РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
рабочая программа
Программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_interesnye_lyudi_yuzhnogo_urala_uo_in.docx | 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 16 к АООП НОО
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»
Рассмотрено и принято Педагогическим советом МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» (протокол № 1 от 30.08.2023 г.) | УТВЕРЖДЕНО Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» ___________ Т.В. Русанова приказом № 258-ОД от 30.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я и интересные люди Южного Урала»
обще интеллектуальное направление
для обучающихся 1-4 классов
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
1.Пояснительная записка
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 11 декабря 2020 года);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) (далее — ФГОС НОО обучающихся с УО (ИН));
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Приказа Минпросвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями)»;
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) (вариант 1),
- Авторской программы курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» Автор-составитель: Е. Р. Айчувакова, старший преподаватель кафедры начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 86 г. Челябинска»,
- сборника рабочих программ курсов внеурочной деятельности (с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, Н. Е. Скрипова, И. Д. Борченко и др.; под ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 192 с.,
- Положения о разработке рабочих программ МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС №10"
- Устава МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10».
Цель рабочей программы: осознание себя членом малой родины, общества, представителем страны и государства.
Задачи рабочей программы:
В области формирования нравственной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебноигровой, предметно продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов, проживающих на территории Челябинской области и России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);
- пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование у обучающихся привлекательного и интересного образа края, способствующее их мотивации на познание родного края;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
- становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;
- формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Центральным звеном социализации (процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В основу реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» положены следующие ценностные ориентиры.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению – обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.
Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.
В рамках социального направления будут осуществляться следующие формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
3. Место учебного курса внеурочной деятельности
В МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) реализуется программа «Я и интересные люди Южного Урала» которая рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, начало занятий не раньше чем через 35 минут после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут, из расчета 1 час в неделю: в 1 классе - 33 часа, 2 - 4 классах – 34 часа. Срок реализации программы внеурочной деятельности 4 года.
4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по классам
В первом классе у обучающегося будут сформированы:
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям;
- мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этических чувств: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимания и сопереживания чувствам других людей;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Во втором классе у обучающегося будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважительного отношения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
В третьем классе у обучающегося будут сформированы:
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- уважительное отношения к собственной семье, ее членам, традициям; – принятие и освоение социальной роли обучающегося; – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В четвертом классе у выпускника будут сформированы:
- осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
5. Содержание курса внеурочной деятельности по классам
1 класс (33 часа)
Раздел 1 «Семья и школа» – 5 часов
Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции. Домашние дела взрослых и детей, взаимопомощь между членами семьи. Знакомство с известными южно-уральскими династиями. Семейный архив. Знакомство с семейной фотографией, письмами и др.
Твой дом. Предметы домашнего обихода. Правила безопасного поведения в домашних условиях, осторожность во взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Школа, ее роль в жизни учащихся, культура общения. Территория школы, ближайшие окрестности, опасные места (дорога до школы и
домой, безопасные пути).
Формы организации: круглый стол «О чем расскажут семейные фотографии», викторина «Правила безопасности Дорожного движения».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Раздел 2 «Природа вокруг нас» – 4 часа
Природа живая и неживая. Изучение природы. Неживая природа (воздух, почва, полезные ископаемые), живая природа (растения, грибы, животные, человек). Связи между неживой и живой природой Челябинской области.
Времена года на Урале. Их признаки особенности. Какая бывает погода. Особенности южно-уральской погоды.
Формы земной поверхности Челябинской области: горы, равнины, низменности (Уральские горы, Зауральская холмистая возвышенность, Западно-Сибирская низменность).
Река, озеро, водоем. Водоемы Челябинской области.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 3 «Растения – часть живой природы» – 7 часов
Комнатные растения в школе и дома. Забота человека о них (регулярный полив, свет).
Что растет в саду. Овощи на нашем столе. Фрукты и овощи уральских садов и огородов, съедобные части растений.
Разнообразие растительного мира Челябинской области. Дикорастущие и культурные растения Челябинской области, забота о культурных растениях.
Луговые травы. Знакомство с луговыми травами Челябинской области.
Растения леса. Леса Челябинской области. Деревья – главные растения леса. В лес за грибами. Съедобные и ядовитые грибы.
Мы из Красной книги. Красная книга Челябинской области, растения, внесенные в нее, причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, социально-трудовая (уход за комнатными растениями в школе), викторина «Что растет в лесу?».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, социальное творчество.
Раздел 4 «Животные Челябинской области» – 6 часов
Животные Челябинской области: звери. Принадлежность животного к группе зверей, звери Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Животные Челябинской области: птицы. Принадлежность животного к группе птиц, птицы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Животные Челябинской области: рыбы. Принадлежность животного к группе рыб, рыбы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Животные Челябинской области: насекомые. Принадлежность животного к группе насекомых, насекомые Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.
Мы из Красной книги. Красная книга Челябинской области, животные.
Взаимоотношения растений и животных. Круговорот веществ в природе.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, акция «Покорми птиц», викторина «Животный мир Челябинской области».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, социальное творчество.
Раздел 5 «Природа и человек» – 2 часа
Формы взаимодействия. Природа и человек. Красная книга Челябинской области.
Заповедники и национальные парки.
Зоопарк. Челябинский зоопарк как место общения людей с животными, условия содержания животных, правила поведения в зоопарке.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, виртуальная экскурсия в Челябинский зоопарк.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 6 «Твой город» – 4 часа
История города Троицк. Город и его особенности. Парки и скверы города Троицк.
Культурные учреждения города (музей, кинотеатры, библиотеки).
Знакомство с людьми творческой профессии.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, экскурсия в детскую библиотеку, посещение краеведческого музея.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, досугово-развлекательная.
Раздел 7 «Твой край» – 2 часа
Географические особенности, административное деление Челябинской области.
Люди, прославившие Челябинскую область.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 8 «Народы» – 3 часа
История первых поселений на Южном Урале.
Культура и быт народов Южного Урала.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, виртуальные экскурсии.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
2 класс (34 часа)
Раздел 1 «Наш край - Челябинская область» – 7 часов
Вводное занятие. Что изучает краеведение: основные понятия «Краеведение», «Краевед». Основы краеведческих знаний.
Географическое положение Челябинской области. Соседи Челябинской области.
Города Челябинской области. Гербы городов Челябинской области.
Природные богатства Южного Урала. Разнообразие природных богатств: горы, леса, реки, озёра, пещеры.
Природные зоны Челябинской области. Характеристика природных зон Челябинской области. Природные условия горнолесной, лесостепной и степной зон Челябинской области.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, викторина «Природные богатства Южного Урала».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Раздел 2 «Погода Челябинской области» – 6 часов
Особенности Южно-Уральском погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.
Климат Челябинской области. Связь географического положения Челябинской области и климата. Особенности климата Челябинской области, причины, влияющие на изменения погоды и климата на Южном Урале.
Сезоны года. Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 3 «Народный календарь» – 5 часов
Способ вычисления и сравнения дней в году. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.
Сезонный труд людей.
Семейный труд Южноуральцев (семейные династии).
Праздники народов Южного Урала.
Игры и фольклор народов края.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, знакомство с пословицами и поговорками народов Южного Урала.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, досугово-развлекательная.
Раздел 4 «Природа Южного Урала» – 16 часов
Формы земной поверхности. Многообразие форм поверхности Челябинской области. Особенности низменностей, равнин и гор Челябинской области.
Водоёмы родного края. Водоёмы Челябинской области и их особенности.
Распределение рек и озёр на территории Челябинской области. Гидрографическая карта области.
Полезные ископаемые Челябинской области. Металлические, неметаллические, горючие ископаемые, их использование. Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.
Почвы Челябинской области. Разнообразие почв Челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области.
Значение почвы для живой природы. Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв в Челябинской области.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, викторина «Природа Южного Урала».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
3 класс (34 часа)
Раздел 1 «Природные сообщества» – 20 часов
Знакомство с курсом «Природные сообщества».
Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
Лес – природное сообщество. Леса Челябинской области. Лесные травы. Лесные кустарники. Значение лесных животных.
Степь – природное сообщество. Степи Челябинской области. Болотные растения. Болотные ягоды и их потребители. Животный мир болот.
Луг – природное сообщество. Луга Челябинской области. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животный мир лугов.
Водоем – природное сообщество. Водоемы Челябинской области. Водные и околоводные растения. Озерные и речные рыбы.
Пещера – природное сообщество. Пещеры Челябинской области.
Искусственная экосистема. Поле – искусственная экологическая система.
Культурные растения полей Челябинской области. Вспашка, удобрение полей. Животный мир полей.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, круглый стол «Животные и растения Красной книги Челябинской области».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность.
Раздел 2 «Сезонные наблюдения» – 4 часа
Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.
Ведение дневника наблюдений.
Формы организации: беседы, акция «Покормите птиц».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 3 «Мхи, грибы, лишайники» – 4 часа
Мхи и лишайники Челябинской области. Разновидности мхов, их применение.
Лишайники Челябинской области.
Грибы Челябинской области. Грибница. Съедобные и ядовитые.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 4 «Люди нашего края» – 6 часов
Труд людей нашего края. Профессия -пожарный , «Полицейский», «Комбайнер», «Лесничий», «Врач».
Формы организации: беседа с элементами просмотра фильма, экскурсии.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общений, познавательная.
4 класс (34 часа)
Раздел 1 «Фольклор народов Южного Урала» – 4 часа
Устное народное творчество народов Южного Урала.
Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала.
Легенды и были Южного Урала (знакомство с творчеством П. Бажова, Н.Кондратковской, С. Власовой, Н. Верзакова)
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Раздел 2 «Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале – 5часов
Особенности труда Южноуральцев. Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий и местности, где они проживают.
Особенности быта Южноуральцев. В Челябинской области веками складывался уральский быт. Влияние на его формирование оказали рабочие, горожане, казаки – народы с разными культурами и традициями.
Особенности труда и быта людей, проживающих в городе Троицке. Профессии и предприятия на которых работают родители.
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, создание презентации «Профессия моих родителей».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 3 «История Южного Урала» – 13 часов
История Южного Урала. История развития нашего края неразрывно связана с историей России.
Первые поселения на Южном Урале.
Геральдика. Города Челябинской области.
Крупные промышленные и индустриальные центры Челябинской области.
Культурные центры Челябинской области (музеи, театры, библиотеки).
Челябинск и Троицк – города трудовой доблести (вклад во время Великой
Отечественной войны).
Памятные места Челябинской области (памятники архитектуры).
Достопримечательности городов Челябинской области.
Люди, прославившие Челябинскую область (знакомство с известными спортсменами,
писателями, актерами и художниками).
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, встречи с известными людьми города.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Раздел 4 «Охрана природы и природных богатств Челябинской области» – 12 часов
Природные достопримечательности и особо охраняемые территории Челябинской области. Заповедники и национальные парки.
Красная книга Челябинской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных.
Экология Челябинской области. Мероприятия, направленные на защиту экологического состояния родного края.
Волонтерские движения края в области охраны природы. Акция «Защити природу».
Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, круглый стол «Экологические катастрофы».
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Всего | Теория | Практические работы | По плану | Факт | |||
1 класс | 33 | 18 | 15 | ||||
1. | Семья и школа. | 5 | 3 | 2 | |||
2. | Природа вокруг нас | 4 | 2 | 2 | |||
3. | Растения – часть живой природы. | 7 | 4 | 3 | |||
4. | Животные Челябинской области | 6 | 3 | 3 | |||
5. | Природа и человек | 2 | 1 | 1 | |||
6. | Твой город | 4 | 2 | 2 | |||
7. | Твой край | 2 | 1 | 1 | |||
8. | Твой край | 3 | 2 | 1 | |||
2 класс. | 34 | 18 | 16 | ||||
1 | Наш край – Челябинская область. | 7 | 4 | 3 | |||
2 | Погода Челябинской области | 6 | 4 | 2 | |||
3 | Народный календарь | 5 | 2 | 3 | |||
4 | Природа Южного Урала | 16 | 8 | 8 | |||
3 класс | 34 | 17 | 17 | ||||
1 | Природные сообщества. | 20 | 10 | 10 | |||
2 | Сезонные наблюдения. | 4 | 1 | 3 | |||
3 | Мхи, грибы, лишайники. | 4 | 2 | 2 | |||
4 | Люди нашего края. | 6 | 4 | 2 | |||
4 класс | 34 | 19 | 15 | ||||
1 | Фольклор народов Южного Урала. | 4 | 2 | 2 | |||
2 | Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале. | 5 | 2 | 3 | |||
3 | История Южного Урала. | 13 | 7 | 6 | |||
4 | Охрана природы и природных богатств Челябинской области. | 12 | 8 | 4 | |||
Итого | 135 |
7. Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности
Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности ведется путем проведения тестирований. Тестирование проводится по итогу окончания полугодия и года
Лист оценки результатов освоения рабочей программы
по внеурочной деятельности ________________________________(название)
Обучающегося: _________________________________________________
Планируемые результаты | Результат (+ да, - нет) |
К концу 1 класса | |
К концу 2 класса | |
К концу 3 класса | |
К концу 4 класса | |
Накопительная система оценивания | ||
Участие в конкурсах, олимпиадах соответствующей направленности программы | ||
Классный руководитель __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Интересное рядом" 1 класс
Общекультурное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...