Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_mir_prirody_i_cheloveka.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В 3 классе продолжается работа по достижению личностных и предметных результатов, начатая в 1 и 2 классах.
Ведущее место, в силу практической направленности, принадлежит личностным результатам, как обеспечивающим обучающихся возможностью овладения различными жизненными компетенциями, необходимыми для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Одна из основных задач уроков естествоведческого цикла в школе для детей с интеллектуальными нарушениями - научить узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс. (Например, рецепты приготовления блюд, правила поведения в различных ситуациях, уход за домашними животными и т. п.).
Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека» формируются по следующим направлениям:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Для решения задачи социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
умением соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умением слушать и понимать речь других;
умением вступать в диалог с учителем и сверстниками, отстаивая свою позицию.
Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач.
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.
Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения (например, приём медицинских препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки).
При изучении курса «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся.
Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту.
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни.
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие.
Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
Расширение круга предметов домашнего обихода, функции которых важны для ребенка, и которые он использует.
Овладение способностью ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку.
При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно-пространственной организации в курсе «Мир природа и человека» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации.
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.
Расширение круга освоенных социальных контактов.
Программа «Мир природы и человека» наряду с задачами развития жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи.
Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) по курсу «Мир природы и человека» определяются двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
определять по сезонным изменениям время года;
определять направления ветра;
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;
соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
В соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) оценке подлежат предметные и личностные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Мир природы и человека» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» по годам обучения на класс, с указанием фамилии каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в данном учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. В этом случае ученику предусматриваются дополнительные занятия со специалистом – дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения пропущенного учебного материала.
Критерии оценивания и выставления отметок по курсу «Мир природы и человека»
Отметка «5» ставится, если обучающийся понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы по возможности более полными распространенными предложениями. Соблюдает связность слов в предложении, приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение. Классифицирует объекты на группы по существенным признакам. Дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства. Правильно устанавливает причинно-следственные связи. В полном объеме (80%-100%) выполняет самостоятельно тестовые задания, иллюстративные материалы (рисунки, схемы, таблицы)
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает полные ответы, но нарушена связность слов в предложении. Существенные признаки объекта выделяет не в полном объеме, нарушена последовательность в описании объекта или явления. При выполнении практических заданий объем сохранен, но имеются неточности и исправления.
Отметка «3» ставится, если обучающийся дает неточные и неполные ответы на поставленные вопросы, недостаточно полно и последовательно излагает программный материал, постоянно нуждается в помощи учителя. Испытывает трудности в сравнении, классификации предметов и объектов, самостоятельно не обобщает полученные сведения и не устанавливает причинно-следственные связи. Практические задания выполняет небрежно, не в полном объеме (50%-65%)
Оценка в обучении детей с интеллектуальными нарушениями должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех. Возможно использование критериального подхода в оценивании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Физическая культура» для учащихся 1 классов с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекци...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс
Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9 класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...
Рабочая программа по математике для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта)
Адаптированная основная образовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....