Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф.р. Словесный: беседа | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева. Занимайте свои места. | 1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. 2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.
| Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф.р. Словесный: беседа, учебный диалог
| 1. Организует повторение того, что знают дети.
Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые?
Какие группы полезных ископаемых вы знаете?
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Какие дела можно отметить для себя, которые помогут внести свой вклад в дело охраны полезных ископаемых?
| 1.Отвечают на вопросы учителя.
Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни
Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа | М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Словесный: беседа, рассказ | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока Ребята, а сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. 1. Какие ископаемые человек использует для своих хозяйственных нужд? 2.Как называется рыхлая горная порода? 3. Его хвост не отличишь от головы, его всегда в земле найдете 4. Вещество, помогающее корням растений дышать. 5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. | | | | п | о | л | е | з | н | ы | е | | п | е | с | о | к |
|
|
|
|
|
| | | | | ч | е | р | в | ь | | | | | | | | в | о | з | д | у | х | | | г | л | и | н | а | | | | | | | |
2. Определяет тему урока, ставятся задачи урока
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Какую цель мы можем с вами поставить?
Давайте с вами составим план работы на сегодняшнем уроке. Вставьте недостающие слова: 1.Определить … почвы (состав) 2. Узнать, какие .... необходимы для роста и развития растения? (вещества) 3.Записать …практической деятельности в листах наблюдения . (результаты)
| 1.Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы
- Полезные
- Песок
- Червь
- Воздух
- Глина
2. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем Почва и её состав
Изучить состав и свойства почвы 1.Определить состав почвы 2. Узнать, какие вещества необходимы для роста и развития растения? 3.Записать результаты практической деятельности в листах наблюдения. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р., п.р. Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа, учебный диалог Практический: проведение опытов, просмотр видеоролика с опытами | 1.Объясняет материал Ребята, а сегодня на уроке я вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Давайте начнём работу в научной лаборатории. Итак, приступим к работе, следуя нашему плану. Так, что же такое почва? Давайте с вами посмотрим на изображение почвы. Внимательно рассмотрите верхний слой. Какого он цвета? Давайте сделаем с вами вывод о том, что же такое почва. Правильно! Почва – верхний, плодородный слой земли. И главным свойством почвы является ее плодородие А как вы понимаете слово «плодородный»?
2. Организует лабораторную работу Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание – проведение опытов. А те, опыты, которые мы с вами не сможем провести в классе, посмотрим по видеороликам. То, что вы будете наблюдать при выполнении того или иного опыта, необходимо записывать в листы наблюдения, которые у вас лежат на партах, записать: в первом столбике номер опыта во втором – состав данного опыта, который вы увидите при выполнении опыта в третьем столбце вы должны написать результат (вывод) каждого из опытов. 3. Напоминает инструкцию по технике безопасности при выполнении работы. Давайте с вами вспомним технику безопасности: 1. Выполнять все действия только по указания учителя. Перед началом работы проверить безопасность рабочего места. 2. Не делать резких движений во время работы. При работе осторожно обращаться с материалами и инструментами. 3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. После окончания работы произвести уборку своего места. Вымыть руки с мылом. 4. Сообщить учителю при возникновении какой-либо проблемы. 5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. Также выполняем работу с опытами, которые мы с вами будем смотреть. Давайте с вами для начала рассмотрим изображение почвы под лупой. Определите цвет почвы. А что вы заметили? Сделайте вывод. | 1.Анализируют учителя 2. Следуют плану выполнения задания
Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой
Темного/черного
Плодородный – значит в нем содержатся различные вещества, необходимые для роста и развития растений
3.Анализируют инструктаж учителя
Почва имеет темный цвет Находятся остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать словари учебника для поиска необходимой информации. | Презентация, раздаточный материал
|
Первичное закрепление (4-5 мин)
| Усвоение нового способа действий
| Ф.р. Словесный: учебный диалог
| (Разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите её под лупой. Определите цвет почвы 1.Оуществляет подведение итогов лабораторной работы.
А сейчас, научные сотрудники, подведем итоги нашей работы. Ребята, кто был самым внимательным, и кто сможет ответить мне на вопрос: «Что входит в состав почвы?» Теперь, я попрошу вас озвучить результаты проведенных опытов. Совместное выполнение с учашимися Опыт №1. Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Что интересного увидели? Чем объясняется появление пузырьков воздуха?
Опыт № 2. Возьмите 2 салфетки, насыпьте на одну немного почвы. Придавите её плотно ко второй салфетке. Что заметили? Показ видеофрагментов Опыт №3. Нагревание почвы Опыт №4. Почву, в которой перегной уже сгорел, поместили в стакан с водой и размешали. Опыт №5. Опыт на выявление минеральных солей | 1.Предоставляют результаты наблюдения опытов В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых
Лист наблюдений Номер опыта | Наблюдение | Результат | 1 | Вверх поднимаются пузырьки | В почве есть воздух | 2 | На салфетке остались мокрые следы | В почве есть вода.
| 3 | Появление дыма и неприятного запаха | В почве есть перегной | 4 | На дно стакана осел песок, а поверх песка – глина | В состав почвы входит песок и глина | 5 | Вода быстро испарилась и на стекле образовался белый налёт | В почве есть мин. соли |
| М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения
| Презентация, раздаточный материал
|
Динамическая пауза
| Выполнение детьми динамической паузы | Ф.р.
| Организует и проводит динамическую паузу.
Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся, внимание на экран, повторяем движения.
| Выполняют упражнения
| Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
| Презентация, видеоролик |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Практический: выполнение теста
| 1.Проводит самостоятельную работу Теперь я проверю, как вы были внимательны в изучении темы почва и как вы слушали меня на уроке. Вам предстоит выполнить небольшой тест. 1 вариант 1. Почва – это … а) верхний плодородный слой земли; б) остатки корешков и листьев растений в земле; в) слой земли. 2. Что произойдёт, если бросить комочек сухой почвы в воду? а) почва впитает воду; б) из почвы будут выходить пузырьки воздуха; в) ничего. 3. Из остатков растений и животных образуется … а) песок; б) глина; в) перегной. 4. Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется? а) благодаря песку; б) благодаря глине; в) благодаря перегною. 5. Почва питает всё живое, значит она – … а) кормилица; б) поилица; в) красавица. 6. Что придаёт почве тёмный цвет? а) песок; б) глина; в) перегной. 2 вариант 1. Главное свойство почвы – это … а) плодородие; б) содержание влаги и воздуха; в) содержание минеральных солей. 2. Что произойдёт, если нагреть на огне немного свежей почвы и над ней подержать холодное стекло? а) стекло станет влажным; б) почва сгорит; в) ничего. 3. Какой цвет почвы без перегноя? а) чёрный; б) серый; в) жёлтый. 4. Какие горные породы входят в состав почвы? а) перегной и песок; б) перегной и глина; в) песок и глина. 5. Допиши: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина и ____________________________________________________________________ минеральные соли 6. Что растения всасывают из почвы? а) воду и минеральные соли; б) песок и глину; в) ничего. 2. Организует самопроверку учащихся
| 1.Выполняют самостоятельную работу
1 вариант 1-а 2-б 3-в 4-в 5-а 6-в 2 вариант 1-а 2-а 3-б 4-в 5-минарльные соли 6-а
2.Организуют самопроверку | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф.р. Словесный: беседа | 1.Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2.Обобщает материал урока.
Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог, составив кластер на тему: «Состав почвы» | 1.Отвечают на вопросы для закрепления материала. 2. Обобщают материал, составляют кластер
| П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа
| Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. 2.Проводит работу по самооценке.
Ребята, напомните цель нашего урока.
Как вы думаете, мы с вами достигли цели? Что нового вы узнали? Какой вид работы на уроке вам понравился? О чем бы вы рассказали сегодня дома? С чем возникли трудности?
Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Это означает, что мы с вами продуктивно провели урок. Если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то ваш цветом красного цвета; Если недостаточно прилагали усилий, то желтого; А если чуточку поленились, тогда – синего. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. Изучить состав и свойства почвы Да, достигли цели Я узнал для себя новое: что такое перегной Опыты в парах
С выполнением некоторых заданий, с выполнением опыта | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация, раздаточный материал |