Конспект урока по окружающему миру на тему "Свой дом- свой простор" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Коновалова Елена Александровна

УМК"Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoy_dom-svoy_prostor.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Свой дом- свой простор.».

Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём; ввести правила общения людей, которые проживают в современном доме; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

предметные: 

  •  рассказывать о традиционных особенностях старинного дома
  •  составлять и записывать рассказ о внутреннем устройстве старинного дома

личностные:

  • интерес к познанию окружающего мира;
  • уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
  •  интерес к обустройству старинного дома;
  • понимание своей успешности при изучении темы.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;                                                                                                                                  Тип урока: открытие нового знания

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивационный

≈3

Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Актуализация знаний

≈1-2

Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете.

- С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?(с вселенной)

- Как выглядит современный жилой многоквартирный дом? Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной?

- Сколько значений слова"мир" вы знаете?( вселенная; отдельная область вселенной; согласие, отсутствие войны; спокойствие, тишина.)

- Из чего строили дома в старину? Почему?(В нашей стране дерево, как строительный материал любят и почитают с давних времён)

- Из дерева стоились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья.

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

≈3

-Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше.

- Зайдем в старинный дом. Познакомимся с тем, как он устроен, сравним с современным жилищем. При описании дома нам встретятся слова.

Объясните значение слов

"матрица","опечек", "полати", "бабий кут", "грядки, воронцы", "бабий кут", "конник".

- В чем состоит задание?(объяснить значение слов)

- Почему вы не можете мне дать точного определения?(вы не встречали их раньше)

- Значит какую мы перед собой должны поставить цель?(узнать значение этих слов и использовать их для описания старинного дома).

- Давайте уточним тему урока.("Старинный дом, как он устроен")

- Тема нашего урока "Свой дом- свой простор"

- Как вы понимаете эту пословицу?

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Решение частных задач

≈25

- Для того, чтобы достичь цели, что вам нужно составить?(план)

План:

1. Прочитать статью в учебнике "Свой дом- свой простор..." стр.8-9

2. Рассмотреть иллюстрации, соотнести их со словами.

3. Сделать вывод.

- Я предлагаю построенный план реализовать в парах.

Порог- граница дома. На нём считали наши нельзя стоять и сидеть. Перешагнём через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома.

Бабий женский кут.

Кут- это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от стабильной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали  тут женщины, стряпали, шили, пряли, вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребёнка в колыбели.

Хозяйский угол- это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике- лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как и верх столба у печки в виде головы коня. Это добрый сторож дома. Так же как и сам хозяин.

От печного коника к стене идут длинные толстые полки- грядки, воронцы.

От печки над дверью до стены стелили доски- полати.

Опечек- деревянная, каменная или битая из глины основа под печку.

Первичное закрепление во внешней речи

Работа в группах. Описать, что изображено на фотографии. обосновать

Соотнести слова и пояснения

Матица место между печью и стеной

Бабий кут толстое бревно поперек бревен потолка

Хозяйский угол деревянная, каменная или битая из глины основа под печь

Опечек граница дома

Грядки, воронцы коник – лавка у двери

Порог доски над дверью

Палати длинные толстые доски от коника к стенам

Самопроверка по эталону.

Составь рассказ.

Слова для справок: из дерева, из кирпича, границей, крыльцом, стоять, сидеть, матица, красоту, прочность, пополам, на три части, печь, порог, , опечек, теста, глины, красили, белили, расписывали цветами, батюшкой, матушкой, бабушкой, свой, родной, маленький, тёплое, светлое, западной, восточной,

Эталон для самопроверки.

Дом в старину возводили из _дерева, жилище было устроено разумно и по- доброму.

Порог являлся __границей__________ дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было __стоять__и __сидеть__

Центральная балка потолка — _матица__ — не только придавала прочность___дому, но и делила __пополам__его жилую часть.

Важным местом в доме была __печь___ , которую ставили на _опечек__— основу из камня или ___глины_ . Её __белили___ мелом, опечек _расписывали цветами_. Печь называли __матушкой__ и считали: кто на печи сидит, тот _свой, родной_ .

Слушать учителя,

Составлять план.

Работать самостоятельно в парах, соотносить иллюстрации с текстом

Воспринимать новую информацию, отвечать на вопросы.

Соотносить слова с определением

Вставлять в рассказ слова, где пропуски

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации

5.

Закрепление

≈3-4

Найдите рублику "Обсудим"

- Что общего в с старинном доме и доме современном? Что в них различного?

- В чём смысл пословицы "Свой дом- свой простор"? Какие пословицы, похожие по смыслу, можно к ней подобрать?

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

- Что вы сегодня узнали?

- Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? (Пробное задание.)

- Почему не смогли сразу выполнить задание? (

- Что помогло нам выйти из затруднения? (...)

- Из чего строили дом, почему?

-Почему для каждого было место в доме?

- Как вы оцениваете свой результат на уроке? (…)

Красный кружок – на уроке все было понятно, моешь рассказать родителям

Зеленый кружок - все понял. но рассказать пока не смогу.

Желтый – не все понял на уроке, было трудно.

Дом. задание.Учебник стр.8-11, тетрадь стр.6-7

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...