Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Урок 2
Тема: Свойства воды и воздуха
Цель: дать представление о свойствах воды и воздуха, развивать навык умения решать изобретательские задачи.
Использованные элементы ТРИЗ: игра «да-нет», составление загадок, метод мозгового штурма.
Оборудование: полоска бумаги, вода, пластиковый стаканчик, карточки со словами «вода», «воздух», конверты с заданиями, оборудование для опытов, изображение Капитошки.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний
Демонстрация опыта «из воды сухой».
Необходимо опустить в ёмкость с водой маленький перевёрнутый пластиковый стаканчик, к дну которого прикреплена полоска бумаги. Стакан держать ровно и опустить под воду.
−Что позволило бумаге остаться сухой?
−Что же за волшебники помогли это сделать? Давайте узнаем ответ, отгадав две загадки.
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Учитель вывешивает на доску карточки с ответами.
-Кто догадался, какова тема урока? Цель?
−Ребята, к нам обратился за помощью сказочный герой Капитошка (изображение вывешивается на доску) со своими подводными друзьями. Он сдаёт экзамены в Водяную гимназию №1 и не знает свойств воздуха и воды.
Поможем ему?
-Сегодня на уроке мы вспомним, что нам известно оводе и воздухе и узнаем новое и интересное о свойствах воды и воздуха.
3. Изучение нового материала
-Сейчас вы поработаете в группах. Запишите как можно больше общих характеристик, по которым будем сравнивать воздух и воду, запишем, что уже нам известно.
Воздух | Вода | |
Цвет | Нет | нет |
Форма | Нет | |
Запах | Нет | нет |
Может ли меняться |
-Обратите внимание, заполнение некоторых граф у нас вызвало затруднения и споры. Чтобы убрать пропуски, Капитошка предлагает вам выполнить опыты.
Опыт «Имеет ли вода форму?»
Перед работой с водой вспомним правила безопасности:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело!
Пролил воду –не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг, он нам помог,
И никто здесь не промок!
Что произойдет, если налить воду в различные ёмкости?
−О каком свойстве воды говорит это стихотворение? Так имеет ли вода форму?
Опыт «Воздух при нагревании»
(На сосуд надевается воздушный шарик и ставится в горячую воду)
-Какой вывод мы можем сделать?
Опыт «Воздух и горение »
Перед работой с огнём вспомним правила безопасности:
Помни правило: огонь
Проведение опыта.
−Почему свеча, закрытая стаканом быстро потухла?
-О каком свойстве воздуха это говорит?
−Подумайте и ответьте на вопрос, где в жизни люди могут использовать результаты этого опыта? (воздушный шар!)
4.Физминутка
Представьте себе, что вы – воздушный шар! Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы летите в синем небе! Регулируйте своё движение в зависимости от условий!
Поднимаем руки выше – поднимаемся, опускаем - снижаемся, руки влево-вправо – качаемся. Под вами красивый пейзаж – синяя река, зелёный лес, а сейчас – горы, ну и наконец – посадка!
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар».
5.Постановка проблемы
Наш гость принес для вас новые задания. У меня в руках два конверта. Один – для первого ряда, другой – для второго.
Задание 1.
Перенесемся на миллионы лет вперед. Прогресс не стоит на месте, появилась новая техника, новые автомобили и средства передвижения. Но со всеми этими новшествами люди совсем забыли про экологию. Вся вода загрязнена, ее невозможно использовать. Предложите свои варианты исправления этой ошибки.
Задание 2.
Подумайте, почему воздух так важен. Запишите не менее 5 способов его использования и докажите своим одноклассникам его значимость.
Представление работ учащихся.
6.Мозговой штурм
Вода (отгадка) | |
На что похожа? | Чем отличается? |
суп | без цвета |
Заполните графы, затем составьте загадку.
Как суп, но без цвета
Как______, но _____
Как______, но _____
Что это?
Придумайте загадку про воздух.
7.Итог урока
Прием «да-нет»
Сейчас Капитошка будет зачитывать вам высказывания. Если вы согласны с ним, хлопните в ладоши, если нет – качаем головой.
-Вода имеет три состояния.
-Воздух имеет цвет.
-У воды есть вкус.
-И воздух и вода имеют форму.
-Аэрозоли полезны для воздуха.
-Вода может испаряться.
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
-Какие слова вы бы подобрали, чтобы наиболее точно определить значение воздуха и воды на Земле?
Самоанализ
На уроке были использованы различные методы ТРИЗ: игра «да-нет», составление загадок, мозговой штурм с целью решения поставленных проблем. Эти методы позволили сделать урок более насыщенным, учащиеся использовали свои знания, свою фантазию для решения изобретательских задач, что развивало их мышление. Цель и задачи урока были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".
УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"
Представлен конспект урока, Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Что у нас над головой?"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Как живут животные?"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Где живут белые медведи?"...