рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков.
Для реализации программного содержания используется учебник «Окружающий мир» 3 класс автора А.А.Плешакова.
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану
МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по окружающему миру и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков.
Для реализации программного содержания используется учебник «Окружающий мир» 3 класс автора А.А.Плешакова.
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану
МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по окружающему миру и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (2010 г.)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г № 373;
- Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России.
- Образовательная программа начального общего образования ОУ.
- Примерная программа по окружающему миру УМК «Школа России».
- Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1-4 классы.
- Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2023- 2024 учебный год.
- Учебный план гимназии на 2023-2024 учебный год.
- Положение о рабочей программе.
Система учебного курса «Окружающий мир» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. Его приоритетным направлением является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитии у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Основные цели и задачи учебного курса
Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в Базисном учебном плане
Рабочая программа «Окружающий мир» разработана для 3 класса начальной школы в соответствии с Базисным учебным планом и на основе примерной рабочей программы. Всего для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального образования отводится 270 часов.
На изучение предмета в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основное содержание учебного предмета
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса. Ценностные ориентиры курса:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Формы образовательных технологий:
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
- Технологии организации проектной деятельности;
- Групповая работа
- Современные информационные технологии
- Технологии проблемно-диалогового общения
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предмету используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту)
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
Система проверочных и контрольных измерений по предмету
Учебный триместр | Объем измерений | Проверочная работа | Комплексная контрольная работа |
I | См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2009 г. Часть I. | 6 | 1 |
II | |||
III | |||
Год |
Перечень обязательных практических работ и экскурсий
Экскурсии:
№1 Многообразие природы.
№2 Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
№1 Посадка дерева или кустарника.
№2 Изготовление кормушек для птиц.
№3 Обнаружение крахмала в продуктах питания.
№4 Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра.
№5 Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к жизни.
№6 Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
№7 Знакомство с внешним строением кожи.
№ 8 Подсчёт ударов пульса.
№ 9 Упражнение в оказании первой помощи.
№10 Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах.
№11 Устройство и работа бытового фильтра для воды.
№ 12 Рассматривание образцов полезных ископаемых.
№ 13 Знакомство с культурными растениями.
№ 14 Современные российские монеты.
№ 15 Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Разделы тематического планирования
Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе на: | |
экскурсии | практические работы | ||
Как устроен мир | 7 | 1 | |
Эта удивительная природа | 20 | 1 | 7 |
Мы и наше здоровье | 10 | 3 | |
Наша безопасность | 8 | 1 | - |
Чему учит экономика | 11 | 3 | |
Путешествие по городам и странам | 12 | 1 | |
Итого за год | 68 | 2 | 15 |
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3 класс: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2021г.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: в 2-х частях. М.: Просвещение,
2022год.
3. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение, 2022г.
4. Н.Ю. Васильева. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «ВАКО», 2019г
5. А.А.Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба» (222 с.).. – М.: «Просвещение», 2021.
Поурочно-календарное планирование
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (А.А.Плешаков)
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
по плану | фактически | |||
I триместр - 24 часа | ||||
Как устроен мир – 7 часов | ||||
1. | Что такое природа? | 1 | ||
2. | Человек | 1 | ||
3. | Проект «Богатства отданные людям» | 1 | ||
4. | Общество | 1 | ||
5. | Что такое экология? | 1 | ||
6. | Природа в опасности! Охрана природы Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | 1 | ||
7. | Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир» Проверочная работа №1 | 1 | ||
Эта удивительная природа - 20 часов | ||||
8. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | 1 | ||
9. | Разнообразие веществ Опыт: «Определение наличия крахмала в продуктах. | 1 | ||
10. | Воздух и его охрана Опыт «Расширение воздуха» | 1 | ||
11. | Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | 1 | ||
12. | Превращение и круговорот воды Опыт: «Круговорот воды. | 1 | ||
13. | Берегите воду! Экскурсия-наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. | 1 | ||
14. | Как разрушаются камни? Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. | 1 | ||
15. | Что такое почва? Опыт: «Состав почвы». | 1 | ||
16. | Разнообразие растений Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | 1 | ||
17. | Солнце, растение и мы с вами Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | 1 | ||
18. | Размножение и развитие растений Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | 1 | ||
19. | Охрана растений | 1 | ||
20. | Разнообразие животных | 1 | ||
21. | Кто что ест. Невидимая сеть и невидимая пирамида Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» | 1 | ||
22. | Проект: «Разнообразие природы нашего края». | 1 | ||
23. | Размножение и развитие животных Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | 1 | ||
24. | Охрана животных | 1 | ||
II триместр – 22 часа | ||||
25. | В царстве грибов | 1 | ||
26. | Великий круговорот в жизни | 1 | ||
27. | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа» Проверочная работа №2 | 1 | ||
Мы и наше здоровье - 10 часов | ||||
28. | Организм человека | 1 | ||
29. | Органы чувств | 1 | ||
30. | Надежная защита организма. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | 1 | ||
31. | Опора тела и движение | 1 | ||
32. | Наше питание | 1 | ||
33. | Проект: «Школа кулинаров». | 1 | ||
34. | Дыхание и кровообращение Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» | 1 | ||
35. | Умей предупреждать болезни Практическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека» | 1 | ||
36. | Здоровый образ жизни | 1 | ||
37. | Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 | 1 | ||
Наша безопасность - 8 часов | ||||
38. | Огонь, вода и газ | 1 | ||
39. | Чтобы путь был счастливым | 1 | ||
40. | Дорожные знаки. Экскурсия-наблюдение за дорожными знаками в окрестностях школы. | 1 | ||
41. | Проект: «Кто нас защищает». | 1 | ||
42. | Опасные места | 1 | ||
43. | Природа и наша безопасность | 1 | ||
44. | Экологическая безопасность | 1 | ||
45. | Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность» Проверочная работа №4 | 1 | ||
Чему учит экономика - 11 часов | ||||
46. | Для чего нужна экономика? | 1 | ||
III триместр - 22 часа | ||||
47. | Три «кита» экономики | 1 | ||
48. | Полезные ископаемые. Практическая работа № 12 «Рассматривание образцов полезных ископаемых. | 1 | ||
49. | Растениеводство Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениям» | 1 | ||
50. | Животноводство | 1 | ||
51. | Какая бывает промышленность? | 1 | ||
52. | Что такое деньги? Практическая работа № 14 «Современные российские монеты» | 1 | ||
53. | Государственный бюджет | 1 | ||
54. | Семейный бюджет | 1 | ||
55. | Экономика и экология | 1 | ||
56. | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика» Проверочная работа №5 | 1 | ||
Путешествие по городам и странам - 12 часов | ||||
57-58. | Золотое кольцо России | 2 | ||
59. | Проект: «Музей путешествий». | 1 | ||
60. | Наши ближайшие соседи Практическая работа № 15 «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 1 | ||
61. | На севере Европы | 1 | ||
62. | Что такое Бенилюкс? | 1 | ||
63. | В центре Европы | 1 | ||
64. | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | ||
65. | На юге Европы | 1 | ||
66. | По знаменитым местам мира | 1 | ||
67. | Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа №6 | 1 | ||
68. | Комплексная контрольная работа по тексту администрации. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...