Конспект по окружающему миру. 2 класс. Тема: Дикорастущие и культурные растения
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: формирование представления о дикорастущих и культурных растений
Деятельностная: формирование умения различать дикорастущие и культурные растения
Задачи:
Дидактические:
- Отличать дикорастущие и культурные растения;
- Делить культурные растения на группы;
- Понимать и объяснять роль растений в жизни человека.
Развивающие:
1. Учиться понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
2.Учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения.
3.Формировать навыки речевых действий.
4.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
5. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
6.Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Воспитательные:
1. Формировать навык организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)Отличает дикорастущие и культурные растения;
2)Делит культурные растения на группы;
3)Понимает и объясняет роль растений в жизни человека.
Личностные:
1. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Понимать познавательную задачу, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные:
1. Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивает свои достижения.
Коммуникативные:
1. Формирует навыки речевых действий.
2. Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
3. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
4. Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:
Для учителя:
1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2024 – С. 74-77
2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.1 3-е изд. М.: Просвещение, 2024 – С. 36-37
Для учащихся: карточки с вопросами теста, карточка с заданием для групповой работы.
План урока
1. Этап мотивации -1мин
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности.
1.3. Мотивация.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин
2.1.Проверка остаточных знаний.
2.2. Проверка по эталону
3.Этап выявления места и причины затруднения -4 мин
3.1.Создание проблемной ситуации
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока.
4.2. Формулирование цели и задач урока.
4.3. Планирование своей деятельности.
5. Этап реализации построенного проекта-20
5.1. Понятия культурные и дикорастущие растения
5.1.1 Работа по рисункам стр.74
5.1.2 Работа с текстом стр. 74
5.1.3. Работа в рабочих тетрадях №1
5.2. Культурные растения
5.2.1 Работа со схемами стр 75
5.2.2 Работа с рисунками стр 74
5.2 3 Работа в рабочей тетради
5.2.4 беседа о культурных растений
5.3 Беседа в конце темы
5.3.1 Обобщение
5.3. 2 Работа с выводом
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-3мин
Игра «Отгадай загадку»
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону -4мин
7.1. Самостоятельная работа
7.2. Проверка по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения-4 мин
Игра «Дикорастущие и культурные растения»
9. Этап рефлексии учебной деятельности-2 мин
9.1. Подведение итогов.
9.2. Рефлексия деятельности на уроке.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | |||||
ПР | МЕТ | Л | |||||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и раздаточный материал 1.3. Мотивация Приём «Хорошее настроение» -В каком настроении лучше всего путешествовать в страну знаний? -А как вы думаете, почему хорошо путешествовать в хорошем настроении? -Поднимите руки те, кто хотел бы попутешествовать в мир растений? -А чтобы вы ещё хотели узнать о растениях? -Хорошо, я думаю мы сегодня с вами будем путешествовать в очень интересном месте! - А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? -Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выполняют просьбу учителя | Формула успеха Создание ситуации успеха | Фронтальная | «Формула успеха» | Фронтальный контроль | ПР1 | Л1 Л2 | |||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Проверка остаточных знаний. - Прежде, чем узнавать, что – то новое, нужно обязательно вспомнить о, что мы уже знаем о растениях. На какие группы делятся растения? - Отлично. Теперь обратите внимание на карточки перед вами. Прочитайте задание и выполните самостоятельно. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Распределите слова по группам растений (травы, кустарники, деревья)
Береза(дерево), пихта(Дерево), орешник(дерево), одуванчик(травы), лиственница(дерево), вишня(дерево), ландыш(трава), кедр(дерево), малина(кустарники), крыжовник(кустарники), сирень (кустарники),крапива(травы) 2.2. Проверка по эталону - Посмотрите на слайд, сверьте свою таблицу с эталоне -Поднимите руки у кого всё правильно? -Кому есть, над чем подумать? -Хорошо, вы молодцы, хорошо справились с заданием! -Продолжаем работать дальше. | Мыслительная деятельность
Травы, кустарники, деревья Береза(дерево), пихта(Дерево), орешник(дерево), одуванчик(травы), лиственница(дерево), вишня(дерево), ландыш(трава), кедр(дерево), малина(кустарники), крыжовник(кустарники), сирень (кустарники),крапива(травы | Вводная беседа Самостоятельная работа | Индивидуальная | карточки | Фронтальный контроль Взаимопроверка | Л1 Л2 | ||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1.Создание проблемной ситуации - Ребята, на слайде слова, здесь перечислены разные растения. Вам нужно выбрать растения, которые растут на лугу, в лесу, у водоёмов.
Огурец, берёза, земляника, картофель, крыжовник, кувшинка, сосна, клевер, колокольчик, лук, пшеница, ландыш, помидор, камыш, груша, щавель, петрушка, яблоня, подорожник, черника, водоросли, роза. -Какие растения остались? (Яблоня, крыжовник, помидор, огурец, груша, лук, пшеница, картофель, лук, петрушка, роза) -Как вы думаете, почему остались именно эти растения? Чем они отличаются от тех, что вы выбрали? | Мыслительная деятельность На лугу: клевер, колокольчик, щавель, подорожник. В лесу: березы, земляника, сосна, ландыш, черника. У водоёма: кувшинка, камыш, водоросли. | Фронтальная | Фронтальный контроль | ПР1 | П1 П2 К1 К | Л1 Л2 | ||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока. – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Дикорастущие и культурные растения) - Давайте откроем учебник на странице 74 и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока – Какую цель мы с вами поставим? (Научиться различать дикорастущие и культурные растения) - Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать как выглядят дикорастущие и культурные растения и Научиться делить их на группы) - Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.) | Мыслительная деятельность Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Планируют свою деятельность | Самостоятельное формулирование темы, цели, задач Проверка по эталону в учебнике | Фронтальная | Учебник Слайд проблема | Фронтальный контроль | П1 П2 Р1 Р2 К1 | Л1 Л2 | |||||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Что такое дикорастущие и что такое культурные растения 5.2. дикорастущие растения
| 5.1.Понятия культурные и дикорастущие растения 5.1.1. Работа по рисункам стр 74 -Посмотрите на картинки, что вы там видите? -Знаете название этих растений? -На какие группы их можно разделить? Почему? -Почему вы именно так разделили? -А сейчас мы с вами проверим правильно ли вы распределили растения (СЛАЙД) -Поднимите руки, кто был прав? -Хорошо, молодцы 5.1.2. Работа с учебником стр 74 -Теперь мы с вами поработаем с тестом перед нашими картинками, прочтите текст -Что вы прочитали? -Хорошо. Мы выяснили, что есть растения, которые растут сами по себе, а есть растения, которые человек сажает сам. А как можно назвать такие растения? -Какие же группы растений существуют? (дикорастущие и культурные) - Какие растения называются дикорастущими? - Какие растения называются культурными? 5.1.3. Работа в рабочей тетради стр 36 №1 -Сейчас мы с вами выполним задание в рабочей тетради, откройте 36-ую страницу, сейчас мы с вами выполним №1, вам нужно заполнить таблицу, но только написать где дикорастущие растения -Какие растения вы написали? -Какой вывод вы можете сделать? 5.2.Культурные растения 5.2.1.Работа со схемой стр 75 -Прежде чем мы перейдём с вами к работе со схемой, я задам ещё вопросы -Приведите примеры дикорастущих растений в нашем крае? -Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения? -Приступаем к работе со схемой, слушайте внимательно вопрос -На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы. -Посмотрите на схемы и поделитесь своим мнением -Хорошо, молодцы! 5.2.2. Работа с рисунками на стр 74 -Вернёмся с вами к учебнику на 74-ой странице, поработаем ещё с картинками -Работать будете в парах -Закройте зелёными фишками дикорастущие растения -Закройте жёлтыми фишками культурные растения -Кто справился с заданием? -Какие растения вы закрыли зелёными фишками? -Какие растения вы закрыли жёлтыми фишками? 5.2.3. Рассказ учителем о культурных растениях -Сейчас я вам ещё немного расскажу о культурных растениях Культурные растения, это те, что люди выращивают на огороде, или на сельских фермах. За культурными растениями, ухаживает человек, удобряет, поливает, опрыскивает от гусениц, и всяких вредных насекомых. Культурные растения Это - кабачки, помидоры, огурцы, клубника, тыква, редис. В южных регионах - дыни, арбузы, хурма, виноград, мандарины, груши. Также к ним относятся малина, огурцы, абрикосы, слива, яблоня, помидоры и айва, которая росла у нас в огороде. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед. Сделали шаг вперед, шаг назад. Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз. 5.3. Беседа по вопросам в конце темы. -Ребята, что такое дикорастущие растения? -Ребята, что такое культурные растения? -Расскажите для чего люди выращивают культурные растения? 5.3.1. Работа с выводом -А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни дикорастущих ни культурных растений -Как вы думаете, что будет с нашей планетой? -Да, ребята, экологическая катастрофа. - Какой вывод мы можем сделать? То что роль дикорастущих и культурных растений в мире огромна, фактически именно они поддерживают жизнь на планете. Растения – источник кислорода, который жизненно необходим людям и животным. -Совершенно верно. 5.3.2. Чтение вывода в учебнике стр 77 -Ребята, давайте прочтём вывод по нашей теме в учебнике. Откройте страницу 77-ую , вывод под картинками. -Прочтите про себя -В слух прочтёт… -Какой вывод дан нам в учебнике? -Хорошо, молодцы 5.3.3. Сравнение вывода учащихся с выводом в учебнике -Сейчас мы с вами сравним нашими выводы. -Чем похожи выводы? -Чем отличаются? -Вы большие молодцы. Хорошо работаете сегодня | Отвечают на вопросы учителя Работают с иллюстрациями. Высказывают свои предположения Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы Делают выводы Мыслительная деятельность Работа с иллюстрацией. | Вводная беседа Работа с сюжетными рисунками Обобщение Работа иллюстрацикй Работа с иллюстрацией учебника Обобщение | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Рисунки На слайде приведено определение понятия | Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Парная работа | Пр1 Пр2 Пр3 | П1 П2 К1 | Л1 Л2 | |||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Игра «Отгадай загадку» -Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и определять к каким группам они относятся 1) Мощностью и высотой Знаменита ... И початок золотой Ей, ребята, не обуза. (Кукуруза.) -Как вы догадались что это? -К какой группе она относится? 2) Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (Помидор) -Как вы догадались что это? -К какой группе он относится? 3) Вот чудесные цветы небывалой красоты. Яркие, пахучие – Ай – ай – ай! Колючие! (Розы) -Как вы догадались что это? -К какой группе они относится? 4)В огороде У дорожки Стоит солнышко На ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи (подсолнух). -Как вы догадались что это? -К какой группе он относится? -К какой группе относятся все эти растения? (культурные растения) -Следующие загадки, слушайте внимательно 1) На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик). -Как вы догадались что это? -К какой группе он относится? 2) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина). -Как вы догадались что это? -К какой группе она относится? 3) Куст в овраге вырастает, Лишь дотронешься — кусает. Не цветёт весной красиво. Что за куст такой? (Крапива) -Как вы догадались что это? -К какой группе она относится? 4) Русская красавица стоит на поляне В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза) -Как вы догадались что это? -К какой группе она относится? -К какой группе относятся все эти растения? (Дикорастущие растения) -Хорошо, молодцы! | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Формулируют вывод | Работа с пословицами учебника Повторительно-обобщающая беседа Работа с выводом | Фронтальная Фронтальная | Иллюстрации в учебнике Вывод в учебнике | Фронтальный контроль Фронтальная
| Пр1 | П1 П2 П3 | Л1 Л2 | ||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Самостоятельная работа. -Откройте рабочую тетрадь на странице 36 посмотрите №2, продолжение на странице 37, это задание вы делаете самостоятельно. Вам нужно будет картинки соединить с названиями, после мы проверим по эталону -Приступайте к работе 7.2. Проверка по эталону -Посмотрите на доску, и проверьте правильно ли вы выполнили задание. У кого всё правильно, поднимите две руки вверх, у кого есть ошибки одну руку вверх. -Хорошо, молодцы | Мыслительная деятельность | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Карточки | Самопроверка Фронтальный | Пр2 | К1 К2 Р2 | Л1 Л2 | ||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1.Игра Дикорастущие и культурные растения» -Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я вам называю дикорастущие растения вы хлопаете в ладоши, если культурные то ничего не делайте Огурцы, персик, свёкла, лук, камыш, груша, яблоня, кабачок, роза, одуванчик, рожь, слива, овёс, клевер, земляника Дикорастущие растения: персик, камыш, кабачок, роза, одуванчик, земляника, клевер. Культурные растения: лук, свёкла, огурцы, груша, яблоня, слива, рожь, овёс, роза, астра. | Решают задачу творческого уровня | Групповая Фронтальная | Фронтальный контроль Фронтальный контроль | К1 | ||||||||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на урок? - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели. -Что мы для этого делали? -Что вы сегодня узнали? -Что усвоили хорошо? -Что усвоили не совсем хорошо? - Были у вас какие-нибудь трудности? -Что вам было интересно? - Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? 9.2. Рефлексия деятельности на уроке - Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? -Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? -Ребята, а какие качества вам помогли добиться успеха? -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Молодцы! Спасибо за работу! До свидания! | Определяют область применения полученных знаний Оценивают свою деятельность | Подведение итогов Повторительно-обобщающая беседа Рефлексия | Фронтальная | Смайлик | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка | К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружаюжнго мира с использование ОЭР. 2 класс Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цели урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их...
Конспект урока окр.мир. на тему: «Дикорастущие и культурные растения»
Конспект урока окр.мир. на тему: «Дикорастущие и культурные растения»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Какие части культурных растений используют люди", ПНШ, 2 класс
Технологическая карта урока открытия новых знаний Дата урока окружающий мир ФИО учителя Викторова Александра Владимировна, класс 2 «А» УМК «Перспективная ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Какие части культурных растений используют люди", ПНШ, 2 класс
Заседание клуба №5 по теме «Какие части культурных растений использует человек?»Цель:Развивать познавательную активность, творческое воображение; мышление, интеллект учащихся за счёт ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Дикорастущие и культурные растения. 2 класс.УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Дикорастущие и культурные растения.Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о понятиях «дикорастущие растения», «культур...
Анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений"
В данном документе представлен анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений". Урок был ...