Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Свой дом - свой простор"
план-конспект урока по окружающему миру

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная цель урока: знакомство с устройством старинного деревянного дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока «Свой дом – свой простор»

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная цель урока: знакомство с устройством старинного деревянного дома.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать устройство старинного деревянного дома;
  • знать части деревянного дома: порог, матица, печь, полати;
  • уметь называть части деревянного дома и определять их значение;
  • уметь различать части деревянного дома.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; различать части деревянного дома.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать учебные действия.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.

Личностные:

  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться;
  • Понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. (авторы  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), презентация по теме урока, кроссворд «Части старинного деревянного дома», текст «Устройство старинного деревянного дома», домики разных цветов (оранжевый, голубой, зелёный).

Ход урока:

I ЭУ. Мотивационный этап (организационный). 

Общедидактическая задача этапа: создать положительную мотивацию к изучению нового учебного материала.

Вид работы: работа с половицей.

Дидактическая задача для учителя: мотивировать учеников на изучение нового материала.

Учебная задача для учащихся: Ребята, я нашла пословицу к нашему уроку.

Практическая задача: Давайте прочитаем и обсудим её.

Содержание: Свой дом – свой простор.

Организация деятельности: Один учащийся читает пословицу, учитель задаёт вопросы, дети высказываются (фронтальная работа).

У: Как вы понимаете эту пословицу?

у: Эта пословица говорит о том, что родной дом для человека – это его всё. В своём доме человек сам себе хозяин. Именно дома человеку легко и просторно. Это его личное пространство, где он сам устанавливает правила и может вести себя свободно.

У: Действительно, в своём доме человек сам устанавливает себе правила и ведёт себя свободно. Именно поэтому человеку в родном доме комфортно.

Контроль-оценка: Учитель поправляет ответы учащихся, дает высказаться всем желающим, оказывает поддержку при ответах. Учитель хвалит детей.

У: Молодцы, ребята! Работаем дальше.

II ЭУ. Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала.

Общедидактическая задача этапа: актуализировать и обобщить знания и умения, которые составляют способ усвоения нового учебного материала.

Вид работы: повторение учебного материала

Дидактическая задача для учителя: систематизировать знания и умения изученного учебного материала.

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.

Практическая задача: Для этого давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке.

Содержание: 

Вопросы для учащихся:

  1. С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?
  2. Как выглядит современный жилой многоквартирный дом?
  3. Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной?
  4. Сколько значений слова «мир» вы знаете?

Организация деятельности: Фронтальная работа. (учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)

У: С чем можно сравнить старинный крестьянский дом? Почему?

у: С целой вселенной. В старину об этом рассказывало само устройство дома, его украшения.

У: Как выглядит современный жилой многоквартирный дом?

у: Современные дома выглядят по другому. На них уже нет таких украшений.

У: Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной?

у: Каждый дом – это вселенная. Потому что в ней живут люди и животные, цветут комнатные растения, тепло и свет согревают и освещают квартиры многих семей. Для того, чтобы во всех домах жили благополучно, необходимы совместные дела для общей пользы и радости.

У: Сколько значений слова «мир» вы знаете? Расскажите их.

у: Слово «мир» обозначает земной шар, Землю, а также людей, население земного шара.

Слово «мир» обозначает общество людей, которые живут вместе.

Слов «мир» обозначает согласие, спокойствие, тишина.

У: Верно, вы всё правильно сказали.

Контроль-оценка: Учитель, дает высказаться всем желающим, поправляет ответы учащихся. Учитель хвалит детей.

У: Молодцы! Мы повторили изученный материал, можем работать дальше.

III ЭУ. Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (восприятие и осмысление нового учебного содержания).

Общедидактическая задача этапа: изучить новый учебный материал с учащимися.

1 Вид работы: работа с текстом.

Дидактическая задача для учителя: формировать умения работать с текстом, выделять главное.

Учебная задача для учащихся: Ребята, сейчас мы с вами узнаем об устройстве старинного деревянного дома.

Практическая задача: Для этого поработаем с текстом.

Содержание: 

«Устройство старинного деревянного дома»

   Дерево как строительный материал любят в нашей стране с давних пор. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко. Вот почему жить в них очень полезно для здоровья. Зайдём внутрь старинного дома и узнаем, как он устроен.

   Порог – отмеченная точка, которая олицетворяет границу дома. Вход и выход из него осуществляются тогда, когда перейдён порог. Функция порога – контролировать вход и выход. В загадках подчеркивается обязательность перехода через порог, так как он видит каждого приходящего и уходящего. Поэтому с этим местом связано множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что – либо через порог, особенно детей. Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Перешагните через порог и посмотрите на потолок, вы увидите матицу. Матица - это главная несущая балка, поддерживающая потолок. С точки зрения строительства матица является основой конструкции верха жилища. Поэтому считалось, что «худая матка всему дому смятка». Далее обратите внимание на широкий деревянный настил под потолком. Это полати. Там спит вся семья. Полати были самым любимым местом детворы, потому что с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в доме, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний. Главной частью деревянного дома является печь. Печь – душа всего дома. Это удивительное изобретение. Каких только «профессий» она не знает. Главная из них – давать людям тепло. В печи можно приготовить пищу: испечь хлеб и пироги, сварить кашу, щи, потушить мясо и овощи. Некоторые даже спали на печи.

   В старинном деревянном доме у каждой вещи было своё место и предназначение. Бесполезных вещей не было. В каждой вещи соединялись польза и красота!

Организация деятельности:

1.Самостоятельная работа (учитель раздаёт текст).

У: Внимательно прочитайте текст, подчеркните части деревянного дома, о которых рассказывается, постарайтесь найти значение.

у: (читают текст, выполняют задание)

2.Фронтальная работа.

У: Ребята, из какого строительного материала строили?

у: Из дерева.

У: А почему?

у: Потому что жить в деревянном доме было полезно для здоровья.

У: Правильно! Давайте проверим, что у вас получилось? Называете часть дома и объясняете её значение.

у: Порог – это отмеченная точка, которая олицетворяет границу дома. Вход в дом и выход из него осуществляется тогда, когда перейден порог. Порог как границу дома защищали с помощью оберегов.

У: Хорошо! Какую функцию в доме играет порог?

у: Он контролирует вход и выход людей.

У: Верно! Кто расскажет про другую часть?

у: Матица - это главная несущая балка, поддерживающая потолок. С точки зрения строительства матица является основой конструкции верха жилища. Поэтому считалось, что «худая матка всему дому смятка».

У: Ещё про какие части узнали?

у: Полати – это широкий деревянный настил под потолком, где спала вся семья. Полати были самым любимым местом детворы, потому что с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в доме.

У: Хорошо! И осталась самая главная часть деревянного дома. Что же это?

у: Главной частью деревянного дома является печь. Печь – душа всего дома. Это удивительное изобретение. Каких только «профессий» она не знает. Главная из них – давать людям тепло. В печи можно приготовить пищу: испечь хлеб и пироги, сварить кашу, щи, потушить мясо и овощи. Некоторые даже спали на печи.

У: Молодцы! Вы назвали главные части деревянного дома и объяснили, для чего они нужны. А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся,

Покажем: крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Контроль-оценка: Учитель, дает высказаться всем желающим, при необходимости поправляет ответы учащихся. Учитель хвалит детей.

У: Молодцы! Мы можем работать дальше.

2 Вид работы: работа с иллюстрациями.

Дидактическая задача для учителя: формировать умение различать части старинного деревянного дома.

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами научимся различать части деревянного дома.

Практическая задача: Для этого рассмотрим иллюстрации.

Содержание: 

Организация деятельности: Фронтальная работа (учитель показывает иллюстрации, учащиеся называют часть)

У: Рассмотрите иллюстрацию. Как называется эта часть деревянного дома?

у: Порог.

У: Верно! (следующая иллюстрация) Что это за часть?

у: Это матица.

У: Хорошо! Смотрим следующую иллюстрацию.

у: Здесь изображены полати.

У: А это что?

у: Это печь.

У: Молодцы! Вы все запомнили части деревянного дома, умеете их называть и  различать.

Контроль – оценка: Учитель даёт возможность ответить всем желающим, при необходимости поправляет ответы учащихся. Учитель хвалит детей.

У: Молодцы, ребята!

IV ЭУ. Закрепление учебного материала.

Общедидактическая задача этапа: закрепить знания учащихся об устройстве старинного деревянного дома.

Вид работы: работа с кроссвордом.

Дидактическая задача для учителя: формировать умение разгадывать кроссворд.

Учебная задача для учащихся: А сейчас проверим, как вы запомнили  части деревянного дома и их значение.

Практическая задача:  Для этого вы разгадайте кроссворд.

Содержание: 

2

1

П

3

П

О

П

5

Д

Е

Р

Е

В

О

Ч

О

Л

Ь

Г

А

Т

4

М

А

Т

И

Ц

А

1) Главная часть любого крестьянского дома. Её ставили в углу справа или слева от входа.

2) Отмеченная точка, олицетворяющая границу дома. Функция этой точки - контролировать вход и выход.

3) Часть внутреннего убранства деревянного дома. Они представляют собой широкий деревянный настил под потолком, где спала вся семья

4) Главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах. Она располагалась поперёк дома.

5) Строительный материал, из которого строили дома.

Организация деятельности: Учитель раздаёт кроссворд каждому ученику (самостоятельная работа).

У: Ребята, закройте свои учебники, уберите их на край стола. Внимательно читайте вопросы, старайтесь записывать ответы без ошибок. У кого возникнут вопросы или будет что-то непонятно, поднимите руку.

Контроль-оценка: Устная проверка. Учитель читает вопросы, а учащиеся (по очереди) отвечают, остальные проверяют.

У: Молодцы, ребята! Вы все запомнили части старинного деревянного дома и знаете их значение.

V ЭУ. Итог урока. Рефлексия.

Учитель задаёт вопросы:

  1. Какой строительный материал издавна любили в нашей стране? Что из него строили?
  2. Почему жить в доме из дерева полезно для здоровья?
  3. Как называется центральная балка на потолке старинного дома?
  4. Почему печь называли матушкой?
  5. Где устраивали место для младенца?
  6. Для кого предназначалось место на полатях?

У: У вас на столах лежат домики разных цветов, если вы усвоили учебный материал и вам было интересно, то поднимите зелёный домик; если у вас возникли трудности при изучении новой темы, то поднимите голубой домик; если вам было очень трудно на уроке поднимите оранжевый домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока по технологии на тему: "Закладка своими руками" 1 класс

Конспект урока по технологии  на тему: "Закладка своими руками" 1 класс...

Конспект урока ИЗО на тему: «Все имеет свое строение. Аппликация. Образ животного» 1 класс Школа России

Конспект урока ИЗО на тему: «Все имеет свое строение. Аппликация. Образ животного»....

конспект урока ИЗО 3 класс "Каждая птица своим пером красуется"

Вашему внимания предлагаю конспект 3 классса "Каждая птица своим пером красуется" УМК Школа Росии...

Конспект урока: " Действия с многозначными числами. Проверим свои знания и оценим достижения"

Конспект урока математике по программе УМК "Школа России". Тема урока: " Действия с многозначными числами. Проверим свои знания и  оценим достижения "Цель урока: Проверить свои знания и...