Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края"
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
documentsviewer.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука Смоленского края
Духовно-нравственное направление
Пояснительная записка
Программа кружка составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» Болотовой С. А.
Основные цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края. Задачи курса:
- Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села). Области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдении в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «Азбука Смоленского края» рассчитана на 4 года. В 1 классе отводится 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 часа в каждом классе (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты Личностные результаты
- Любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином;
- Любовь и уважение к землякам, прославившим Смоленщину; желание быть похожим на них в своих поступках и делах;
- Бережное отношение к памятникам прошлого;
- Любовь и бережливость к природе родного края.
Метапредметные результаты
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- Развитие умения сравнивать, анализировать;
- Развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- Развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.
Предметные результаты К концу 4 класса дети должны:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
По природно-географическому краеведению | |
- географическое положение, границы и территорию Смоленской области; | - определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты; |
- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины; | - различать важнейшие полезные ископаемые родного края; |
- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование; | - различать распространенные в Смоленской области растения и животных; |
- названия некоторых рек, озер и водохранилищ Смоленской области; | - различать охраняемые растения и животных Смоленского края; |
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края; | - выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения; |
- меры по охране природы в Смоленской области; | - подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природо-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников; |
- нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области; | |
- правила поведения в природе. | - проводить самостоятельные наблюдения в природе; |
| - оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели природно- географических объектов. |
По культурно-историческому краеведению | |
- как называли предков смолян, основные их занятия; | - определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах- схемах исторические и культурные |
| объекты; |
- торговые связи смолян в древности; | - подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала; |
- названия древних городов Смоленщины; | - проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму; |
- современную символику Смоленщины (герб, флаг); | - оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно- исторических объектов; |
- причины возведения в Смоленске крепостной стены; | - сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского; |
- названия некоторых башен Смоленской крепости; |
|
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609-1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941- 1945 гг. |
|
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины; |
|
- награды Смоленска и области; |
|
- имена некоторых земляков, прославивших родной край; |
|
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков; |
|
- элементы костюма смолян в древности; |
|
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки; | - соблюдать правила поведения за обеденным столом; |
- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников; - День города Смоленска; |
|
- некоторые игры и хороводы прошлых лет; | - играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого; |
- историю возникновения письменности у наших предков; |
|
внутреннее устройство;
Смоленщине иконы; |
|
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей; |
|
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры. | - выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников. |
Содержание учебного материала Блок I. Мир природы
Природные особенности Смоленской области. Полезные ископаемые. Водоемы Смоленщины. Растения нашего края. Грибы. Смоленский лен. Животные нашего края.
Охрана природы. Проверьте себя.
Блок II. Мир истории
Наши предки. «Из варяг в греки». Города Смоленщины. Герб и флаг нашей области. Смоленская крепостная стена. Военное прошлое Смоленщины. Награды Смоленщины и города Смоленска. Места боевой славы. Наши земляки. Проверьте себя. Блок III. Мир культуры
Жилища и предметы быта. Как одевались в старину. Что ели наши предки. Праздники. Игры и хороводы. Письменность. Храмы и монастыри Смоленщины. Культура Смоленщины сегодня. Проверьте себя. Обобщение пройденного.
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№ урока |
Тема урока |
1. | Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях. |
2 | Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе. |
3 | Правила поведения в школе. |
4 | Ты – ученик. |
5 | Школа вежливости. |
6 | Урок творчества. Рисуем на тему «Моя школа» |
7 | Моя малая родина. |
8 | Растения моей родины. Экскурсия в парк. |
9 | Животные моей родины. |
10 | Мои домашние питомцы. |
11 | Наши пернатые друзья. |
12, 13 | Урок творчества. Мастерим кормушку для птиц. |
14 | Мой класс. |
15 | Человек среди людей. |
16 | Доброе слово, что ясный день |
17 | Без друга в жизни туго. |
18 | Можно и не ссориться. |
19 | Урок творчества. Рисуем портрет друга. |
20 | Моя семья. |
21 | Тепло родного дома. |
22 | Урок творчества. Рисуем на тему «Мой дом» |
23 | Потолкуем о маме. |
24 | Урок творчества. Рисуем на тему «Моя любимая мама». |
25, 26 | Народные игры. |
27 | Народные песни. |
28, 29 | Народные сказки. |
30 | Урок творчества. Рисуем на тему «Моя любимая сказка». |
31 | Праздник со слезами на глазах. |
32 | Урок творчества. Рисуем на тему «Этот День Победы». |
33 | Итоговое занятие. |
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ урока |
Тема урока |
1. | Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях. |
Мир природы (7 ч) | |
2 | Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Шумячского района. |
3, 4 | Растения Шумячского района. |
5, 6 | Животные Шумячского района. |
7 | Грибы нашего леса. |
8 | Охранять природу, значит, любить свою Родину. |
Мир культуры (9 ч) | |
9 | Народные промыслы и ремесла Смоленской области. |
10 | Русский народный костюм и предметы быта. Экскурсия в школьный музей. |
11, 12 | Литературно-краеведческое путешествие по Первомайскому сельскому поселению. Экскурсия в сельскую библиотеку. |
13, 14, 15 | Сказки Смоленского края. |
16 | Тайна наших имен. |
17 | Все профессии нужны, все профессии важны. |
Мир истории (34 ч) | |
18 | Символы нашей страны. Символы Смоленской области и Шумячского района. |
19 | Урок творчества. Рисуем символы нашего села. |
20 | Шумячский район: вчера и сегодня. |
21 | История села Первомайский. Экскурсия в школьный музей. |
22 | Улицы родного села. Экскурсия. |
23, 24 | Великие люди Смоленщины. Поэты и писатели. |
25 | Великие люди Смоленщины. Ученые и военнослужащие. |
26 | Великие люди Смоленщины. Покорители космоса. |
27 | Великие люди Смоленщины. Знаменитые актеры. |
28, 29 | Шумячская земля – родина героев. |
30 | Родное село в годы ВОВ. |
31 | След войны в моей семье. |
32, 33 | Урок творчества. Письмо ветерану. |
34 | Итоговое занятие. |
Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ урока |
Тема урока |
1. | Вводное занятие. |
Мир природы (17 ч ) | |
2 | Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат. |
3 | Почвы Смоленской области. |
4,5 | Полезные ископаемые. |
6,7 | Водоемы Смоленщины. |
8 | Экскурсия к местному водоему |
9 | Растения нашего края. |
10 | Растения луга нашего края |
11 | Растения болота нашего края |
12 | Грибы. |
13 | Смоленский лен. |
14,15,16 | Животные нашего края. |
17 | Охрана природы. |
18 | Урок творчества. Изготовление книжки-малышки «Природа родного края» |
Мир культуры (15 ч) | |
19 | Вводный урок |
20-22 | Жилища и предметы быта. |
23 | Урок творчества. Изготовление макета избы. |
24-25 | Как одевались в старину. |
26 | Урок творчества. Изготовление коллекции одежды «Мода прошлых лет». |
27-28 | Что ели наши предки. |
29 | Урок праздник «Русская кухня» |
30-31 | Праздники. |
32-33 | Игры и хороводы. |
34 | Обобщение пройденного. |
Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ урока |
Тема урока |
1. | Вводное занятие. |
Мир культуры ( 8 ч ) | |
2-3 | Письменность |
4 | Урок творчества. Изготовление рукописной книги |
5-6 | Храмы и монастыри Смоленщины |
7 | Урок творчества. Изготовление модели церкви или колокольни. |
8 | Культура Смоленщины сегодня |
9 | Обобщение по разделу. |
Мир истории (25 ч ) | |
10 | Вводный урок |
11 | Наши предки |
12 | «Из варяг в греки» |
13 | Урок творчества. Изготовление модели ладьи. |
14 | Города Смоленщины |
15 | Герб и флаг области. |
16 | Урок творчества. Составление герба своей местности. |
17-18 | Смоленская крепостная стена |
19 | Урок творчества. Изготовление макета крепостной стены. |
20 | Война с монголо-татарами под Смоленском. |
21 | Война с Польшей 1609-1611 гг. |
22 | Отечественная война 1812 года. |
23 | Война с Германией 1941-1945 гг. |
24 | Урок – экскурсия в музей. |
25 | Награды Смоленщины |
26 | Места боевой славы |
27 | Наши земляки. Ю.Гагарин |
28 | Наши земляки. М.И.Глинка |
29 | Наши земляки. М.В.Исаковский |
30 | Наши земляки. П.С.Нахимов |
31 | Наши земляки. Н.М.Пржевальский |
32 | Наши земляки. Н.И.Рыленков |
33 | Наши земляки. А.Т.Твардовский |
34 | Обобщение по разделу |
8
Материально-техническое обеспечение
- С. А. Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края»,2006
- С. А. Болотова Учебное пособие «Азбука Смоленского края», состоящее из трех частей: 1-ая часть – «Мир природы», 2-ая часть – «Мир истории», 3-ая часть – «Мир культуры», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...