РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Содержание учебного предмета направлено на формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • человек и природа
  • человек и общество
  • правила безопасной жизни

В 1 классе на изучение отводится 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели) Во 2-4 классах – по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе согласно учебному плану, 2 ч в неделю).

Рабочая программа включает в себя:

  • Планируемые      результаты освоения    учебного    предмета, курса

(личностные, метапредметные, предметные);

  • Содержание учебного предмета, курса;
  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_1_klass.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 10

от «31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________ Е.А.Кузьмин

Приказ № 184

от « 31 » августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Мир природы и человека»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

на 2023/2024 учебный год

Составитель: Бердник Галина Станиславовна,

учитель

ЛАРЬЯК- 2023

СОДЕРЖАНИЕ

#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

#1057;ОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7

#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99 ФЗ, от N 203 ФЗ).

- федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ VIII вида и утвержденного Департаментом образования и науки ХМАО-Югры.

- Постановления от #1075;., №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Учебного плана КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).

Цель обученияознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи:

ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;

ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;

ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

понимание простейших взаимосвязей человека и природы;

воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Личностные результаты:

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Минимальный уровень:

иметь первоначальные представления об объектах изучения;

узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

относить изученные объекты к определенным группам;

прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

приобщать к кормлению зимующих птиц;

знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;

знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.

Достаточный уровень:

иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

знать основные правила гигиены органов чувств;

иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

«удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;

«хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;

«очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.

Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации.

Содержание разделов

п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

Неживая природа

12

-

2.

Времена года. Осень

6

-

3.

Живая природа. Растения

12

-

4.

Времена года. Зима

6

-

5.

Живая природа. Животные

8

-

6.

Времена года. Весна

6

-

7.

Живая природа. Человек

11

-

8.

Времена года. Лето

5

-

Итого:

66

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол

час

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Дата

I четверть – 18 часов

Неживая природа - 12 часов

1

2

Живая и неживая природа

Живая и неживая природа

2

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля Рассматривание рисунка в учебнике

Узнавание объектов живой и неживой природы

Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке

Просматривают видеосюжет о планете Земля

Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях Находят объекты живой и неживой природы на картинке Отвечают на вопросы

Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире

Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях

3

Земля и Солнце

1

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка

Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны

Зарисовка объектов природы:

Солнца. Луны

Отгадывание загадок о Земле и Солнце

Рассматривают рисунки Находят изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях

Срисовывают Солнце и Луну

Отвечают на вопросы

Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля). Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли) Зарисовывают Солнце и Луну

Отгадывают загадки о Земле.

4

Смена времен года

1

Просмотр презентацию. Ответы на вопросы учителя Рассматривание картинок:

зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает;

лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия

Отгадывание загадок про времена года по картинкам

Просматривают презентацию о смене времен года. Рассматривают картинки.

Отвечают на вопрос. Составляют краткий рассказ по рисунку

Отгадывают загадки с опорой

на картинки

Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года

Составляют рассказ по рисунку

Находят несоответствия

Отгадывают загадки

5

6

День и ночь .

2

Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи

Рассматривание картинки Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью

Выбор по картинке предметов

Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях. Рассматривают картинки

Отвечают на вопросы

Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя

Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи

Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью. Выбирают предметы по картинке

7

Сутки

1

Просмотр краткого видеосюжета о сутках

Рассматривание схемы Рассматривание рисунка, нахождение ошибок Прослушивание стихотворения

Ответы на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о сутках. Рассматривают рисунок

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о сутках

Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца

Рассматривают схемы, находят ошибки

Прослушивают стихотворение

8

9

Сутки

Занятие людей в течение суток

2

Рассматривание схемы Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток

Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь. Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток

Рассматривают схему

Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток

Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям

Изображают рисунок

Отвечают на вопросы

Рассматривают схему

Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток

Различают части суток в естественных условиях

Составляют короткий рассказ. Составляют расписание уроков по рисунку

10

Значение Солнца в жизни человека

1

Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека

Рассматривание картинки

Отгадывание загадок

Разучивание игры «Горелки» Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей

Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека.

Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей. Разучивают игру и играют в нее

Отгадывают загадки с опорой на картинки

Составляют краткий рассказ

Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека

Рассматривают картинки

Отгадывают загадки

Разучивают игру и играют в нее

Составляют рассказ

11

Солнце и жизнь растений

1

Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений

Рассматривание рисунков Составление краткого рассказа по рисункам

Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений. Рассматривают иллюстрации, фотографии

Составляют краткий рассказ по рисунку

Прослушивают текст

Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений

Рассматривают рисунки

Составляют краткий рассказ по серии рисунков

12

Времена года

1

Знакомство с временами года и их названиями

Определение времен года по изображению

Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года

Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям

Соотносят рисунки с определенными временами года. Узнают времена года по картинкам

Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года

Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях

Определяют время года по изображению

Составляют рассказ по картинке

Времена года. Осень – 6часов

13

14

Осень

Признаки осени

Осень

Признаки осени

2

Наблюдения: изменение окраски

листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой

Работа с календарем с помощью учителя

Составление рассказа с опорой на иллюстрации

Прослушивание стихотворения

Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям

Находят рисунки признаков осени на иллюстрациях, фотографиях

Работают с календарем с помощью учителя

Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе

Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях. Работают с календарем частично самостоятельно

Составляют рассказ по иллюстрациям

15

Осень

Признаки осени

Осенние месяцы

1

Просмотр видеосюжета о признаках осени

Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем

Просматривают видеосюжет о признаках осени. Рассматривают иллюстрации, фотографии

Работают с календарем с помощью учителя

Просматривают видеосюжет о признаках осени

Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев

16

Занятия и одежда людей осенью

1

Рассматривание рисунка Составление рассказа по рисунку

Выбор по рисунку одежды для

осенней прогулки людей

Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях

Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя

Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени. Отвечают на вопросы

Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях. Составляют рассказ по рисунку, с частичной помощью учителя

Выбирают сезонную одежду для осени

Отвечают на вопросы

17

Осень. Урожай.

1

Выбор по рисунку инструментов для уборки сада

Работа с опорными словами

(урожай, грибы)

Перечисление осенних месяцев

Название предметов урожая

Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания. Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя.

Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение

Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя.

18

Осень. Грибы.

1

Рассматривание рисунков

Называние нескольких грибов

Работа с опорными словами

(урожай, грибы)

Прослушивание стихотворения

Рассматривают рисунки. Называют 1-2 гриба. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание

Рассматривают рисунки

Называют 2-3 гриба

Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение

II четверть –15 часов

Живая природа. Растения– 12часов

19

Растения

Части растений

1

Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса Рассматривание рисунка Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник)

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок. Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник)

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок.

Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях

20

Растения Строение и сходство растений

1

Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку

Ответы на вопросы по различию растений

Сравнение частей растений и нахождение сходства (лист, стебель, корень)

Рассматривают схемы. Находят части растений по рисунку

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Сравнивают части растений

(лист, стебель, корень) по иллюстрациям

Рассматривают схемы

Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство

21

Различия растений Разнообразие растений

1

Рассматривание иллюстрации

Нахождение объектов природы на рисунке (цветы)

Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку

Зарисовка листьев разных растений

Прослушивание стихотворения Составление рассказа об уходе за растениями

Рассматривают иллюстрации. Находят объекты природы на рисунке (цветы)

Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку. Раскрашивают листья разных растений

Прослушивают стихотворение

Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации. Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы)

Находят сходства и различия объектов природы (цветы)

Рисуют листья разных растений по образцу

Прослушивают стихотворение. Составляют рассказ об уходе за растениями

Отвечают на вопросы

22

Семена растений

1

Рассматривание изображения растений и семян

Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян)

Рассматривают изображения растений и семян

Составляют краткий рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) по картинке с помощью учителя

Сажают семена растения (практическая работа)

Рассматривают растения и семена в натуральном виде

Составляют рассказ по картинке

(выращивание растения из семян). Сажают семена растения (практическая работа)

Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода).

23

Плоды. Овощи

1

Рассматривание сюжетных рисунков

Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи)

Нахождение и называние знакомых объектов на картинке

(овощи)

Рассматривают рисунки

Прослушивают учебный

текст

Рассматривают иллюстрации (овощи)

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают рисунки

Прослушивают учебный текст. Рассматривают овощи в натуральном виде

Отвечают на вопросы

Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи)

24

Плоды. Фрукты

1

Рассматривание иллюстрации

(фрукты). Ответы на вопросы учителя Нахождение и называние знакомых объектов на картинке

(фрукты) Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации

(фрукты)

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Находят и указывают знакомые объекты на картинке

(фрукты)

Рассматривают фрукты в натуральном виде. Отвечают на вопросы

Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов

25

Ягоды

1

Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды). Называние ягод

Нахождение и называние знакомых объектов на картинке

(ягоды)

Прослушивают учебный

Текст. Рассматривают иллюстрации

(ягоды)

Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде.

Находят и называют знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы

26

Овощи, фрукты, ягоды

1

Называние нескольких овощей, фруктов, ягод

Обобщение представлений о плодах

Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2)

Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде

Называют овощи, фрукты, ягоды

(по 2-3)

Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке

27

Приспособление растений к сезонным изменениям

1

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года

Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя

Наблюдают за жизнью

растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке

28

Приспособление растений к разным условиям жизни

1

Прослушивание вводного слова учителя

Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях

Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения

Прослушивают вводное слово учителя

Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают вводное слово учителя

Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях. Рассматривают иллюстрации. Показывают на картинке разные условия жизни растений. Отвечают на вопросы

29

Уход за растениями

1

Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями

Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву

Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов. Названия растений и инвентаря

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями

Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя. Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями

Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву

Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы

Отвечают на вопросы

30

Растения (обобщающий урок)

1

Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Рассматривание рисунков Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники)

Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия)

Рассматривают рисунки. Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников)

на пришкольном участке (экскурсия)

Рассматривают рисунки

Показывают и называют знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы

Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения

Времена года. Зима – 6 часов

31

Зима

Признаки зимы

1

Рассматривание сюжетного рисунка

Работа по схемам

Проведение опыта совместно с учителем

Работа с опорными словами

(зима, снегопад)

Вырезание снежинки

Рассматривают сюжетный

рисунок

Работают по схемам. Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают рисунок

Работают по схемам

Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении)

Отвечают на вопросы

32

Признаки зимы

Зимние месяцы

1

Просмотр краткого видео о признаках зимы

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона)

Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам)

Просматривание краткого видео о признаках зимы. Показывают признаки сезона в естественных условиях. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона).

Просматривание краткого видео о признаках зимы

Называют признаки зимы в естественных условиях. Называют зимние месяцы

Отвечают на вопросы

Работают с опорными словами

(снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения.

33

Зимующие птицы

1

Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей

Рассматривание рисунка

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы

III четверть – 15 часов

34

Животные зимой

1

Рассматривание рисунков Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте.

Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными в различное время года на картинках.

Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают рисунок.

Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках

Отвечают на вопросы

Находят несоответствия в изображении, тексте

35

36

Зимняя одежда и обувь

Занятия людей зимой

2

Рассматривание рисунка Выбор нужных предметов одежды для зимней прогулки Разучивание текста и правил подвижной игры «Мороз Красный Нос»

Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки.

Рассматривают рисунок

Отвечают на вопросы. Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки. Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос». Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки

Живая природа. Животные – 8 часов

37

Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые

1

Рассматривание рисунков с изображением животных. Показ и называние знакомых животных.

Просмотр видео о разнообразии животного мира

Ответы на вопросы по теме.

Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных

Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают рисунки с изображением животных

Показывают и называют знакомых животных

Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы.

38

39

Сходство и различие животных.

2

Прослушивание вводных слов

учителя

Рассматривание рисунков с изображением животных Называние и показ знакомых животных

Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания)

Сравнение животных по внешнему виду, окраске

Работа по опорным словам

(шерсть, перья, чешуя) Составление рассказа по опорным вопросам

Прослушивают вводное слово учителя

Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных по слову учителя. Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Составляют словосочетания по опорным словам. (шерсть, перья, чешуя)

Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя.

Прослушивают вводное слово учителя

Рассматривают рисунки с изображением животных

Показывают и называют знакомых животных

Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания) с опорой на картинку

Составляют рассказ-описание по опорным словам. (шерсть, перья, чешуя)

40

Детёныши животных

1

Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев

учителя

Рассматривание рисунков Называние детенышей зверей, птиц, рыб

Составление рассказа по картинке

Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя. Рассматривают рисунки

Показывают детенышей зверей, птиц, рыб

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют рассказ по картинке с помощью учителя. Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных)

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя

Рассматривают рисунки. Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ по картинке

Разучивают игру «Один – много»

(детеныши животных)

41

Домашние животные

1

Прослушивание текста «Домашние животные»

Определение и называние животных по рисунку

Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти)

Составление описательного рассказа о домашнем животном Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное»

Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают изображения животных на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя

Рисуют «Мое домашнее животное»

Прослушивают текст «Домашние животные»

Показывают и называют изображения животных на картинке

Отвечают на вопросы

Составляют описательный рассказ о домашнем животном

Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное»

42

Дикие животные

1

Просмотр краткого видео о диких животных

Рассматривание рисунка и называние изображенных животных

Рассматривание рисунков и нахождение соответствия Название сказок про диких животных

Просматривают краткое видео о диких животных. Рассматривают рисунок и показывают изображенных животных.

Называют сказки про диких животных по картинкам. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Просматривают краткое видео о диких животных

Рассматривают рисунок и называют изображенных животных. Называют сказки про диких животных.

Отвечают на вопросы

Сочиняют сказку по рисунку

43

Приспособление животных к смене времён года

1

Просмотр краткого видео

Рассматривание рисунка

Работа с опорными словами Составление рассказов с опорой на картинку

Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой

Просматривают краткое видео

Рассматривают рисунок. Составляют словосочетания с опорными словами Составляют краткий рассказ с опорой на картинку

Просматривают краткое видео

Рассматривают рисунок

Составляют предложения с опорными словами

Составляют рассказ с опорой на картинку

Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой

44

Животные (обобщающий урок)

1

Рассматривание картинок с изображением животных Называние диких и домашних животных

Обобщение понятий по характерным признакам (дикие - домашние животные)

Сравнение животных по внешнему виду, окраске Составление рассказа о животном

Рассматривают картинки с изображением животных. Показывают и дифференцируют диких и домашних животных

Сравнивают животных по отличительным признакам с помощью учителя

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют краткий рассказ о животном с помощью учителя

Рассматривают сюжетные картины

Показывают и называют диких и домашних животных.

Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам, обобщают в слове (дикие, домашние)

Отвечают на вопросы

Составляют рассказ о животном по картинке

Времена года. Весна – 6 часов

45

Весна

Признаки весны

1

Рассматривание рисунков

Нахождение отличий Определение с помощью учителя по схемам причин сезонных изменений

Прослушивание стихотворения

Работа с опорными словами

(весна, ручьи, почки)

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года. Находят 1-2 отличия. Показывают с помощью учителя по схемам причины сезонных изменений. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года

Находят 2-3 отличия

Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений. Отвечают на вопросы

46

Признаки весны Весенние месяцы

1

Прослушивание текста Нахождение признаков весны по иллюстрациям

Ответы на вопросы по тексту учебника

Рисование объектов природы (подснежника) по образцу Разучивание стихотворения

Прослушивают текст. Показывают признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям.

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Раскрашивают объекты природы (подснежники)

Прослушивают текст

Показывают и называют признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям

Отвечают на вопросы

Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу

IV четверть - 17 часов

47

Перелётные птицы

1

Просмотр видео о перелетных птицах

Рассматривание рисунка

Называние перелетных птиц Составление рассказа по рисунку и опорным словам

Просматривают видео о перелетных птицах

Рассматривают рисунки с изображением птиц

Показывают 1-2 перелетные птицы

Отвечают на вопросы с помощью учителя

Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя

Просматривают видео о перелетных птицах

Рассматривают сюжетный рисунок. Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в

Отвечают на вопросы

Составляют рассказ по рисунку

48

Животные весной

1

Рассматривание и называние изображенных объектов природы (животные весной) Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных

Рассматривают и показывают животных весной на картине

Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Показывают детенышей животных

Рассматривают и называют животных весной на картине

Составляют рассказ по рисунку. Показывают и называют детенышей животных

Просматривают видео о жизни животных весной

49

50

Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной

2

Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку

Прослушивание стихотворения

Рассматривание рисунка

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку с помощью учителя

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы с

Рассматривают рисунок

Выполняют задания по рисунку. Прослушивают стихотворение и

повторяют 1-2 строки. Отвечают на вопросы

Живая природа. Человек – 11 часов

51

Человек.

Отличия по полу и возрасту.

1

Прослушивание вводных слов учителя

Нахождение сходства и различия людей по картинке (внешний вид, пол, возраст)

Называние изображенных людей

Рассказ о себе по плану

Прослушивание стихотворения

Работа с опорными словами

Прослушивают вводные слова учителя

Находят сходство людей по картинке в естественных условиях (внешний вид, пол, возраст) с помощью учителя

Называют изображенных людей

Рассказывают о себе по краткому плану

Прослушивают вводные слова учителя

Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по картинке (внешний вид, пол, возраст).

Называют и показывают изображенных людей

Рассказывают о себе по плану. Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки

Составляют предложения с опорными словами. Отвечают на вопросы

52

53

Человек. Части тела.

2

Прослушивание вводных слов учителя

Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела

Игра в дидактическую игру

«Части тела»

Игра «Театр теней»

Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Составление рассказа о себе по опорным вопросам

Прослушивают вводные слова учителя

Прослушивают стихотворение

Находят и показывают части тела на себе

Называют части тела на картинке

Играют в дидактическую игру «Части тела»

Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Составляют рассказ о себе с помощью учителя

Прослушивают вводные слова учителя

Прослушивают стихотворение, работают с текстом

Находят и называют частей тела на себе

Играют в дидактическую игру «Части тела»

Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Составляют рассказ о себе по опорным вопросам

54

Гигиенические навыки

1

Просмотр краткого видео.

Разучивание правил гигиены.

Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам.

Составление рассказа о правилах ухода за телом.

Выполнение заданий на дифференциацию предметов по назначению.

Разучивание стихотворения

Просматривают краткое видео.

Разучивают правила гигиены по картинкам.

Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Выполняют упрощенные задания на дифференциацию предметов по назначению.

Прослушивают стихотворение

Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены в натуральном виде в естественных условиях.

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 2-3 строки стихотворения

55

Лицо человека

1

Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»

Нахождение сходства и различия лиц по рисунку

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку

Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи»

Находят сходство лиц одноклассников

Рассматривают рисунок

Выполняют задания по рисунку. Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи»

Находят сходство и различия лиц одноклассников и на картинках

Отвечают на вопросы

Показывают части лица человека на рисунке

Рисуют свой портрет

56

Глаза

Охрана зрения

1

Определение функции глаз по рисункам

Рисование предмета

Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке. Работа с опорными словами

(брови, веки, ресницы)

Разучивание правил

Рассматривают рисунок, определяют функции глаз с помощью учителя

Рисуют глаз по образцу. Находят и показывают части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке. Составляют словосочетания с опорными словами.

Рассматривают рисунок, определяют функции глаз. Рисуют глаз по образцу

Находят и называют части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке

Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы)

57

Уши

Орган слуха

1

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы Определение функции уха. Отгадывание загадок Нахождение и называние объекта у себя и на картинке

Работа с опорными словами

(уши, слух)

Разучивание правил гигиены ушей

Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос»

Объяснение смысла выражения

«Ушки на макушке»

Прослушивают текст (строение уха)

Определяют функции ушей с помощью учителя. Находят и показывают парный объект у себя и на картинке

Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух)

Разучивают правила гигиены ушей по картинкам

Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит голос» Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают текст (строение уха).

Определяют функции ушей. Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке

Составляют предложения с опорными словами (уши, слух)

Разучивают правила гигиены ушей

Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит голос»

Объясняют смысл выражения

«Ушки на макушке»

Отвечают на вопросы

58

Нос

Орган дыхания

1

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы Определение функции носа у себя

Практическая работа «Узнай по запаху»

Нахождение и называние объекта у себя и на картинке

Работа с опорными словами

(нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивание правил гигиены носа

Прослушивают текст (строение носа)

Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников. Составляют словосочетания с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание). Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой.

Прослушивают текст (строение носа)

Определяют функцию носа у себя

(по своим ощущениям)

Играют в игру «Узнай по запаху»

(практическая работа)

Находят и показывают нос у себя и у одноклассников, сравнивают. Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание)

Разучивают 2-3 правила гигиены носа

Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит нос»

59

Рот

Орган вкуса

1

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы Дифференциация предметов по функциональному назначению. Практические работы «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта»

Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке

Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый)

Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды

Отгадывание загадок Объяснение выражения «Держать язык за зубами»

Прослушивают текст (строение рта)

Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта»

(практическая работа)

Находят и показывают объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке

Составляют словосочетания с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый)

Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды по картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают текст (строение рта)

Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа)

Находят и показывают, называют объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке

Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды

Отгадывают загадки

Объясняют смысл выражения «Держать язык за зубами»

60

Кожа

Орган осязания

1

Прослушивание текста Рассматривание рисунка и определение свойств предмета Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»)

Прослушивают текст

Рассматривают рисунок. Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек»)

Составляют словосочетания с опорными словами.

Прослушивают текст

Рассматривают рисунок

Называют и описывают свойства предметов по ощущениям (Игра

«волшебный мешочек»)

Составляют предложения

61

Осанка

Скелет и мышцы человека

1

Рассматривание рисунка и нахождение картинки на правильную осанку

Разучивание стихотворения для физкультминутки

Изучение правил посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц

Рассматривают рисунок. Прослушивают стихотворение для физкультминутки. Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере

Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц по показу учителя

Рассматривают рисунок. Разучивают стихотворение для физкультминутки

Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере и примере одноклассников. Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц в классе

Времена года. Лето - 5 часов

62

Лето

Признаки лета

1

Рассматривание рисунков. Нахождение и называние признаков лета в естественных условиях и на рисунке. Ответы на вопросы по рисункам (признаки лета)

Определение по схемам сезонных изменений летом

Рассматривают рисунки. Находят и показывают признаки лета в естественных условиях и на рисунке. Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают рисунки

Находят и показывают, называют признаки лета в естественных условиях и на рисунке

Отвечают на вопросы

Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом

Дополнительные часы - 4 часа

63

Признаки лета Летние месяцы

1

Перечисление летних месяцев

Нахождение различий на рисунках

Нахождение признаков лета по опорным схемам

Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения

Перечисляют летние месяцы с помощью учителя по картинкам

Находят различия на рисунках

Находят признаки лета по опорным схемам

Раскрашивают картину по теме «Лето» после прослушивания.

Перечисляют летние месяцы

Находят различия на рисунках. Находят признаки лета на сюжетной картине.

Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Составляют предложения

с опорными словами (лето, цветы)

Составляют рассказ по рисунку.

64

Животные и растения летом

1

Рассматривание и называние животных и растений по рисунку

Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных

Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку

Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя

Показывают 1-2 детенышей животных

Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках

Составляют рассказ по опорным словам

Отвечают на вопросы

Показывают и называют 3-4 детеныша животных

65

Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом

Безопасные летние каникулы

1

Определение на календаре периода летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий

Показывают и выбирают нужные предметы одежды

Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней. Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения

66

Занятия людей летом

Безопасные летние каникулы

1

Выделение нужных предметов одежды после прослушивания стихотворения

Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривание правил поведения на водоемах летом

после прослушивания стихотворения

Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом).

Проговаривают правила поведения на водоемах летом по картинкам

Отвечают на вопросы по рисункам

(занятия людей летом)

Проговаривают правила поведения на водоемах летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Программа учебного предмета «Мир природы и человека» 1-4 класс

1. Пояснительная записка Программа  по предмету «Мир природы и человека» разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...