Конспект урока по окружающему миру на тему "Свой дом- свой простор" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по окружающему миру
Тема: «Свой дом- свой простор.».
Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём; ввести правила общения людей, которые проживают в современном доме; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
- рассказывать о традиционных особенностях старинного дома
- составлять и записывать рассказ о внутреннем устройстве старинного дома
личностные:
- интерес к познанию окружающего мира;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- интерес к обустройству старинного дома;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.; Тип урока: открытие нового знания
№ | Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность учеников | УУД |
1. | Мотивационный | ≈3 | Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу. | |
2. | Актуализация знаний | ≈1-2 | Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете. - С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?(с вселенной) - Как выглядит современный жилой многоквартирный дом? Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной? - Сколько значений слова"мир" вы знаете?( вселенная; отдельная область вселенной; согласие, отсутствие войны; спокойствие, тишина.) - Из чего строили дома в старину? Почему?(В нашей стране дерево, как строительный материал любят и почитают с давних времён) - Из дерева стоились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья. | Отвечать на вопросы. Анализировать. | Л: мотивация к новому учебному материалу. |
3. | Постановка учебной задачи и её решение | ≈3 | -Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше. - Зайдем в старинный дом. Познакомимся с тем, как он устроен, сравним с современным жилищем. При описании дома нам встретятся слова. Объясните значение слов "матрица","опечек", "полати", "бабий кут", "грядки, воронцы", "бабий кут", "конник". - В чем состоит задание?(объяснить значение слов) - Почему вы не можете мне дать точного определения?(вы не встречали их раньше) - Значит какую мы перед собой должны поставить цель?(узнать значение этих слов и использовать их для описания старинного дома). - Давайте уточним тему урока.("Старинный дом, как он устроен") - Тема нашего урока "Свой дом- свой простор" - Как вы понимаете эту пословицу? | Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения. | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний; К: целеполагание; Л: мотивация |
4. | Решение частных задач | ≈25 | - Для того, чтобы достичь цели, что вам нужно составить?(план) План: 1. Прочитать статью в учебнике "Свой дом- свой простор..." стр.8-9 2. Рассмотреть иллюстрации, соотнести их со словами. 3. Сделать вывод. - Я предлагаю построенный план реализовать в парах. Порог- граница дома. На нём считали наши нельзя стоять и сидеть. Перешагнём через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома. Бабий женский кут. Кут- это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от стабильной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли, вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребёнка в колыбели. Хозяйский угол- это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике- лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как и верх столба у печки в виде головы коня. Это добрый сторож дома. Так же как и сам хозяин. От печного коника к стене идут длинные толстые полки- грядки, воронцы. От печки над дверью до стены стелили доски- полати. Опечек- деревянная, каменная или битая из глины основа под печку. Первичное закрепление во внешней речи Работа в группах. Описать, что изображено на фотографии. обосновать Соотнести слова и пояснения Матица место между печью и стеной Бабий кут толстое бревно поперек бревен потолка Хозяйский угол деревянная, каменная или битая из глины основа под печь Опечек граница дома Грядки, воронцы коник – лавка у двери Порог доски над дверью Палати длинные толстые доски от коника к стенам Самопроверка по эталону. Составь рассказ. Слова для справок: из дерева, из кирпича, границей, крыльцом, стоять, сидеть, матица, красоту, прочность, пополам, на три части, печь, порог, , опечек, теста, глины, красили, белили, расписывали цветами, батюшкой, матушкой, бабушкой, свой, родной, маленький, тёплое, светлое, западной, восточной, Эталон для самопроверки. Дом в старину возводили из _дерева, жилище было устроено разумно и по- доброму. Порог являлся __границей__________ дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было __стоять__и __сидеть__ Центральная балка потолка — _матица__ — не только придавала прочность___дому, но и делила __пополам__его жилую часть. Важным местом в доме была __печь___ , которую ставили на _опечек__— основу из камня или ___глины_ . Её __белили___ мелом, опечек _расписывали цветами_. Печь называли __матушкой__ и считали: кто на печи сидит, тот _свой, родной_ . | Слушать учителя, Составлять план. Работать самостоятельно в парах, соотносить иллюстрации с текстом Воспринимать новую информацию, отвечать на вопросы. Соотносить слова с определением Вставлять в рассказ слова, где пропуски | П: дополняют и расширяют знания; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний. Л: учебно-познавательный интерес материалу. П.: поиск и извлечение информации |
5. | Закрепление | ≈3-4 | Найдите рублику "Обсудим" - Что общего в с старинном доме и доме современном? Что в них различного? - В чём смысл пословицы "Свой дом- свой простор"? Какие пословицы, похожие по смыслу, можно к ней подобрать? | Отвечают на вопросы. | К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов |
6. | Итог урока. Рефлексия. | ≈5 | - Что вы сегодня узнали? - Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? (Пробное задание.) - Почему не смогли сразу выполнить задание? ( - Что помогло нам выйти из затруднения? (...) - Из чего строили дом, почему? -Почему для каждого было место в доме? - Как вы оцениваете свой результат на уроке? (…) Красный кружок – на уроке все было понятно, моешь рассказать родителям Зеленый кружок - все понял. но рассказать пока не смогу. Желтый – не все понял на уроке, было трудно. Дом. задание.Учебник стр.8-11, тетрадь стр.6-7 | Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы. | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности требованиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...
конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок
Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока воспитание бережного отношения к воде, знаний правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...