Конспект урока "Звери-млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Сыроватская Татьяна Александровна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Звери-млекопитающие". Учебник Н. Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zveri-mlekopitayushchie.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Окружающий мир

1 класс

Тема: Звери - млекопитающие

Учитель  Сыроватская Т. А.

Железногорск

Тема: Звери – млекопитающие.

Класс: 1.

Цель урока: формировать умение отличать млекопитающих от других групп животных, выделять главный отличительный признак млекопитающих: рождать живых детёнышей и выкармливать их молоком;

Задачи урока: формировать универсальные учебные действия

предметные: дать понятие «млекопитающие»; показать, что звери имеют волосяной покров; передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; учить распределять животных на группы;

метапредметные:

личностные:

- проявлять интерес к содержанию раздела о живой природе;

- определять собственное отношение к живой природе;

регулятивные:

- составлять план и  последовательность действий при сравнении групп животных;

- самостоятельно подводить итог;

познавательные:

1. Общеучебные

- работать с текстом учебника, определяя новую, главную информацию, ключевые слова текста;

- отличать известное от неизвестного;

2. Логические

- определять причины событий и явлений в живой и неживой природе;

- перерабатывать полученную информацию о животных;

- сравнивать, анализировать, группировать животных по различным признакам;

- самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной речи (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме);

- взаимодействовать во время работы в паре, участвовать в процессе учебной дискуссии, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока:

I Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

      – Ребята, у нас сегодня необычный урок. У нас в гостях ваши замечательные воспитатели и ваши любимые родители. Я надеюсь, что сегодня они увидят своих подросших и поумневших детей и воспитанников, настоящих учеников. Повернитесь, пожалуйста, к гостям лицом, поприветствуйте их.

      – Повернитесь друг к другу, скажите соседу добрые слова.

      – Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Я желаю вам успешной работы. Садитесь на свои места. Проверьте свою осанку: стулья, ноги, спины, локти. Начинаем урок окружающего мира.

II Актуализация знаний.

1) Повторение признаков поздней осени.

- Какое сегодня число?

- 18-е – это первая или вторая половина месяца?

- Каким по счету месяцем в году является ноябрь?

- Ноябрь – месяц какого времени года?

- Назовите осенние месяцы.

- Среди осенних месяцев ноябрь какой по счету?

- На прошлом уроке окружающего мира мы выделили у осени различные периоды. Сколько периодов у нас получилось?

- Назовите их. (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень (глубокая осень), предзимье.)

- Какой период осени сейчас идет?

- Вторая половина ноября – это глубокая осень,  на календаре предзимье. Назовите его признаки.

(День стал намного короче.

Солнце над горизонтом поднимается невысоко.

Температура воздуха становится всё ниже.

Больше стало пасмурных дней.

Дождь идет со снегом.

Деревья стоят голые.

Под ногами шуршат сухие листья.

Трава пожухла.

Насекомые все спрятались, их не видно.

Все перелетные птицы улетели на юг.

Медведи, ежи, барсуки залегли в спячку.

Животные приготовились к зиме.)

2) Работа в парах.

- А сейчас я предлагаю работу в парах. Соедините линией животное и место его зимовки. Чтобы работа получилась, о чем мы должны помнить?

   1. Работать дружно.

   2. Договариваться и вместе искать правильный ответ.

   З. Выслушивать друг друга.

   4. Помогать друг другу.

3) Проверка.   Слайд.

- Крот живет под землей. Нора крота — это целая сеть подземных ходов. Прорывая себе очередной ход, кроты выталкивают землю на поверхность, получается небольшая кучка рыхлой земли, иногда с отверстием. Называется кротовина. На лесных полянах можно увидеть десятки таких холмиков. Итак, крот активно проводит зиму  в своих подземных тоннелях.

-  Ежи отыскивают глубокие норы, например, под корнями деревьев, в зарослях растений, выстилают гнездо толстым слоем сухой листвы и впадают на зиму в спячку.

- Рыбы опускаются в глубину рек и озер. Некоторые зарываются в тину или в ил, другие ложатся на дно и впадают в спячку.

- На пасеках пчелы зимуют в специальных домиках , которые им построил человек, в ульях. Дикие пчелы зимуют в дуплах. На нашем рисунке изображены ульи, проводим стрелку к ним.

- Муравьи закрывают выходы из муравейника и спускаются в самые глубокие помещения своего жилища, подальше от поверхности.

- Многие бабочки зимуют в виде куколок, личинок. У нас нарисована крапивница. Она впадает в спячку вплоть до самой весны. Такие бабочки укрывают свое тело крыльями, будто одеялом, и прячутся в трещинах коры или дуплах.

- Медведи, которые запаслись за лето и осень жиром, залегают в спячку в берлогу, которую устраивают в яме, под корнями вывороченных деревьев.

- Просигнальте, какая пара смогла договориться, и вы выбрали общие ответы.

4) Классификация животных.

- На какие группы можно разделить всех этих животных? (Насекомые, рыбы и звери.)

- Пчела, муравей и бабочка – это насекомые.        Слайд.

- Вторая группа – рыбы.

- Крот, еж и медведь – звери. Насекомые, рыбы и звери.

III Сообщение темы урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 68. Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Звери – млекопитающие.)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке.

IV Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1) Составление рассказов.

- В первом задании на этой странице нам предлагают рассмотреть рисунки. Кто здесь изображен?

- О ком из диких зверей можно рассказать так?

   Чтение в учебнике.

- А сейчас попробуйте вы составить рассказ. Я хочу предложить вам двух животных. Нужно описать животное, не называя его. А мы попробуем отгадать, о ком идет речь.

- Я даю вам рисунки. Расскажите от лица этого животного о том, как ты выглядишь и какие у тебя повадки.  (Снегирь, белка).

2) Сравнение животных.

- Хорошие получились рассказы, мы легко смогли узнать снегиря и белку.  Слайд.

- Давайте сравним этих животных. Посмотрите, как они выглядят. Назовите главные отличительные признаки, чем они отличаются.  (………..)

- Итак, как называются животные, у которых

            - тело покрыто перьями,

            - две ноги,

            - два крыла,

            - голова с клювом,

            - откладывают яйца.    (Птицы.)    Слайд.

- Как назовем животных, у которых

            - тело покрыто шерстью,

            - четыре ноги,

            - голова с зубами,

            - рождают живых детенышей, которых выкармливают молоком. (Млекопитающие.)

- Прочитайте это длинное трудное слово шепотом. Произнесите его вслух.

- Каких два слова здесь услышали?

- Млеко – устаревшее слово, значит молоко, и питающие – второе слово. Означает это слово – питающие молоком.

3) Физкультминутка.

- А сейчас потренируемся различать птиц и зверей-млекопитающих. Встаньте, пожалуйста, если я буду называть птицу, вы стоите и поднимаете руки вверх. Если я называю млекопитающее, приседаете, руки на пояс.

- Синица, олень, ворона, коза, голубь, воробей, корова, жираф, цапля, гусь, барсук, дятел, волк, лось, лев, сова, собака, лебедь, петух.

V Включение в систему знаний и закрепление

1) Доказательство по плану.

- Посмотрите снова на рисунки на с. 68 учебника. Все ли животные, изображенные здесь, относятся к млекопитающим?

- Почему?

- Давайте найдем в учебнике информацию о дельфине. Стр. 71.

- Прочитайте.

- Что узнали?

- В этом тексте говорится еще об одной особенности млекопитающих, о которой мы не говорили. О какой? Найдите в тексте.

- Лёгкие – это орган дыхания у человека, у зверей.

- Киты и дельфины – родственники.  Слайд.

У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью. Лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они не могут жить без воздуха. Время от времени поднимаются на поверхность воды, чтобы сделать глоток свежего воздуха. Но могут достаточно долго находиться под водой.

      Но главным сходством со зверями, которые живут на суше, у них является то, что детеныши у них рождаются живыми, и кормят они их молоком.

- Не у всех наземных млекопитающих тело покрыто густой шерстью. Чем холоднее место, где они живут, тем шерсть длиннее и теплее. Например, белый медведь живет в северной местности и ему длинный теплый мех помогает защищаться от холода.    Слайд.

- Но слоны живут в жарких странах, и им такой мех не нужен. Кажется, что шерсти у них нет совсем. Но посмотрим внимательно. Во-первых слонята рождаются покрытые жесткой щетиной, потом она постепенно выпадает, и остаются редкие волосы на голове, на ушах и на кончике хвоста. Значит шерсть у слонов все-таки есть.

- Посмотрите на рисунок в учебнике, все оставшиеся животные млекопитающие?

- А летучая мышь? У нее ведь есть крылья?     Слайд.

- Давайте рассмотрим летучую мышь внимательнее. Что видите? (Тело покрыто шерстью, голова с зубами.)

- А вот крылья у нее совсем не такие как у птиц. Мы видим задние лапки, передние, а крылья – это кожистые перепонки, натянутые между пальцами передних конечностей. При помощи их они и летают. Но главное, у них рождаются живые детеныши, и кормят они их молоком.

- Посмотрите на стр. 69 учебника. Назовите животных.

- Все ли животные, изображенные здесь являются млекопитающими?

- Докажите, что еж – млекопитающее.      Слайд.

2) Вывод.

- Прочитаем вывод в учебнике.

- Какие млекопитающие изображены здесь, дикие или домашние?

- Назовите их детенышей.

3) Домашние животные.

- А сейчас я буду показывать млекопитающих вместе с детенышами. Вы называете взрослое животное и детеныша.

Собака и щенок, корова и теленок, утка и утенок, лошадь и жеребенок, овца и ягненок.

Множественное число названий детенышей.

- Эти млекопитающие дикие или домашние?

- Все ли были млекопитающие?  (Утка.)

- Докажите.

V Рефлексия

Слайд.

- Я предлагаю продолжить предложения. Прочитайте.

Сегодня я узнал(а), что …

Я хотел(а)  бы еще узнать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...