Конспект урока по окружающему миру с использованием кейс технологии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дельцова Елена Юрьевна

Урок окружающего мира  в 3 классе

По теме «Органы чувств человека»

с использованием кейс-технологии.

На этом уроке используются  кейс - технологии. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Главное его предназначение – развивать способность находить решение  проблемы и  учиться работать с информацией.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2)  развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

---У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

---В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

 ---Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

 

Программа: «Школа России»

Авторы: А. А. Плешаков

Тема: Органы чувств человека.

УМК «Школа России»

Тип урока:  открытие нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная, групповя с кейсами

Основные понятия: органы чувств.

Цель урока: знакомство с органами чувств  человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.

Задачи урока:

  1. Познакомить с органами чувств человека.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv-keysy.docx876.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 3 классе

По теме «Органы чувств человека»

с использованием кейс-технологии.

Класс: 3

Программа: «Школа России»

Авторы: А. А. Плешаков

Тема: Органы чувств человека.

УМК «Школа России»

Тип урока:  открытие нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная, групповя с кейсами

Основные понятия: органы чувств.

Цель урока: знакомство с органами чувств  человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.

Задачи урока:

  1. Познакомить с органами чувств человека.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Пусть в этот осенний и прекрасный день

Всем сопутствуют удача и везение!

И пожелаем мы друг другу, всем гостям

Чудесного настроения!

- Ребята, давайте из сегодняшнего зимнего дня перенесёмся на летний цветущий луг. А поможет нам в этом картина известного художника Германа Травникова «Цветущий луг».( СЛАЙД)

  1. Актуализация знаний.

-Представьте, что вы пришли на луг. Посмотрите вокруг, как красиво! Вдруг ваше внимание привлёк ярко-жёлтый цветок. Вы сорвали его и почувствовали прекрасный аромат цветка.

- Ребята, что вы узнали о цветке? (Он ярко-жёлтого цвета, приятно пахнет.)

-Что вам помогло это узнать? (Глаза, нос.) ( На доске вывешивается табличка «глаза», «нос»)

http://www.brsata.com/postpic/2012/07/ears-eyes-nose-mouth-clip-art_184015.jpghttp://www.brsata.com/postpic/2012/07/ears-eyes-nose-mouth-clip-art_184015.jpg

- На опушке вы увидели спелую красную ягоду земляники. Подошли, сорвали и – в рот! Вкусно, сладко!

-Что вы узнали о ягодке земляники? Что помогло? ( Красная, сладкая) ( На доске вывешивается табличка «язык»)

http://www.brsata.com/postpic/2012/07/ears-eyes-nose-mouth-clip-art_184015.jpghttp://humananatomylesson.com/wp-content/uploads/2016/11/human-body-parts-nasal-set-icons-with-flat-parts-of-the-human-body-ear-nose-eyes-tongue.jpg

А как звонко поёт птица! (Фонограмма)

- Что узнали о птице? Что помогло? ( Звонко поёт ) ( На доске вывешивается табличка «уши»)

http://www.brsata.com/postpic/2012/07/ears-eyes-nose-mouth-clip-art_184015.jpg

-Вдруг вы почувствовали на щеке прохладную каплю - пошёл дождь.

-Что узнали о капле дождя?( Прохладная) ( На доске вывешивается табличка «кожа»)

http://www.brsata.com/postpic/2012/07/ears-eyes-nose-mouth-clip-art_184015.jpg

-Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О глазах, ушах, носе, языке)

- Что они вам помогли сделать? (Почувствовать)

- То есть об органах чувств человека.

- Значит, разговор пойдет про органы чувств человека. Давайте представим  в виде плана всю вышесказанную информацию.

  1. Глаза – орган зрения
  2. Уши – орган слуха
  3. Нос – орган обоняния
  4. Язык – орган вкуса
  5. Кожа – орган осязания
  6. Органы чувств и мозг
  1. Организация работы с кейсами.

- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает;

4) как беречь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Загадки

Кругло, горбато,
Около мохнато,
По бокам бело,
В середине черно,
Как придёт беда —
Потечёт вода.

Молодец и девица
Решили пожениться,
Но скала между ними:
Не обойти, не миновать,
Не увидеть, не узнать.
Молодцу и девице
Не соединиться.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.132

Источник №3:

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М.,Изд.Академия и К, АкадемияРазвития, АкадемияХолдинг, 2006 г.

Источник №4: Памятка «Берегите зрение!»

С каждым годом растет количество людей, потерявших зрение. К ним относятся как взрослые, так и дети. Человек должен бережно относиться к бесценному дару природы — зрению и беречь его. Эти правила помогут вам. Повесьте их на самом видном месте и не забывайте, что простые правила продлевают активную деятельность ваших глаз!

  • Читайте и пишите при хорошем освещении!
  • Не проводите много времени у компьютера и телевизора!
  • Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!
  • При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делайте гимнастику для глаз!
  • Своевременно обращайтесь к врачу!
  • Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость!
  • При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!

Кейс №2.

Источник №1: Загадки

Два капустных листа —
Соседи на тыкве.

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…

Самый лучший на свете слушатель.

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.133

Источник №3:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563316990fee1/img_user_file_563316990fee1_2.jpg

Источник №4: Берегите уши

  1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
  3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, среди тишины.
  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Кейс №3.

Источник №1: Загадки

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ...

За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жароюпыщут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.134

Источник №3: Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Источник №4:

http://images.myshared.ru/10/989727/slide_16.jpg

Кейс №4.

Источник №1: Загадки

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.135

Источник №3:

http://bpdb.ucoz.ru/_pu/1/57925132.jpg

Источник №4:

Язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Кейс №5.

Источник №1: Загадки

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…

Самый большой орган человека? 

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.136

Источник №3:

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Источник №4:

http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Organy-chuvstv-3-klass/0015-015-Pravila-ukhoda-za-kozhej.jpg

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.
  2. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. Давайте ещё раз представим, что мы на цветущем лугу. Какие органы чувств будут задействованы , чтобы оценить всё это великолепие?

  1. Рефлексия.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/242/222797/2/640/img8.jpg

  1. Домашнее задание.

Составьте правила ухода за органами чувств, оформив работу в виде книжки-малышки, стенгазеты, презентации – на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".

УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"...

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"

Представлен конспект урока,  Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

Конспект урока по окружающему миру с применением кейс-технологии в 3 классе «Школа XXI века» Тема: «Заповедники».

Кейс-технологии применяемые на уроках окружающего мира формирует и развивает у младших школьников следующие умения и навыки:- оценка поведения людей, выбор целевых установок для принятия решений, пред...