых?

Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых?

Какие дела можно отметить для себя, которые помогут внести свой вклад в дело охраны полезных ископаемых?

1.Отвечают на вопросы учителя.

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд

Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни

Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа

М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно

излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

1. Подведение к формулировке темы и целей урока

Ребята, а сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд.

1. Какие ископаемые человек использует для своих хозяйственных нужд? 

2.Как называется рыхлая горная порода? 

            3. Его хвост не отличишь от головы, его всегда в земле найдете

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. 

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. 

 

 

 

 

п

о

л

е

з

н

ы

е

 

п

е

с

о

к

 

 

 

 

ч

е

р

в

ь

 

 

 

 

 

 

 

в

о

з

д

у

х

 

 

г

л

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

2. Определяет тему урока, ставятся задачи урока

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какую цель мы можем с вами поставить?

Давайте с вами составим план работы на сегодняшнем уроке. Вставьте недостающие слова:

1.Определить … почвы (состав)

2. Узнать, какие .... необходимы для роста и развития растения? (вещества)

3.Записать …практической деятельности в листах наблюдения . (результаты)

1.Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы

  1. Полезные

  1. Песок

  1. Червь

  1. Воздух

  1. Глина

2. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

Почва и её состав

Изучить состав и свойства почвы

1.Определить состав почвы

2. Узнать, какие вещества необходимы для роста и развития растения?

3.Записать результаты практической деятельности в листах наблюдения.

П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся составлять план и последовательность действий

 Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., п.р.

Наглядный: демонстрация опытов

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: проведение опытов, просмотр видеоролика с опытами

1.Объясняет материал

Ребята, а сегодня на уроке я вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Давайте начнём работу в научной лаборатории.

Итак, приступим к работе, следуя нашему плану. Так, что же такое почва? Давайте с вами посмотрим на изображение почвы. Внимательно рассмотрите верхний слой. 
Какого он цвета?
Давайте сделаем с вами вывод о том, что же такое почва.
Правильно! Почва – верхний, плодородный слой земли. И главным свойством почвы является ее плодородие

А как вы понимаете слово «плодородный»?

2. Организует лабораторную работу

Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание – проведение опытов. А те, опыты, которые мы с вами не сможем провести в классе, посмотрим по видеороликам.

То, что вы будете наблюдать при выполнении того или иного опыта, необходимо записывать в  листы наблюдения, которые у вас лежат на партах, записать:

в первом столбике номер опыта

во втором – состав данного опыта, который вы увидите при выполнении опыта

в третьем столбце вы должны написать результат (вывод) каждого из опытов.

3. Напоминает инструкцию по технике безопасности при выполнении работы.

Давайте с вами вспомним технику безопасности:

1. Выполнять все действия только по указания учителя. Перед началом работы проверить безопасность рабочего места.

2. Не делать резких движений во время работы. При работе осторожно обращаться с материалами и инструментами.

3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. После окончания работы произвести уборку своего места. Вымыть руки с мылом.

4. Сообщить учителю при возникновении какой-либо проблемы.

5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

Также выполняем работу с опытами, которые мы с вами будем смотреть.

Давайте с вами для начала рассмотрим изображение почвы под лупой. Определите цвет почвы. А что вы заметили? Сделайте вывод.

1.Анализируют учителя

2. Следуют плану выполнения задания

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой

Темного/черного

Плодородный  – значит в нем содержатся различные вещества, необходимые для роста и развития растений

3.Анализируют инструктаж учителя

Почва имеет темный цвет

Находятся остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать словари учебника для поиска необходимой информации.

Презентация, раздаточный материал

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный диалог

(Разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите её под лупой.

Определите цвет почвы

1.Оуществляет подведение итогов лабораторной работы.

А сейчас, научные сотрудники, подведем итоги нашей работы.
Ребята, кто был самым внимательным, и кто сможет ответить мне на вопрос:  «Что входит в состав почвы?»

Теперь, я попрошу вас озвучить результаты проведенных опытов.

Совместное выполнение с учашимися

Опыт №1. Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Что интересного увидели? Чем объясняется появление пузырьков воздуха?

Опыт № 2. Возьмите 2 салфетки, насыпьте на одну немного почвы. Придавите её плотно ко второй салфетке. Что заметили?

Показ видеофрагментов

Опыт №3. Нагревание почвы

Опыт №4. Почву, в которой перегной уже сгорел, поместили в стакан с водой и размешали.

Опыт №5. Опыт на выявление минеральных солей

1.Предоставляют результаты наблюдения опытов

В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых

Лист наблюдений

Номер опыта

Наблюдение

Результат

1

Вверх поднимаются пузырьки

В почве есть воздух

2

На салфетке остались мокрые следы

В  почве есть вода.

3

Появление дыма и неприятного запаха

В почве есть перегной

4

На дно стакана осел песок, а поверх песка – глина

В состав почвы входит песок и глина

5

Вода быстро испарилась и на стекле образовался  белый налёт

В почве есть мин. соли

М: готовность слушать собеседника и вести диалог

 Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

Презентация, раздаточный материал

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Ф.р.

Организует и проводит динамическую паузу.

Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся, внимание на экран, повторяем движения.

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Презентация, видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа

Практический: выполнение теста

1.Проводит самостоятельную работу

Теперь я проверю, как вы были внимательны в изучении темы почва и как вы слушали меня  на уроке. Вам предстоит выполнить небольшой тест.

1 вариант

1. Почва – это …

а) верхний плодородный слой земли;

б) остатки корешков и листьев растений в земле;

в) слой земли.

2. Что произойдёт, если бросить комочек сухой почвы в воду?

а) почва впитает воду;

б) из почвы будут выходить пузырьки воздуха;

в) ничего.

3. Из остатков растений и животных образуется …

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

4. Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

а) благодаря песку;

б) благодаря глине;

в) благодаря перегною.

5.  Почва питает всё живое, значит она – …

а) кормилица;

б) поилица;

в) красавица.

6. Что придаёт почве тёмный цвет?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

2 вариант

1. Главное свойство почвы – это …

а) плодородие;

б) содержание влаги и воздуха;

в) содержание минеральных солей.

2. Что произойдёт, если нагреть на огне немного свежей почвы и над ней подержать холодное стекло?

а) стекло станет влажным;

б) почва сгорит;

в) ничего.

3. Какой цвет почвы без перегноя?

а) чёрный;

б) серый;

в) жёлтый.

4. Какие горные породы входят в состав почвы?

а) перегной и песок;

б) перегной и глина;

в) песок и глина.

5. Допиши:

в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина и ____________________________________________________________________

минеральные соли

6. Что растения всасывают из почвы?

а) воду и минеральные соли;

б) песок и глину;

в) ничего.

2. Организует самопроверку учащихся

1.Выполняют самостоятельную работу

1 вариант

1-а

2-б

3-в

4-в

5-а

6-в

2 вариант

1-а

2-а

3-б

4-в

5-минарльные соли

6-а

2.Организуют самопроверку

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

1.Организует работу класса на повторение  теоретического материала.

2.Обобщает материал урока.

Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог, составив кластер на тему: «Состав почвы»

1.Отвечают на вопросы для закрепления материала.

2. Обобщают материал, составляют кластер

https://sun9-69.userapi.com/impf/5OSDZjdmgaYt8ZV3Sb-k6JzBh4GSE5E45I8-GQ/45o-_hZUcdk.jpg?size=334x237&quality=96&proxy=1&sign=673bd9c2551622b85e6e89f60b1df671&type=album

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

 2.Проводит работу по самооценке.

Ребята, напомните цель нашего урока.

Как вы думаете, мы с вами достигли цели?

Что нового вы узнали?

Какой вид работы на уроке вам понравился?

О чем бы вы рассказали сегодня дома?

С чем возникли трудности?

Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Это означает, что мы с вами продуктивно провели урок.

Если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то ваш цветом красного цвета;

Если недостаточно прилагали усилий, то желтого;

А если чуточку поленились, тогда – синего.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке.

Изучить состав и свойства почвы

Да, достигли цели

Я узнал для себя новое: что такое перегной

Опыты в парах

С выполнением некоторых заданий, с выполнением опыта

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...