Адаптивная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Адаптированная программа по окружающему миру в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 578.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета 5
3. Содержание учебного предмета 7
4. Тематическое планирование 7
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование 8
1.Пояснительная записка
Адаптированная программа по окружающему миру в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Примерной образовательной программой начального общего образования («Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» В 2-х частях. М.: Просвещение, 2009) и концепцией УМК «Начальная школа XXI века».
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2ч в неделю, 68 часов (34 учебные недели).
Учебно-методический комплект.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011
Количество часов для проведения практических и контрольных работ для 4 класса.
1. Контрольная работа4ч
2. Практических работ 6ч
3. Экскурсий 5ч
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»)
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования.
Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
3.Содержание учебного предмета (название раздела и тем курса)
4 класс (68 ч) | |
Человек — живое существо (организм) (16ч) | Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей |
Твоё здоровье (12ч) | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные |
Человек — часть природы (2ч) | Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека |
Человек среди людей (5ч) | Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость |
Родная страна: от края до края (10ч) | Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи |
Человек — творец культурных ценностей (12ч) | Культура в разные исторические времена |
Человек — защитник своего Отечества (5ч) | Человек — воин. Героические страницы истории |
Гражданин и государство (8ч) | Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства |
4.Тематическое планирование (тема раздела, количество часов)
для 4 класса.
№ п/п | Тематическое планирование. | Количество часов |
1 | Человек — живое существо (организм) | 16 |
2 | Твоё здоровье | 12 |
3 | Человек — часть природы | 2 |
4 | Человек среди людей | 5 |
5 | Родная страна: от края до края | 10 |
6 | Человек — творец культурных ценностей | 12 |
7 | Человек — защитник своего Отечества | 5 |
8 | Гражданин и государство | 8 |
Итого: | 68 |
5.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||
1 четверть (16 часов) | ||||
Человек – живое существо (организм) | ||||
Общее строение организма человека. Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира. | 04.09.18 | |||
Нервная система. Головной и спинной мозг. Грибы – часть живой природы. | 06.09.18 | |||
Двигательная система организма человека. Разнообразие птиц Югры. | 11.09.18 | |||
Пищеварительная система. Водоёмы нашего края: реки, озёра. Ручьи. | 13.09.18 | |||
Входная контрольная работа. | 18.09.18 | |||
Работа над ошибками. Дыхательная система. Лес- «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края. Экскурсия в лес. | 20.09.18 | |||
Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса». | 25.09.18 | |||
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 27.09.18 | |||
Кожа. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орёл. И др. | 02.10.18 | |||
Как человек воспринимает окружающий мир. Экскурсия в лес. | 04.10.18 | |||
Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы».Значение водоёмов нашего края, их охрана. | 09.10.18 | |||
Слух. Гигиена слуха. Рыбье царство Югры. | 11.10.18 | |||
Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».Минеральные, подземные воды – богатство нашего края. | 16.10.18 | |||
Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | 18.10.18 | |||
Внимание. | 23.10.18 | |||
Память. Проверь себя. | 25.10.18 | |||
2 четверть (17 часов) | ||||
Ты и твое здоровье | ||||
Режим дня. | 06.11.18 | |||
Режим дня | 08.11.18 | |||
Правила закаливания. Экскурсия в краеведческий музей | 13.11.18 | |||
Можно ли снять усталость? | 15.11.18 | |||
Поговорим о вредных привычках. | 20.11.18 | |||
Поговорим о вредных привычках. | 22.11.18 | |||
Когда дом становится опасным. | 27.11.18 | |||
Когда дом становится опасным. | 29.11.18 | |||
Улица полна неожиданностей. | 04.12.18 | |||
Контрольная работа. Улица полна неожиданностей. | 06.12.18 | |||
Работа над ошибками. Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | 11.12.18 | |||
Если случится беда. Гражданская война. | 13.12.18 | |||
Человек — часть природы | ||||
Чем человек отличается от животных. Имена нефтяников – первооткрывателей. | 18.12.18 | |||
От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». | 20.12.18 | |||
Человек среди людей | ||||
Поговорим о доброте. | 25.12.18 | |||
Что такое справедливость. | 27.12.18 | |||
О смелости. Округ в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в краеведческий музей | 15.01.19 | |||
3 четверть (21 часов) | ||||
Умеешь ли ты общаться. | 17.01.19 | |||
Умеешь ли ты общаться. | 22.01.19 | |||
Родная страна: от края до края | ||||
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 24.01.19 | |||
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. Экскурсия в лес. | 29.01.19 | |||
Природные зоны России. Степи и пустыни. | 31.01.19 | |||
Почвы России. Опыт «Состав почвы». | 05.02.19 | |||
Рельеф России. Наш край на карте Родины. Экскурсии в лес, парк. | 07.02.19 | |||
Рельеф России. Ханты-Мансийск – столица края. | 12.02.19 | |||
Как возникали и строились города. Первые упоминание о сибирской нефти. | 14.02.19 | |||
Россия и ее соседи. Япония. | 19.02.19 | |||
Россия и ее соседи. Китай. | 21.02.19 | |||
Россия и ее соседи. Королевство Дания. | 26.02.19 | |||
Человек – творец культурных ценностей | ||||
Что такое культура. Главные события нашего края. | 28.02.19 | |||
Из истории письменности. Югра – древняя земля. | 05.03.19 | |||
О первых школах и книгах. Формирование национального округа. | 07.03.19 | |||
О первых школах и книгах. | 12.03.19 | |||
Чему и как учились в России при Петре I. | 14.03.19 | |||
Русское искусство до XVIII века. | 19.03.19 | |||
Русское искусство до XVIII века. | 21.03.19 | |||
Искусство России XVIII века. | 02.04.19 | |||
Контрольная работа. | 04.04.19 | |||
4 четверть (14 часов) | ||||
Работа над ошибками. «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 09.04.19 | |||
«Золотой век» русской культуры (XIX век). | 11.04.19 | |||
Искусство России ХХ века. Местный композитор В. Шесталов. | 16.04.19 | |||
Человек – защитник своего Отечества | ||||
Как Русь боролась с половцами. | 18.04.19 | |||
Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 23.04.19 | |||
Отечественная война 1812 года. | 25.04.19 | |||
Всероссийская проверочная работа | 30.04.19 | |||
Работа над ошибками. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 07.05.19 | |||
Гражданин и государство | ||||
Гражданин и государство. Наша Югра сегодня. | 14.05.19 | |||
Права и обязанности граждан. | 16.05.19 | |||
Символика России. | 21.05.19 | |||
66 | Обобщение изученного | 23.05.19 | ||
67 | Обобщение изученного | 28.05.19 | ||
68 | Урок-путешествие | 30.05.19 |
[1] Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...
Адаптивная рабочая программа по математике 4 класс
Адаптированная рабочая программа по математике в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образо...