Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Представлена пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Речевая практика" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_rechevaya_praktika.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

При работе с учащимися третьего класса целью обучения на уроках «Речевой практики» является совершенствование самостоятельности школьников в использовании речевых и коммуникативных умений в учебных ситуациях и живом общении.

Работа с обучающимися третьего класса предполагает, что школьникам представляется большая самостоятельность при выполнении заданий, в ходе обучения выделяется больше времени для совместного выполнения заданий (работа в парах и подгруппах), используется методический прием «маленький учитель».

Отличительной особенностью уроков «Речевой практики», начиная с третьего класса, является работа над формированием у школьников понимания значения речи и культуры общения в жизни людей.

Такой подход подразумевает, что взрослый, учитель, организующий уроки речевой практики, станет для третьеклассников собеседником, помощником при выполнении некоторых заданий, который на начальной стадии активно контролирует и направляет их речевую деятельность, помогает им понять и освоить ситуацию игры, но постепенно становится участником игры и лишь вносит в нее необходимые коррективы, управляет процессом общения «изнутри».

Планируемые результаты освоения учебного предмета, ожидаемые после 3 года обучения

Достаточный уровень:

понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи на магнитофонной ленте;

выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

сообщать о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень:

выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

знать свое имя и свою фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

 участвовать в беседе;

слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Личностные результаты, ожидаемые после 3 года обучения:

1) Уточнение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.

2)        Расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.), своих и окружающих.

3)        Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения.

4)        Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов обучения).

5)        Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов обучения).

Оценочная карта формирования речевых и коммуникативных умений в ходе изучения курса «Речевая практика» 3 класс

Критерии/уровень овладения

Ф. И. обучающегося

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I. Аудирование и понимание речи

Отчетливое повторение прослушанных слов, коротких предложений

Выполнений заданий, поручений по письменной инструкции

Ответы на вопросы по итогам прослушивания сказки, рассказа в аудиозаписи или просмотра мультипликационного фильма

II. Дикция и выразительность речи

Использование силы голоса, соответствующего речевой ситуации

Использование темпа речи, соответствующего речевой ситуации

Использование мимики и жестов в контексте речевой ситуации

Использование тона голоса, соответствующего речевой ситуации

Использование вежливого тона голоса в ситуации делового общения

III. Общение и его значение в жизни

Проявление эмпатии по отношению к животным

Проявление бережного отношения к растениям

Следование изученным правилам речевого общения в учебных и жизненных ситуациях

Умение использовать письменную информацию в контексте речевой ситуации (вывески, этикетки, несложные инструкции и др.)

IV. Использование базовых формул речевого общения

Обращение, привлечение внимания

Знакомство, представление, приветствие

Приветствие и прощание

Поздравление, пожелание

Одобрение, комплимент

Телефонный разговор

Просьба, совет

Благодарность

Замечания, извинения

Сочувствие, утешение

Критерии: Отлично – умение использует самостоятельно в учебных ситуациях и повседневном общении; очень хорошо – использует в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого; хорошо – умение в стации формирования. Если формирование умения не является актуальным для обучающегося, оценка по данному критерию ему не выставляется.  

Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету «Речевая практика»

Личностные умения

Нет динамики развития

Имеет место динамика индивидуального развития

Умения полностью соответствуют общественным нормам

Выстраивать взаимодействие в соответствии с принятыми социальными ролями в знакомых ситуациях (ученик, одноклассник, зритель, пациент, покупатель и др.)

Следовать нормам этикета и правилам культуры общения

Использовать знания о государственных и личных праздниках, принятых формах их празднования, в повседневной жизни

Процедуры итоговой и промежуточной аттестации

При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития.  Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность обучающихся в процессе участия в речевых ситуациях. Работа обучающихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».

Промежуточная аттестация предполагает оценивание деятельности школьников по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведёт к снижению активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.

Для итоговой аттестации за третий класс может быть использована речевая ситуация «Узнай меня!», содержание которой предполагает проигрывание ранее изученных диалогов и конструирование связных высказываний с использованием ранее изученной лексики.  

Формы организации учебных занятий

Основная форма организации обучения в третьем классе, как и на предыдущих годах обучения - урок «Речевой практики», в ходе которого школьники привлекаются к участию в ролевой игре по теме речевой ситуации.

Участие в речевой ситуации по теме урока «Речевой практики» требует организованной подготовки. Весь процесс работы над речевой ситуацией может быть условно разделен на три взаимосвязанных этапа:

         1) накопительный;

         2) диалогический;

         3) итоговый.

  Первый этап – накопительный. Его цель – уточнить и расширить представления умственно отсталых учащихся по теме, познакомить их с проблемой речевой ситуации, обеспечить языковыми средствами для участия в итоговой ролевой игре.

Собственно речевая ситуация организуется на диалогическом этапе работы. Форма организации речевой ситуации – ролевая игра, используемая в учебных целях. В содержание ролевой игры включается речевое общение учащихся с учителем и друг с другом в соответствии с распределёнными ролями и игровым сюжетом.

Работа над темой речевой ситуации завершается на третьем этапе, который условно назван итоговым.

Уроки также могут быть организованы в форме инсценировок, творческих работ.

В ходе ролевой игры разворачиваются различные сюжеты в рамках выбранной темы.

Начиная с третьего класса, работа над каждой темой должна предваряться решением проблемной ситуации, что помогает школьникам понять значение речи и культуры общения в жизни людей. Завершение работы над каждой темой (представленное в учебнике рубрикой «Это важно!») также ориентирует на осмысление правил речевого общения.

Роль самого учителя в процессе подготовки и проведения ситуации постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность детей, помогает им понять роль, «вжиться» в неё. Постепенно он становится участником игры. И здесь очень важно, чтобы учитель сам верил в речевую ситуацию, в её эффективность, так, как только это условие позволит добиться результатов не только в развитии речи, но и в развитии коммуникации учащихся.

Будучи участником речевой ситуации, учитель может вносить необходимые коррективы в работу, управлять процессом общения.

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был – бил, пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук /С/, потом /З/ на одном выдохе и др.

Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю летит (выбор силы голоса и ритма); -Что ты,еж, такой колючий? – Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи! (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот ) и др.

 Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, типа: Снег идет? – Да, снег идет. – Ура, снег идет!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

 Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем «расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.

Правила речевого общения. Коллективная работа по определению правил. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:

- нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймет;

- говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

- когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

- если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;

 не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини, извините, спасибо.

 Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т.д.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1и 2 классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.  

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,  «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.


                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....

Рабочая программа по чтению для обучающихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.1...

Рабочая программа "Орлята России" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

Программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)Программа направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские ...