Технологическая карта по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Экономика и экология"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Экономика и экология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        11.04.2023                                                                                                                ФИО учителя Кузьмина О.В.

Школа: МОУ «Краснооктябрьская СОШ»                                                                                ФИ студента Бурмистрова Елизавета

Класс: 3                                                                                                                        ФИО методиста

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Экономика и экология

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся  с экологическими проблемами нашей планеты, с задачами экологии.

Планируемые результаты

Предметные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе, формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

Личностные: Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, автор А.А. Плешаков, презентация


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

- Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

- Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Мы уже готовы к уроку!

- Сегодня у нас урок изучения нового материала, освоения новых знаний. Давайте сначала проведём речевую разминку.

Очень интересно всё то, что неизвестно,

А всё, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старания.

Тогда нам вместе многое удастся всё понять.

Готовятся к уроку

(Прочитать самостоятельно «жужжащим» чтением; медленно хором, проговаривая чётко каждый звук; выразительное чтение с выделением голосом подчёркнутых слов).

Л:самоопределениесмыслообразование.

Р: целеполагание (нацеливание

на

успешную деятельность), саморегуляция (способность начинать заканчивать учебное действие)

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о природе.

- С каким настроением вы смотрели эти кадры?

- Послушайте слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: « Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном  летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи  лет эту чудесную музыку жизни».

- Есть ли связь между окружающей средой и человеком?

- Как вы думаете, может ли человек существовать без природы?

(Дети смотрят 1 часть о красоте природы).

Вывод: человек без природы не может существовать.

Л:

Самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные выражение

своих

мыслей достаточной

Полнотой точностью, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

III. Постановка учебной задачи

Установление связей между живой и неживой природой.

- Перед вами карточки, на которых написаны слова в 2 столбика. Прочитаем вместе слова из 1 столбика. Что их объединяет? Прочитаем слова из 2 столбика. Что общего в этих словах?

Задание: установить стрелками взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

- Какой вывод мы можем сделать?

( Цветок, бабочка, человек).

( Это объекты живой природы).

(Солнце, вода, почва).

( Это объекты неживой природы.)

( Ученики выполняют задание. Устно объясняют)

Вывод: живая и неживая природа связана друг с другом.(Слайд № 3)

Л:смыслообразование.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

осознанное построение речевого высказывания.

IV. Открытие нового знания

- Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает взаимосвязи между живыми существами и окружающей средой.

- Одно из слов в нашей теме урока – экология.

Просмотр экологического ролика (2 часть) о загрязнении окружающей среды.

- Как изменилось ваше настроение после просмотра? Что вы увидели? Откуда дым? Почему так много мусора? Откуда сточные воды?

- Для чего человек построил заводы, фабрики, электростанции, создал транспорт?

- Давайте вспомним, как же называется наука, которая изучает хозяйственную деятельность человека?

- Откроем  2 слово в нашей теме урока – это экономика.

- Итак, тема нашего урока:  «Экономика и экология».

- Сегодня на уроке мы  разберёмся, как связаны между собой экономика и экология, познакомимся с 2 сторонами экономики, попробуем строить простейшие экологические прогнозы, учиться делать выводы, высказывать своё мнение.

( Экология).

(Учитель открывает закрытое слово « экология» в написанной на доске теме урока).

(Для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах)

(Экономика)

Л:смыслообразование

(положительное отношение к процессу познания, проявление желания узнать новое)

К: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений

V.Первичное закрепление во внешней речи

- Ребята, для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы?

Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п.

Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п.

Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. П

- Т.о. мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя, а экологи защищают природу.  Возникает проблема: с одной стороны мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить.

Вывод: экономика и экология связаны друг с другом. (Слайд № 8)

Прослушивание аудиоинформации из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс», раздел «Чему учит экономика» , тема : «Экономика и экология».

Открытие новых знаний: две стороны экономики.

- Экономика имеет 2 стороны: положительную и отрицательную. Перед вами бутылка «Лимонада», пакет с конфетами, салфетки. Для чего мы это купили? Для чего это производят? Правильно, чтобы съесть. Другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности. Что мы сделаем, после того, как использовали продукцию? Выбросим. Куда?

(Дети совещаются и отвечают на вопрос с позиций своей группы)

( На доске табличка со словом экономика и с 1 стороны табличка со словами удовлетворение потребностей людей, с другой стороны – загрязнение окружающей среды. Учитель открывает эти таблички походу беседы)

Л:осознание ответственности за общее дело

К:достижение договорённостей и согласование общего решения

Р: целеполагание, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; взаимно контролировать действия друг друга;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Посмотрите на слайды, где показана отрицательная сторона экономики. (Слайд № 13, 14, 15).

- Итак, одной из важнейших задач общества – сделать экономику как можно более безопасной. Если мы, люди, не будем думать о защите природы, то будут происходить экологические катастрофы.

Словарная работа: катастрофа. Произнесём правильно, прочитаем. Как вы понимаете значение слова катастрофа? Экологическая катастрофа?

Самостоятельная работа со словарем

П:построение логической цепи рассуждения; выполнение действий по алгоритму; анализ, синтез, обобщение

VII. Включение в систему знаний

Игра «Экологический светофор».

Предлагаются ситуации. Если герой поступил правильно, ученики поднимают зелёный кружок, если действия героя вредят природе – красный.

•        Валера встал утром поздно, понял, что  опаздывает в школу. Обычно он шёл по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А вчера в саду вскопали широкую полосу и посадили молодые саженцы. Валера пустился напрямик, затаптывая молодые ростки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.

•        Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алёша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алёша услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша закрыл кран. Потом взял книги и вернулся в класс.

•        Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветы липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились. Липы росли в ряд вдоль главной улицы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь какое движение!» Машины действительно шли сплошным потоком, было очень шумно, так, что бабушка и Андрей почти не слышали друг друга.

- Чтобы наша красивая земля не превратилась в такую безжизненную планету (Слайд № 21), что нужно делать, посмотрите (Слайд № 22, 23, 24, 25).

- Ребята, мы теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию в лучшую сторону.

Играют

К: выражение своих мыслей достаточной

полнотой и точностью, аргументация своего мнения, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Самооценка.

Жёлтый смайлик – всё понятно, всё получилось; зелёный смайлик – всё понравилось, но  есть вопросы, не всё понял,

красный – не понравилось, осталась масса вопросов.

-Наш урок окончен.

Желаю вам, ребята,

Быть честными, быть верными,

И каждый день следить,

Чтобы своей планете

Ничем не навредить!

- Спасибо за внимание! Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!

Оценивают свою работу на уроке

Л: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности К:

выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и

точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений

Р:оценка, осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями

П:рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Сельское хозяйство»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Сельское хозяйство" по УМК "Школа 2100". К уроку имеется презентация. Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с отраслями сельского...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Богатства природы»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Богатства природы» по УМК "Школа 2100". К уроку имеется презентацияДидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с прир...

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Экономика и экология".

Тема: Экономика и экология.Дата: 12.04.2021 г.Предмет: Окружающий мир.Тема: Экономика и экология.Класс: 3 класс, УМК «Школа России».Учитель: Урок «Экономика и экология»  п...