РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета направлено на формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет представлен в программе следующими содержательными линиями:
- человек и природа
- человек и общество
- правила безопасной жизни
В 1 классе на изучение отводится 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели) Во 2-4 классах – по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе согласно учебному плану, 2 ч в неделю).
Рабочая программа включает в себя:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные, предметные);
- Содержание учебного предмета, курса;
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_1_klass.docx | 72.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1
на 2023/2024 учебный год
Составитель: Бердник Галина Станиславовна, учитель |
ЛАРЬЯК- 2023
СОДЕРЖАНИЕ
#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99 ФЗ, от N 203 ФЗ).
- федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ VIII вида и утвержденного Департаментом образования и науки ХМАО-Югры.
- Постановления от #1075;., №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Учебного плана КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
−ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;
−накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
−первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи:
−ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
−ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
−ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
−понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
−воспитание положительного отношения к окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
Личностные результаты:
−развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
−проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
Минимальный уровень:
−иметь первоначальные представления об объектах изучения;
−узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
−относить изученные объекты к определенным группам;
−прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
−приобщать к кормлению зимующих птиц;
−знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;
−знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
−освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
−иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
−узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
−относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
−называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
−знать основные правила гигиены органов чувств;
−иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; −уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−1 балл - минимальная динамика;
−2 балла - удовлетворительная динамика;
−3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
−«удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
−«хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
−«очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Контрольные работы | |
1. | Неживая природа | 12 | - | |
2. | Времена года. Осень | 6 | - | |
3. | Живая природа. Растения | 12 | - | |
4. | Времена года. Зима | 6 | - | |
5. | Живая природа. Животные | 8 | - | |
6. | Времена года. Весна | 6 | - | |
7. | Живая природа. Человек | 11 | - | |
8. | Времена года. Лето | 5 | - | |
Итого: | 66 | - |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема предмета | Кол час | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | Дата | ||||
I четверть – 18 часов | ||||||
Неживая природа - 12 часов | ||||||
1 2 | Живая и неживая природа Живая и неживая природа | 2 | Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля Рассматривание рисунка в учебнике Узнавание объектов живой и неживой природы Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке | Просматривают видеосюжет о планете Земля Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях Находят объекты живой и неживой природы на картинке Отвечают на вопросы | Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях | |
3 | Земля и Солнце | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны Отгадывание загадок о Земле и Солнце | Рассматривают рисунки Находят изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях Срисовывают Солнце и Луну Отвечают на вопросы | Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля). Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли) Зарисовывают Солнце и Луну Отгадывают загадки о Земле. | |
4 | Смена времен года | 1 | Просмотр презентацию. Ответы на вопросы учителя Рассматривание картинок: зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия Отгадывание загадок про времена года по картинкам | Просматривают презентацию о смене времен года. Рассматривают картинки. Отвечают на вопрос. Составляют краткий рассказ по рисунку Отгадывают загадки с опорой на картинки | Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года Составляют рассказ по рисунку Находят несоответствия Отгадывают загадки | |
5 6 | День и ночь . | 2 | Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи Рассматривание картинки Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью Выбор по картинке предметов | Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях. Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя | Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью. Выбирают предметы по картинке | |
7 | Сутки | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о сутках Рассматривание схемы Рассматривание рисунка, нахождение ошибок Прослушивание стихотворения Ответы на вопросы | Просматривают краткий видеосюжет о сутках. Рассматривают рисунок Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы | Просматривают краткий видеосюжет о сутках Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца Рассматривают схемы, находят ошибки Прослушивают стихотворение | |
8 9 | Сутки Занятие людей в течение суток | 2 | Рассматривание схемы Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь. Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток | Рассматривают схему Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям Изображают рисунок Отвечают на вопросы | Рассматривают схему Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток Различают части суток в естественных условиях Составляют короткий рассказ. Составляют расписание уроков по рисунку | |
10 | Значение Солнца в жизни человека | 1 | Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека Рассматривание картинки Отгадывание загадок Разучивание игры «Горелки» Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей | Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека. Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей. Разучивают игру и играют в нее Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют краткий рассказ | Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека Рассматривают картинки Отгадывают загадки Разучивают игру и играют в нее Составляют рассказ | |
11 | Солнце и жизнь растений | 1 | Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений Рассматривание рисунков Составление краткого рассказа по рисункам | Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений. Рассматривают иллюстрации, фотографии Составляют краткий рассказ по рисунку | Прослушивают текст Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ по серии рисунков | |
12 | Времена года | 1 | Знакомство с временами года и их названиями Определение времен года по изображению Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года | Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям Соотносят рисунки с определенными временами года. Узнают времена года по картинкам | Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях Определяют время года по изображению Составляют рассказ по картинке | |
Времена года. Осень – 6часов | ||||||
13 14 | Осень Признаки осени Осень Признаки осени | 2 | Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой Работа с календарем с помощью учителя Составление рассказа с опорой на иллюстрации Прослушивание стихотворения | Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям Находят рисунки признаков осени на иллюстрациях, фотографиях Работают с календарем с помощью учителя Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы | Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях. Работают с календарем частично самостоятельно Составляют рассказ по иллюстрациям | |
15 | Осень Признаки осени Осенние месяцы | 1 | Просмотр видеосюжета о признаках осени Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем | Просматривают видеосюжет о признаках осени. Рассматривают иллюстрации, фотографии Работают с календарем с помощью учителя | Просматривают видеосюжет о признаках осени Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев | |
16 | Занятия и одежда людей осенью | 1 | Рассматривание рисунка Составление рассказа по рисунку Выбор по рисунку одежды для осенней прогулки людей | Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени. Отвечают на вопросы | Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях. Составляют рассказ по рисунку, с частичной помощью учителя Выбирают сезонную одежду для осени Отвечают на вопросы | |
17 | Осень. Урожай. | 1 | Выбор по рисунку инструментов для уборки сада Работа с опорными словами (урожай, грибы) Перечисление осенних месяцев Название предметов урожая | Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания. Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя. | Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя. | |
18 | Осень. Грибы. | 1 | Рассматривание рисунков Называние нескольких грибов Работа с опорными словами (урожай, грибы) Прослушивание стихотворения | Рассматривают рисунки. Называют 1-2 гриба. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание | Рассматривают рисунки Называют 2-3 гриба Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение | |
II четверть –15 часов | ||||||
Живая природа. Растения– 12часов | ||||||
19 | Растения Части растений | 1 | Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса Рассматривание рисунка Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник) | Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок. Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) | Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок. Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях | |
20 | Растения Строение и сходство растений | 1 | Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку Ответы на вопросы по различию растений Сравнение частей растений и нахождение сходства (лист, стебель, корень) | Рассматривают схемы. Находят части растений по рисунку Отвечают на вопросы с помощью учителя Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) по иллюстрациям | Рассматривают схемы Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство | |
21 | Различия растений Разнообразие растений | 1 | Рассматривание иллюстрации Нахождение объектов природы на рисунке (цветы) Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку Зарисовка листьев разных растений Прослушивание стихотворения Составление рассказа об уходе за растениями | Рассматривают иллюстрации. Находят объекты природы на рисунке (цветы) Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку. Раскрашивают листья разных растений Прослушивают стихотворение Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации. Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы) Находят сходства и различия объектов природы (цветы) Рисуют листья разных растений по образцу Прослушивают стихотворение. Составляют рассказ об уходе за растениями Отвечают на вопросы | |
22 | Семена растений | 1 | Рассматривание изображения растений и семян Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян) | Рассматривают изображения растений и семян Составляют краткий рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) по картинке с помощью учителя Сажают семена растения (практическая работа) | Рассматривают растения и семена в натуральном виде Составляют рассказ по картинке (выращивание растения из семян). Сажают семена растения (практическая работа) Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода). | |
23 | Плоды. Овощи | 1 | Рассматривание сюжетных рисунков Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи) Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи) | Рассматривают рисунки Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (овощи) Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунки Прослушивают учебный текст. Рассматривают овощи в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи) | |
24 | Плоды. Фрукты | 1 | Рассматривание иллюстрации (фрукты). Ответы на вопросы учителя Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты) Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации (фрукты) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (фрукты) | Рассматривают фрукты в натуральном виде. Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов | |
25 | Ягоды | 1 | Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды). Называние ягод Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды) | Прослушивают учебный Текст. Рассматривают иллюстрации (ягоды) Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде. Находят и называют знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы | |
26 | Овощи, фрукты, ягоды | 1 | Называние нескольких овощей, фруктов, ягод Обобщение представлений о плодах | Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2) Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде | Называют овощи, фрукты, ягоды (по 2-3) Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке | |
27 | Приспособление растений к сезонным изменениям | 1 | Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года | Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя | Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке | |
28 | Приспособление растений к разным условиям жизни | 1 | Прослушивание вводного слова учителя Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения | Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях. Рассматривают иллюстрации. Показывают на картинке разные условия жизни растений. Отвечают на вопросы | |
29 | Уход за растениями | 1 | Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов. Названия растений и инвентаря | Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя. Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя | Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы Отвечают на вопросы | |
30 | Растения (обобщающий урок) | 1 | Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Рассматривание рисунков Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники) Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) | Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки. Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки Показывают и называют знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения | |
Времена года. Зима – 6 часов | ||||||
31 | Зима Признаки зимы | 1 | Рассматривание сюжетного рисунка Работа по схемам Проведение опыта совместно с учителем Работа с опорными словами (зима, снегопад) Вырезание снежинки | Рассматривают сюжетный рисунок Работают по схемам. Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы | |
32 | Признаки зимы Зимние месяцы | 1 | Просмотр краткого видео о признаках зимы Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона) Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам) | Просматривание краткого видео о признаках зимы. Показывают признаки сезона в естественных условиях. Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). | Просматривание краткого видео о признаках зимы Называют признаки зимы в естественных условиях. Называют зимние месяцы Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения. | |
33 | Зимующие птицы | 1 | Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей Рассматривание рисунка | Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы | |
III четверть – 15 часов | ||||||
34 | Животные зимой | 1 | Рассматривание рисунков Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте. | Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными в различное время года на картинках. Отвечают на вопросы с помощью учителя. | Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках Отвечают на вопросы Находят несоответствия в изображении, тексте | |
35 36 | Зимняя одежда и обувь Занятия людей зимой | 2 | Рассматривание рисунка Выбор нужных предметов одежды для зимней прогулки Разучивание текста и правил подвижной игры «Мороз Красный Нос» | Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы с помощью учителя Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки. | Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы. Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки. Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос». Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки | |
Живая природа. Животные – 8 часов | ||||||
37 | Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые | 1 | Рассматривание рисунков с изображением животных. Показ и называние знакомых животных. Просмотр видео о разнообразии животного мира Ответы на вопросы по теме. | Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы с помощью учителя. | Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы. | |
38 39 | Сходство и различие животных. | 2 | Прослушивание вводных слов учителя Рассматривание рисунков с изображением животных Называние и показ знакомых животных Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составление рассказа по опорным вопросам | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных по слову учителя. Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Составляют словосочетания по опорным словам. (шерсть, перья, чешуя) Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя. | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания) с опорой на картинку Составляют рассказ-описание по опорным словам. (шерсть, перья, чешуя) | |
40 | Детёныши животных | 1 | Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев учителя Рассматривание рисунков Называние детенышей зверей, птиц, рыб Составление рассказа по картинке Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) | Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя. Рассматривают рисунки Показывают детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по картинке с помощью учителя. Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) | Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки. Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы. Составляют рассказ по картинке Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) | |
41 | Домашние животные | 1 | Прослушивание текста «Домашние животные» Определение и называние животных по рисунку Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) Составление описательного рассказа о домашнем животном Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное» | Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают изображения животных на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя Рисуют «Мое домашнее животное» | Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают и называют изображения животных на картинке Отвечают на вопросы Составляют описательный рассказ о домашнем животном Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное» | |
42 | Дикие животные | 1 | Просмотр краткого видео о диких животных Рассматривание рисунка и называние изображенных животных Рассматривание рисунков и нахождение соответствия Название сказок про диких животных | Просматривают краткое видео о диких животных. Рассматривают рисунок и показывают изображенных животных. Называют сказки про диких животных по картинкам. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Просматривают краткое видео о диких животных Рассматривают рисунок и называют изображенных животных. Называют сказки про диких животных. Отвечают на вопросы Сочиняют сказку по рисунку | |
43 | Приспособление животных к смене времён года | 1 | Просмотр краткого видео Рассматривание рисунка Работа с опорными словами Составление рассказов с опорой на картинку Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой | Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок. Составляют словосочетания с опорными словами Составляют краткий рассказ с опорой на картинку | Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют предложения с опорными словами Составляют рассказ с опорой на картинку Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой | |
44 | Животные (обобщающий урок) | 1 | Рассматривание картинок с изображением животных Называние диких и домашних животных Обобщение понятий по характерным признакам (дикие - домашние животные) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Составление рассказа о животном | Рассматривают картинки с изображением животных. Показывают и дифференцируют диких и домашних животных Сравнивают животных по отличительным признакам с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют краткий рассказ о животном с помощью учителя | Рассматривают сюжетные картины Показывают и называют диких и домашних животных. Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам, обобщают в слове (дикие, домашние) Отвечают на вопросы Составляют рассказ о животном по картинке | |
Времена года. Весна – 6 часов | ||||||
45 | Весна Признаки весны | 1 | Рассматривание рисунков Нахождение отличий Определение с помощью учителя по схемам причин сезонных изменений Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года. Находят 1-2 отличия. Показывают с помощью учителя по схемам причины сезонных изменений. Отвечают на вопросы с помощью учителя. | Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 2-3 отличия Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений. Отвечают на вопросы | |
46 | Признаки весны Весенние месяцы | 1 | Прослушивание текста Нахождение признаков весны по иллюстрациям Ответы на вопросы по тексту учебника Рисование объектов природы (подснежника) по образцу Разучивание стихотворения | Прослушивают текст. Показывают признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям. Отвечают на вопросы с помощью учителя Раскрашивают объекты природы (подснежники) | Прослушивают текст Показывают и называют признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям Отвечают на вопросы Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу | |
IV четверть - 17 часов | ||||||
47 | Перелётные птицы | 1 | Просмотр видео о перелетных птицах Рассматривание рисунка Называние перелетных птиц Составление рассказа по рисунку и опорным словам | Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают рисунки с изображением птиц Показывают 1-2 перелетные птицы Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя | Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают сюжетный рисунок. Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в Отвечают на вопросы Составляют рассказ по рисунку | |
48 | Животные весной | 1 | Рассматривание и называние изображенных объектов природы (животные весной) Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных | Рассматривают и показывают животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Показывают детенышей животных | Рассматривают и называют животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку. Показывают и называют детенышей животных Просматривают видео о жизни животных весной | |
49 50 | Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной | 2 | Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Прослушивание стихотворения Рассматривание рисунка | Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку с помощью учителя Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы с | Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку. Прослушивают стихотворение и повторяют 1-2 строки. Отвечают на вопросы | |
Живая природа. Человек – 11 часов | ||||||
51 | Человек. Отличия по полу и возрасту. | 1 | Прослушивание вводных слов учителя Нахождение сходства и различия людей по картинке (внешний вид, пол, возраст) Называние изображенных людей Рассказ о себе по плану Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами | Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство людей по картинке в естественных условиях (внешний вид, пол, возраст) с помощью учителя Называют изображенных людей Рассказывают о себе по краткому плану | Прослушивают вводные слова учителя Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называют и показывают изображенных людей Рассказывают о себе по плану. Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки Составляют предложения с опорными словами. Отвечают на вопросы | |
52 53 | Человек. Части тела. | 2 | Прослушивание вводных слов учителя Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела Игра в дидактическую игру «Части тела» Игра «Театр теней» Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составление рассказа о себе по опорным вопросам | Прослушивают вводные слова учителя Прослушивают стихотворение Находят и показывают части тела на себе Называют части тела на картинке Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе с помощью учителя | Прослушивают вводные слова учителя Прослушивают стихотворение, работают с текстом Находят и называют частей тела на себе Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе по опорным вопросам | |
54 | Гигиенические навыки | 1 | Просмотр краткого видео. Разучивание правил гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Выполнение заданий на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения | Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены по картинкам. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют упрощенные задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают стихотворение | Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены в натуральном виде в естественных условиях. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 2-3 строки стихотворения | |
55 | Лицо человека | 1 | Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Игра «Свет мой, зеркальце, скажи» Нахождение сходства и различия лиц по рисунку | Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство лиц одноклассников | Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку. Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство и различия лиц одноклассников и на картинках Отвечают на вопросы Показывают части лица человека на рисунке Рисуют свой портрет | |
56 | Глаза Охрана зрения | 1 | Определение функции глаз по рисункам Рисование предмета Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивание правил | Рассматривают рисунок, определяют функции глаз с помощью учителя Рисуют глаз по образцу. Находят и показывают части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке. Составляют словосочетания с опорными словами. | Рассматривают рисунок, определяют функции глаз. Рисуют глаз по образцу Находят и называют части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы) | |
57 | Уши Орган слуха | 1 | Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы Определение функции уха. Отгадывание загадок Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (уши, слух) Разучивание правил гигиены ушей Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объяснение смысла выражения «Ушки на макушке» | Прослушивают текст (строение уха) Определяют функции ушей с помощью учителя. Находят и показывают парный объект у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей по картинкам Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают текст (строение уха). Определяют функции ушей. Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объясняют смысл выражения «Ушки на макушке» Отвечают на вопросы | |
58 | Нос Орган дыхания | 1 | Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы Определение функции носа у себя Практическая работа «Узнай по запаху» Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивание правил гигиены носа | Прослушивают текст (строение носа) Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников. Составляют словосочетания с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание). Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой. | Прослушивают текст (строение носа) Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников, сравнивают. Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивают 2-3 правила гигиены носа Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» | |
59 | Рот Орган вкуса | 1 | Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы Дифференциация предметов по функциональному назначению. Практические работы «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды Отгадывание загадок Объяснение выражения «Держать язык за зубами» | Прослушивают текст (строение рта) Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа) Находят и показывают объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды по картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Прослушивают текст (строение рта) Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа) Находят и показывают, называют объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды Отгадывают загадки Объясняют смысл выражения «Держать язык за зубами» | |
60 | Кожа Орган осязания | 1 | Прослушивание текста Рассматривание рисунка и определение свойств предмета Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек») | Прослушивают текст Рассматривают рисунок. Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют словосочетания с опорными словами. | Прослушивают текст Рассматривают рисунок Называют и описывают свойства предметов по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют предложения | |
61 | Осанка Скелет и мышцы человека | 1 | Рассматривание рисунка и нахождение картинки на правильную осанку Разучивание стихотворения для физкультминутки Изучение правил посадки за партой, ношения груза, правильной осанки Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц | Рассматривают рисунок. Прослушивают стихотворение для физкультминутки. Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц по показу учителя | Рассматривают рисунок. Разучивают стихотворение для физкультминутки Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере и примере одноклассников. Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц в классе | |
Времена года. Лето - 5 часов | ||||||
62 | Лето Признаки лета | 1 | Рассматривание рисунков. Нахождение и называние признаков лета в естественных условиях и на рисунке. Ответы на вопросы по рисункам (признаки лета) Определение по схемам сезонных изменений летом | Рассматривают рисунки. Находят и показывают признаки лета в естественных условиях и на рисунке. Отвечают на вопросы с помощью учителя | Рассматривают рисунки Находят и показывают, называют признаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом | |
Дополнительные часы - 4 часа | ||||||
63 | Признаки лета Летние месяцы | 1 | Перечисление летних месяцев Нахождение различий на рисунках Нахождение признаков лета по опорным схемам Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения | Перечисляют летние месяцы с помощью учителя по картинкам Находят различия на рисунках Находят признаки лета по опорным схемам Раскрашивают картину по теме «Лето» после прослушивания. | Перечисляют летние месяцы Находят различия на рисунках. Находят признаки лета на сюжетной картине. Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Составляют предложения с опорными словами (лето, цветы) Составляют рассказ по рисунку. | |
64 | Животные и растения летом | 1 | Рассматривание и называние животных и растений по рисунку Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных | Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают 1-2 детенышей животных | Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках Составляют рассказ по опорным словам Отвечают на вопросы Показывают и называют 3-4 детеныша животных | |
65 | Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом Безопасные летние каникулы | 1 | Определение на календаре периода летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий Показывают и выбирают нужные предметы одежды | Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней. Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения | |
66 | Занятия людей летом Безопасные летние каникулы | 1 | Выделение нужных предметов одежды после прослушивания стихотворения Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривание правил поведения на водоемах летом | после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Проговаривают правила поведения на водоемах летом по картинкам | Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривают правила поведения на водоемах летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...
Методическая разработка по учебному предмету "Мир природы и человека" для 1 класса школы VIII вида
Технологическая карта к уроку Мир природы и человека 1 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....
Программа учебного предмета «Мир природы и человека» 1-4 класс
1. Пояснительная записка Программа по предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...