РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
рабочая программа

Келлер Юлия Леонидовна

Программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_interesnye_lyudi_yuzhnogo_urala_uo_in.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  № 16 к АООП НОО

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»

Рассмотрено и принято

Педагогическим советом

МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

(протокол № 1  от  30.08.2023 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

___________ Т.В. Русанова

 приказом  № 258-ОД от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Я и интересные люди Южного Урала»

обще интеллектуальное направление

для обучающихся 1-4 классов

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

 (вариант 1)


1.Пояснительная записка

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» разработана с учетом нормативно-правовых документов:            

  •  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 11 декабря 2020 года);
  • Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) (далее — ФГОС НОО обучающихся с УО (ИН));
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации  от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • Приказа Минпросвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями)»;
  • Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) (вариант 1),
  • Авторской программы курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» Автор-составитель: Е. Р. Айчувакова, старший преподаватель кафедры начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 86 г. Челябинска»,
  • сборника рабочих программ курсов внеурочной деятельности (с учетом национальных,      региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Д. Ф. Ильясов, Н. Е. Скрипова, И. Д. Борченко и др.; под ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 192 с.,
  • Положения о разработке рабочих программ МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС №10"
  • Устава  МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10».

Цель рабочей программы: осознание себя членом малой родины, общества, представителем страны и государства.

Задачи рабочей программы:

В области формирования нравственной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­игровой, предметно продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов, проживающих на территории Челябинской области и России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);
  • пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование у обучающихся привлекательного и интересного образа края, способствующее их мотивации на познание родного края;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;
  • формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

            Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Центральным звеном социализации (процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

            В основу реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» положены следующие ценностные ориентиры.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению – обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

        Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.

            Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.

        В рамках социального направления будут осуществляться следующие формы организации: беседы, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

3. Место учебного курса внеурочной деятельности

       В МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) реализуется программа «Я и интересные люди Южного Урала» которая рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, начало занятий не раньше чем через 35 минут  после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут, из расчета 1 час в неделю: в 1 классе - 33 часа, 2 - 4 классах – 34 часа. Срок реализации программы внеурочной деятельности 4 года.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по классам

В первом классе у обучающегося будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям;
  • мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этических чувств: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Во втором классе у обучающегося будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
  • уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважительного отношения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

В третьем классе у обучающегося будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • уважительное отношения к собственной семье, ее членам, традициям; – принятие и освоение социальной роли обучающегося; – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств.

В четвертом классе у выпускника будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

5. Содержание курса внеурочной деятельности по классам

1 класс (33 часа)

Раздел 1 «Семья и школа» – 5 часов

Твоя семья. Отношения в семье. Семейные традиции. Домашние дела взрослых и детей, взаимопомощь между членами семьи. Знакомство с известными южно-уральскими династиями. Семейный архив. Знакомство с семейной фотографией, письмами и др.

Твой дом. Предметы домашнего обихода. Правила безопасного поведения в домашних условиях, осторожность во взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Школа, ее роль в жизни учащихся, культура общения. Территория школы, ближайшие окрестности, опасные места (дорога до школы и

домой, безопасные пути).

Формы организации: круглый стол «О чем расскажут семейные фотографии», викторина «Правила безопасности Дорожного движения».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.

Раздел 2 «Природа вокруг нас» – 4 часа

Природа живая и неживая. Изучение природы. Неживая природа (воздух, почва, полезные ископаемые),  живая природа (растения, грибы, животные, человек). Связи между неживой и живой природой Челябинской области.

Времена года на Урале. Их признаки особенности. Какая бывает погода. Особенности южно-уральской погоды.

Формы земной поверхности Челябинской области: горы, равнины, низменности (Уральские горы, Зауральская холмистая возвышенность, Западно-Сибирская низменность).

Река, озеро, водоем. Водоемы Челябинской области.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 3 «Растения – часть живой природы» – 7 часов

Комнатные растения в школе и дома. Забота человека о них (регулярный полив, свет).

Что растет в саду. Овощи на нашем столе. Фрукты и овощи уральских садов и огородов, съедобные части растений.

Разнообразие растительного мира Челябинской области. Дикорастущие и культурные растения Челябинской области, забота о культурных растениях.

Луговые травы. Знакомство с луговыми травами Челябинской области.

Растения леса. Леса Челябинской области. Деревья – главные растения леса. В лес за грибами. Съедобные и ядовитые грибы.

Мы из Красной книги. Красная книга Челябинской области, растения, внесенные в нее, причины сокращения численности этих видов, меры их охраны.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, социально-трудовая (уход за комнатными растениями в школе), викторина «Что растет в лесу?».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, социальное творчество.

Раздел 4 «Животные Челябинской области» – 6 часов

Животные Челябинской области: звери. Принадлежность животного к группе зверей, звери Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.

Животные Челябинской области: птицы. Принадлежность животного к группе птиц, птицы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.

Животные Челябинской области: рыбы. Принадлежность животного к группе рыб, рыбы Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.

Животные Челябинской области: насекомые. Принадлежность животного к группе насекомых, насекомые Челябинской области, их внешнее строение, связь между строением животного и его образом жизни.

Мы из Красной книги. Красная книга Челябинской области, животные.

Взаимоотношения растений и животных. Круговорот веществ в природе.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, акция «Покорми птиц», викторина «Животный мир Челябинской области».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, социальное творчество.

Раздел 5 «Природа и человек» – 2 часа

Формы взаимодействия. Природа и человек. Красная книга Челябинской области.

Заповедники и национальные парки.

Зоопарк. Челябинский зоопарк как место общения людей с животными, условия содержания животных, правила поведения в зоопарке.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, виртуальная экскурсия в Челябинский зоопарк.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 6 «Твой город» – 4 часа

История города Троицк. Город и его особенности. Парки и скверы города Троицк.

Культурные учреждения города (музей, кинотеатры, библиотеки).

Знакомство с людьми творческой профессии.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, экскурсия в детскую библиотеку, посещение краеведческого музея.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, досугово-развлекательная.

Раздел 7 «Твой край» – 2 часа

Географические особенности, административное деление Челябинской области.

Люди, прославившие Челябинскую область.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 8 «Народы» – 3 часа

История первых поселений на Южном Урале.

Культура и быт народов Южного Урала.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, виртуальные экскурсии.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

2 класс (34 часа)

Раздел 1 «Наш край - Челябинская область» – 7 часов

Вводное занятие. Что изучает краеведение: основные понятия «Краеведение», «Краевед». Основы краеведческих знаний.

Географическое положение Челябинской области. Соседи Челябинской области.

Города Челябинской области. Гербы городов Челябинской области.

Природные богатства Южного Урала. Разнообразие природных богатств: горы, леса, реки, озёра, пещеры.

Природные зоны Челябинской области. Характеристика природных зон Челябинской области. Природные условия горнолесной, лесостепной и степной зон Челябинской области.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, викторина «Природные богатства Южного Урала».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.

Раздел 2 «Погода Челябинской области» – 6 часов

Особенности Южно-Уральском погоды. Метеорологические станции Челябинской области. Климатическая карта Челябинской области.

Климат Челябинской области. Связь географического положения Челябинской области и климата. Особенности климата Челябинской области, причины, влияющие на изменения погоды и климата на Южном Урале.

Сезоны года. Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 3 «Народный календарь» – 5 часов

Способ вычисления и сравнения дней в году. Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала.

Сезонный труд людей.

Семейный труд Южноуральцев (семейные династии).

Праздники народов Южного Урала.

Игры и фольклор народов края.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, знакомство с пословицами и поговорками народов Южного Урала.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая, досугово-развлекательная.

Раздел 4 «Природа Южного Урала» – 16 часов

Формы земной поверхности. Многообразие форм поверхности Челябинской области. Особенности низменностей, равнин и гор Челябинской области.

Водоёмы родного края. Водоёмы Челябинской области и их особенности.

Распределение рек и озёр на территории Челябинской области. Гидрографическая карта области.

Полезные ископаемые Челябинской области. Металлические, неметаллические, горючие ископаемые, их использование. Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области.

Почвы Челябинской области. Разнообразие почв Челябинской области. Влияние рельефа, климата и растительности на формирование почв Челябинской области. Карта почв Челябинской области.

Значение почвы для живой природы. Использование почв в Челябинской области, сельское хозяйство. Охрана почв в Челябинской области.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, викторина «Природа Южного Урала».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.

3 класс (34 часа)

Раздел 1 «Природные сообщества» – 20 часов

Знакомство с курсом «Природные сообщества».

Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

Лес – природное сообщество. Леса Челябинской области. Лесные травы. Лесные кустарники. Значение лесных животных.

Степь – природное сообщество. Степи Челябинской области. Болотные растения. Болотные ягоды и их потребители. Животный мир болот.

Луг – природное сообщество. Луга Челябинской области. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животный мир лугов.

Водоем – природное сообщество. Водоемы Челябинской области. Водные и околоводные растения. Озерные и речные рыбы.

Пещера – природное сообщество. Пещеры Челябинской области.

Искусственная экосистема. Поле – искусственная экологическая система.

Культурные растения полей Челябинской области. Вспашка, удобрение полей. Животный мир полей.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, круглый стол «Животные и растения Красной книги Челябинской области».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность.

Раздел 2 «Сезонные наблюдения» – 4 часа

Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.

Ведение дневника наблюдений.

Формы организации: беседы, акция «Покормите птиц».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 3 «Мхи, грибы, лишайники» – 4 часа

Мхи и лишайники Челябинской области. Разновидности мхов, их применение.

Лишайники Челябинской области.

Грибы Челябинской области. Грибница. Съедобные и ядовитые.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 4 «Люди нашего края» – 6 часов

        Труд людей нашего края. Профессия -пожарный , «Полицейский», «Комбайнер», «Лесничий», «Врач».

        Формы организации: беседа с элементами просмотра фильма, экскурсии.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общений, познавательная.

4 класс (34 часа)

Раздел 1 «Фольклор народов Южного Урала» – 4 часа

        Устное народное творчество народов Южного Урала.

        Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала.

        Легенды и были Южного Урала (знакомство с творчеством П. Бажова, Н.Кондратковской, С. Власовой, Н. Верзакова)

        Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма.

        Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.

Раздел 2 «Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале – 5часов

Особенности труда Южноуральцев. Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий и местности, где они проживают.

Особенности быта Южноуральцев. В Челябинской области веками складывался уральский быт. Влияние на его формирование оказали рабочие, горожане, казаки – народы с разными культурами и традициями.

Особенности труда и быта людей, проживающих в городе Троицке. Профессии и предприятия на которых работают родители.

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, создание презентации «Профессия моих родителей».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 3 «История Южного Урала» – 13 часов

История Южного Урала. История развития нашего края неразрывно связана с историей России.

Первые поселения на Южном Урале.

Геральдика. Города Челябинской области.

Крупные промышленные и индустриальные центры Челябинской области.

Культурные центры Челябинской области (музеи, театры, библиотеки).

Челябинск и Троицк – города трудовой доблести (вклад во время Великой

Отечественной войны).

Памятные места Челябинской области (памятники архитектуры).

Достопримечательности городов Челябинской области.

Люди, прославившие Челябинскую область (знакомство с известными спортсменами,

писателями, актерами и художниками).

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, встречи с известными людьми города.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Раздел 4 «Охрана природы и природных богатств Челябинской области» – 12 часов

Природные достопримечательности и особо охраняемые территории Челябинской области. Заповедники и национальные парки.

Красная книга Челябинской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

Экология Челябинской области. Мероприятия, направленные на защиту экологического состояния родного края.

Волонтерские движения края в области охраны природы. Акция «Защити природу».

Формы организации: беседы с элементами просмотра фильма, круглый стол «Экологические катастрофы».

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теория

Практические работы

По плану

Факт

1 класс

33

18

15

1.

Семья и школа.

5

3

2

2.

Природа вокруг нас

4

2

2

3.

Растения – часть живой природы.

7

4

3

4.

Животные Челябинской области

6

3

3

5.

Природа и человек

2

1

1

6.

Твой город

4

2

2

7.

Твой край

2

1

1

8.

Твой край

3

2

1

2 класс.

34

18

16

1

Наш край – Челябинская область.

7

4

3

2

Погода Челябинской области

6

4

2

3

Народный календарь

5

2

3

4

Природа Южного Урала

16

8

8

3 класс

34

17

17

1

Природные сообщества.

20

10

10

2

Сезонные наблюдения.

4

1

3

3

Мхи, грибы, лишайники.

4

2

2

4

Люди нашего края.

6

4

2

4 класс

34

19

15

1

Фольклор народов Южного Урала.

4

2

2

2

Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале.

5

2

3

3

История Южного Урала.

13

7

6

4

Охрана природы и природных богатств Челябинской области.

12

8

4

Итого

135

7. Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности

Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности ведется путем проведения тестирований. Тестирование проводится по итогу окончания полугодия и года

Лист оценки результатов освоения рабочей программы 

по внеурочной деятельности ________________________________(название)

Обучающегося:  _________________________________________________

Планируемые результаты

Результат (+ да, - нет)

К концу 1 класса

К концу 2 класса

К концу 3 класса

К концу 4 класса

Накопительная система оценивания

Участие в конкурсах, олимпиадах соответствующей направленности программы

Классный руководитель __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...