Конспект по окружающему миру. 2 класс. Тема: Дикорастущие и культурные растения
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya._2_klass.docx476.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема:  Дикорастущие и культурные растения

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: формирование представления о дикорастущих и культурных растений

Деятельностная: формирование умения различать дикорастущие и культурные растения  

Задачи:

Дидактические:

  1. Отличать дикорастущие и культурные растения;
  2. Делить культурные растения на группы;
  3. Понимать и объяснять роль растений в жизни человека.

Развивающие:

1. Учиться понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

2.Учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения.

3.Формировать навыки речевых действий.

4.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

5. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

6.Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Воспитательные:

1. Формировать навык организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Планируемые результаты:

Предметные:

1)Отличает дикорастущие и культурные растения;

2)Делит культурные растения на группы;

3)Понимает и объясняет роль растений в жизни человека.

Личностные:

1. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

1. Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивает свои достижения.

Коммуникативные:

1. Формирует навыки речевых действий.

2. Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

3. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

4. Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование:

Для учителя:

1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 74-77

2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.1 3-е изд. М.: Просвещение, 2024 – С. 36-37

Для учащихся: карточки с вопросами теста, карточка с заданием для групповой работы.

План урока

1. Этап мотивации -1мин

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности.

1.3. Мотивация.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин

2.1.Проверка остаточных знаний.

2.2. Проверка по эталону

3.Этап выявления места и причины затруднения -4 мин

3.1.Создание проблемной ситуации

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока.

4.2. Формулирование цели и задач урока.

4.3. Планирование своей деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта-20

5.1. Понятия культурные и дикорастущие растения

5.1.1 Работа по рисункам стр.74

5.1.2 Работа с текстом стр. 74

5.1.3. Работа в рабочих тетрадях №1

5.2. Культурные растения

5.2.1 Работа со схемами стр 75

5.2.2 Работа с рисунками стр 74

5.2 3 Работа в рабочей тетради

5.2.4 беседа о культурных растений

5.3 Беседа в конце темы

5.3.1 Обобщение

5.3. 2 Работа с выводом

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-3мин

 Игра «Отгадай загадку»

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону -4мин

7.1. Самостоятельная работа

7.2. Проверка по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения-4 мин

Игра «Дикорастущие и культурные растения»

9. Этап рефлексии учебной деятельности-2 мин

9.1. Подведение итогов.

9.2. Рефлексия деятельности на уроке.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

ПР

МЕТ

Л

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

1.2. Проверка готовности

– Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и раздаточный материал

1.3. Мотивация

Приём «Хорошее настроение»

-В каком настроении лучше всего путешествовать в страну знаний?

-А как вы думаете, почему хорошо путешествовать в хорошем настроении?

-Поднимите руки те, кто хотел бы попутешествовать в мир растений?

-А чтобы вы ещё хотели узнать о растениях?

-Хорошо, я думаю мы сегодня с вами будем путешествовать в очень интересном месте!

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите  на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Выполняют просьбу учителя

Формула успеха

Создание ситуации успеха

Фронтальная

«Формула успеха»

Фронтальный контроль

ПР1

Л1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Проверка остаточных знаний.

- Прежде, чем узнавать, что – то новое, нужно обязательно вспомнить о, что мы уже знаем о растениях. На какие группы делятся растения?

- Отлично. Теперь обратите внимание на карточки перед вами. Прочитайте задание и выполните самостоятельно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Распределите слова по группам растений (травы, кустарники, деревья)

Травы

Кустарники

Деревья

Береза(дерево), пихта(Дерево), орешник(дерево), одуванчик(травы), лиственница(дерево), вишня(дерево), ландыш(трава), кедр(дерево), малина(кустарники), крыжовник(кустарники), сирень (кустарники),крапива(травы)

2.2. Проверка по эталону

- Посмотрите на слайд, сверьте свою таблицу с эталоне

-Поднимите руки у  кого всё правильно?

-Кому есть, над чем подумать?

-Хорошо, вы молодцы, хорошо справились с заданием!

-Продолжаем работать дальше.

Мыслительная деятельность

 

Травы, кустарники, деревья

Береза(дерево), пихта(Дерево), орешник(дерево), одуванчик(травы), лиственница(дерево), вишня(дерево), ландыш(трава), кедр(дерево), малина(кустарники), крыжовник(кустарники), сирень (кустарники),крапива(травы

Вводная беседа

Самостоятельная работа

Индивидуальная

карточки

Фронтальный контроль

Взаимопроверка

Л1

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1.Создание проблемной ситуации

- Ребята, на слайде слова, здесь перечислены разные растения. Вам нужно выбрать  растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов.

На лугу:

В лесу:

У водоёмов:

Огурец, берёза, земляника, картофель, крыжовник, кувшинка, сосна, клевер, колокольчик, лук, пшеница, ландыш, помидор, камыш, груша, щавель, петрушка, яблоня, подорожник, черника, водоросли, роза.

-Какие растения остались? (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза)

-Как вы думаете, почему остались именно эти растения? Чем они отличаются от тех, что вы выбрали?

Мыслительная деятельность

На лугу: клевер, колокольчик, щавель, подорожник.

В лесу: березы, земляника, сосна, ландыш, черника.

У водоёма: кувшинка, камыш, водоросли.

Фронтальная

Фронтальный контроль

ПР1

П1

П2

К1

К

Л1

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока.

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Дикорастущие и культурные растения)

- Давайте откроем учебник на странице 74 и проверим ваши предположения.

4.2. Формулирование цели и задач урока

– Какую цель мы с вами поставим? (Научиться различать дикорастущие и культурные растения)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать как выглядят дикорастущие и культурные растения и Научиться делить их на группы)

- Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка.

4.3. Планирование своей деятельности

– Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.)

Мыслительная деятельность

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Проводят проверку предположений по эталону в учебнике

Планируют свою деятельность

Самостоятельное формулирование темы, цели, задач

Проверка по эталону в учебнике

Фронтальная

Учебник

Слайд проблема

Фронтальный контроль

П1

П2

Р1

Р2

К1

Л1

Л2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1.

Что такое дикорастущие и что такое культурные растения

5.2. дикорастущие растения

 

5.1.Понятия культурные и дикорастущие растения

5.1.1. Работа по рисункам стр 74

-Посмотрите на картинки, что вы там видите?

-Знаете название этих растений?

-На какие группы их можно разделить? Почему?

-Почему вы именно так разделили?

-А сейчас мы с вами проверим правильно ли вы распределили растения (СЛАЙД)

-Поднимите руки, кто был прав?

-Хорошо, молодцы

5.1.2. Работа с учебником стр 74

-Теперь мы с вами поработаем с тестом перед нашими картинками, прочтите текст

-Что вы прочитали?

-Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения?

-Какие же группы растений существуют? (дикорастущие и культурные)

-  Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?

5.1.3. Работа в рабочей тетради стр 36 №1

-Сейчас мы с вами выполним задание в рабочей тетради, откройте 36-ую страницу, сейчас мы с вами выполним №1, вам нужно заполнить таблицу, но только написать где дикорастущие растения

-Какие растения вы написали?

-Какой вывод вы можете сделать?

5.2.Культурные растения

5.2.1.Работа со схемой стр 75

-Прежде чем мы перейдём с вами к работе со схемой, я задам ещё вопросы

-Приведите примеры дикорастущих растений в нашем крае?

-Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения?

-Приступаем к работе со схемой, слушайте внимательно вопрос

-На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

-Посмотрите на схемы и поделитесь своим мнением

-Хорошо, молодцы!

5.2.2. Работа с рисунками на стр 74

-Вернёмся с вами к учебнику на 74-ой странице, поработаем ещё с картинками

-Работать будете в парах

-Закройте зелёными фишками дикорастущие растения

-Закройте жёлтыми фишками культурные растения

-Кто справился с заданием?

-Какие растения вы закрыли зелёными фишками?

-Какие растения вы закрыли жёлтыми фишками?

5.2.3. Рассказ учителем о культурных растениях

-Сейчас я вам ещё немного расскажу о культурных растениях

Культурные растения, это те, что люди выращивают на огороде, или на сельских фермах. За культурными растениями, ухаживает человек, удобряет, поливает, опрыскивает от гусениц, и всяких вредных насекомых. Культурные растения Это - кабачки, помидоры, огурцы, клубника, тыква, редис. В южных регионах - дыни, арбузы, хурма, виноград, мандарины, груши.  Также к ним относятся малина, огурцы, абрикосы, слива, яблоня, помидоры и айва, которая росла у нас в огороде.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.

5.3. Беседа по вопросам в конце темы.

-Ребята, что такое дикорастущие растения?

-Ребята, что такое культурные растения?

-Расскажите для чего люди выращивают культурные растения?

5.3.1. Работа с выводом

-А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни дикорастущих ни культурных растений

-Как вы думаете, что будет с нашей планетой?   

-Да, ребята, экологическая катастрофа.

-  Какой вывод мы можем сделать?

То что роль дикорастущих и культурных растений  в мире огромна, фактически именно они поддерживают жизнь на планете. Растения – источник кислорода, который жизненно необходим людям и животным.

-Совершенно верно.

5.3.2. Чтение вывода в учебнике стр 77

-Ребята, давайте прочтём вывод по нашей теме в учебнике. Откройте страницу 77-ую , вывод под картинками.

-Прочтите про себя

-В слух прочтёт…

-Какой вывод дан нам в учебнике?

-Хорошо, молодцы

5.3.3. Сравнение вывода учащихся с выводом в учебнике

-Сейчас мы с вами сравним нашими выводы.

-Чем похожи выводы?

-Чем отличаются?

-Вы большие молодцы. Хорошо работаете сегодня

Отвечают на вопросы учителя

Работают с иллюстрациями.

Высказывают свои предположения

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

Делают выводы

Мыслительная деятельность

Работа с иллюстрацией.

Вводная беседа

Работа с сюжетными рисунками

Обобщение

Работа иллюстрацикй

Работа с

иллюстрацией учебника

Обобщение

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Рисунки

На слайде приведено определение понятия

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Парная работа

Пр1

Пр2

Пр3  

П1

П2

К1

Л1

Л2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Игра «Отгадай загадку»

-Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и определять к каким группам они относятся

1) Мощностью и высотой

Знаменита ...

И початок золотой

Ей, ребята, не обуза.

(Кукуруза.)

-Как вы догадались что это?

-К какой группе она относится?

2) Растут на грядке зеленые ветки,

а на них красные детки. (Помидор)

-Как вы догадались что это?

-К какой группе он относится?

3) Вот чудесные цветы

небывалой красоты.

Яркие, пахучие –

Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

-Как вы догадались что это?

-К какой группе они относится?

4)В огороде У дорожки Стоит солнышко На ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи (подсолнух).

-Как вы догадались что это?

-К какой группе он относится?

-К какой группе относятся все эти растения? (культурные растения)

-Следующие загадки, слушайте внимательно

1) На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик).

-Как вы догадались что это?

-К какой группе он относится?

2) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина).

-Как вы догадались что это?

-К какой группе она относится?

3) Куст в овраге вырастает, Лишь дотронешься — кусает. Не цветёт весной красиво. Что за куст такой? (Крапива)

-Как вы догадались что это?

-К какой группе она относится?

4) Русская красавица стоит на поляне В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

-Как вы догадались что это?

-К какой группе она относится?

-К какой группе относятся все эти растения? (Дикорастущие растения)

-Хорошо, молодцы!

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют вывод

Работа с пословицами  учебника

Повторительно-обобщающая беседа

Работа с выводом

Фронтальная

Фронтальная

Иллюстрации в учебнике

Вывод в учебнике

Фронтальный контроль

Фронтальная

 

Пр1

П1

П2

П3

Л1

Л2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Самостоятельная работа.

ткройте рабочую тетрадь на странице 36 посмотрите №2, продолжение на странице 37, это задание вы делаете самостоятельно. Вам нужно будет картинки соединить с названиями, после мы проверим по эталону

-Приступайте к работе

7.2. Проверка по эталону

-Посмотрите на доску, и проверьте правильно ли вы выполнили задание. У кого всё правильно, поднимите две руки вверх, у кого есть ошибки одну руку вверх.

-Хорошо, молодцы

Мыслительная деятельность

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Карточки

Самопроверка

Фронтальный

Пр2

К1

К2

Р2

Л1

Л2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1.Игра Дикорастущие и культурные растения»

-Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я вам называю дикорастущие растения вы хлопаете в ладоши, если культурные то ничего не делайте

Огурцы, персик, свёкла, лук, камыш, груша, яблоня, кабачок, роза, одуванчик, рожь, слива, овёс, клевер, земляника

Дикорастущие растения: персик, камыш, кабачок, роза, одуванчик, земляника, клевер.

Культурные растения:  лук, свёкла, огурцы, груша, яблоня, слива, рожь, овёс, роза, астра.

Решают задачу творческого уровня

Групповая

Фронтальная

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

К1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели.

-Что мы для этого делали?

-Что вы сегодня узнали? 

-Что усвоили хорошо?

-Что усвоили не совсем хорошо?

- Были у вас какие-нибудь трудности?

-Что вам было интересно?

- Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания?

9.2. Рефлексия деятельности на уроке

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?

-Ребята, а какие качества вам помогли добиться успеха?

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Молодцы! Спасибо за работу! До свидания!

Определяют область применения полученных знаний

Оценивают свою деятельность

Подведение итогов

Повторительно-обобщающая беседа

Рефлексия

Фронтальная

Смайлик

Фронтальный контроль

Самоконтроль

Самооценка

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружаюжнго мира с использование ОЭР. 2 класс Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цели  урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных      растений;      раскрыть их...

Конспект урока окр.мир. на тему: «Дикорастущие и культурные растения»

Конспект урока окр.мир. на тему: «Дикорастущие и культурные растения»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Какие части культурных растений используют люди", ПНШ, 2 класс

Технологическая карта урока открытия новых знаний  Дата урока окружающий мир ФИО учителя  Викторова Александра Владимировна, класс  2 «А» УМК «Перспективная ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Какие части культурных растений используют люди", ПНШ, 2 класс

Заседание клуба №5 по теме «Какие части культурных растений использует человек?»Цель:Развивать познавательную активность, творческое воображение; мышление, интеллект учащихся за счёт ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Дикорастущие и культурные растения. 2 класс.УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Дикорастущие и культурные растения.Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о понятиях «дикорастущие растения», «культур...

Анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений"

В данном документе представлен анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений".  Урок был ...