Конспект урока по окружающему миру с применением кейс-технологии в 3 классе «Школа XXI века» Тема: «Заповедники».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Кейс-технологии применяемые на уроках окружающего мира формирует и развивает у младших школьников следующие умения и навыки:
- оценка поведения людей, выбор целевых установок для принятия решений, предвидение результатов и умение нести ответственность за свои действия;
- способность рассуждать и анализировать ситуации, оценивать альтернативные варианты и выбирать из них оптимальное;
- получение коллективных навыков работы, введение дискуссии, отстаивание своей точки зрение и умение слушать оппонентов;
- анализ информации, выделение из всего объема именно главного и нужного для решения конкретной ситуации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: Окружающий мир.
Класс: 3
Программа: «Школа XXI века»
Автор: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинина.
Тема: Заповедники
Цель: Формирование у обучающихся представлений о заповедниках, как, об особом месте охраны природы.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с возникновением и созданием заповедных зон России, пояснить причины их создания.
2. Формировать знания об охраняемых территориях.
3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;
- строить сообщение в устной форме;
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Предметные
- сформировать у учащихся представления о заповедниках; познакомить с климатом, растительным и животным миром.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.
- Актуализация знаний.
- Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место.
Загадки.
Высоко в горах живет
Этот хищный «снежный» кот. (Ирбис – снежный барс)
Один он живёт, а не в стае
Не только в горах, а в низине,
И в тундре, в лесу на равнине.
Зовут же его ... (горностай).
Их осталось уж немножко
тех амурских полосатых кошек!
Любим мы смотреть их игры.
Кто же это, дети-... (тигры)
Я в лесу нашла цветок,
он похож на башмачок,
имя у него богини,
носит он его доныне.
Красной книге он, друзья,
значит, рвать его нельзя!
(венерин башмачок)
- Как можно объединить отгадки на эти загадки? (Это животные и растения из Красной книги).
- Постановка учебной задачи.
- Почему же они попали в Красную книгу?
- Почему им угрожает опасность?
В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.
- Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?
(Поиск значения слова в толковом словаре)
Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.
- Что вы знаете о заповедниках?
- Зачем люди создают заповедники?
- Какие виды заповедников вы знаете?
- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?
4. Первичное закрепление.
У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.
Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это республика Бурятия.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
- Организация работы с кейсами.
- Работать будем в группах. Вы получите план работы. Напоминаю вам, что работа в группах — это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесет посильный вклад в общее дело.
- Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно).
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
(Класс делится на 4 группы. Обучающиеся получают кейсы с материалами и вопросами и приступают к изучению заповедников).
Кейс №1
Источник 1
Учебник Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.
Источник 2.
Текст (Приложение 1)
Источник
https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_sobole_detyam/
Источник 4
Информационная таблица (Приложение 5)
Кейс №2
Источник 1
Учебник Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.
Источник 2.
Текст (Приложение 2)
Источник 3
https://moypitomec.ru/dikie-zhivotnye/mlekopetayushhie/rasskaz-o-belyh-medvedjah.html
Источник 4
Информационная таблица (Приложение 5)
Кейс №3
Источник 1
Учебник Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.
Источник 2.
Текст (Приложение 3)
Источник 3
https://2klass.ru/doklad/snezhnyy-bars-opisanie-dlya-detey
Источник 4
Информационная таблица (Приложение 5)
Кейс №4
Источник 1
Учебник Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.
Источник №2.
Текст (Приложение 4)
Источник 3
https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_zubre_detyam/
Источник 4
Информационная таблица (Приложение 5)
- Работа в группах.
Учитель консультирует учащихся во время работы.
- Применение знаний (презентация таблицы результатов)
Теперь, когда завершена работа над таблицей, прошу несколько представителей от каждой группы презентовать свою работу. Эти ребята выступают на конференции, а остальные по окончанию каждого выступления, можете задать вопросы.
Физминутка. (после выступления представителей 2-й группы)
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценивание.
(итоги подводятся после выступления каждой группы)
- Наш урок подошел к концу.
- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
- Что нового вы узнали о заповедниках?
9. Итог урока.
Закончить урок я хочу такими словами:
Парки и заповедники, они важны.
Природа мать, беречь ее должны.
Здоровье телу и здоровый дух,
Нам дарит лес сосновый, дарит дуб.
Все граждане большой страны,
Заботимся об экологии природы,
Пускай привычка эта войдет в моду.
Чем больше нас ценителей на свете,
Тем лучше и природа на планет.
Приложение 1
Баргузинский заповедник — это первый государственный заповедник России. Он находится возле озера Байкал в тайге. Самое древнее на планете озеро, самое глубокое, самое чистое, самое прозрачное и, самое красивое. На северо-восточном берегу этой "сибирской жемчужины", где живописное побережье переходит в тайгу, а потом - к вершинам величавых гор, там, где кристально чистая вода и свежий воздух.
День его создания 17 мая 1916 года. Баргузинский заповедник расположен в Республике Бурятия – на северо-восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта.
На территории заповедника растут тысячи видов растений, грибов, лишайников, водорослей. Много здесь брусники и черники, растет багульник, линнея северная, можжевельник. В тайге растут кедр и лиственница, пихта и сосна. В лиственных лесах береза и клен, тополь и ольха, дуб и липа. На заповедной территории можно застать красивейшее в мире явление – цветение лотоса. Многие из растений занесены в Красную книгу и охраняются на государственном и международном уровнях. В заповеднике произрастает три вида леса: лесной, субальпийский и альпийский. Здесь можно увидеть и лиственный лес с кедровым стлаником, и каменистые россыпи, на которых растут сосны и пихты.
Животные в заповеднике преимущественно лесные, но имеется также множество видов, обитающих на горных и прибрежных территориях. На территории заповедника проживает огромная популяция соболей, белок, бурундуков, лесных мышей, ласок, зайцев, росомах. Разнообразие в животный мир заповедника вносят разнообразные птицы. Из них имеется два вида, внесенных в Красную книгу – это орлан белохвост и черный аист.
Приложение 2
Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает два острова Ледовитого океана: Врангеля и Геральд. Решение о создании заповедника было принято в 1976 году.
Остров Врангеля включён в Список всемирного наследия. Остров назван в честь российского мореплавателя и полярного исследователя Фердинанда Врангеля.
Здесь практически круглый год сохраняются массивы льда. Более половины территории острова Врангеля занимают горы. На острове Врангеля есть более полутора тысяч ручьев и около 900 озер.
Климат в районе островов суровый. Зимой бывают ветры скоростью более 40 метров в секунду. Самым холодным месяцем является февраль.
Природа заповедника Остров Врангеля уникальная. Например, одни растения и животные больше нигде не встречаются, а другие обычны для соседних районов. Здесь насчитывается около 310 видов растений. Чаще всего встречаются мхи и лишайники. Их можно встретить и на равнинах, и на склонах гор. В основном все растения острова Врангеля – карлики. Их средняя высота 10 см, а самое большое растение – кустарниковая ива, которая чуть больше 1 м. Как это ни удивительно, но в арктической пустыне растут вечнозеленые растения. Например, дриада, брусника, вороника.
Наиболее типичными представителями животного мира являются: песец сибирский и копытный лемминги. Часто можно встретить и завезённых сюда овцебыка и домашнего северного оленя. Большой удачей будет увидеть здесь гренландского кита, касатку и белуху. Гренландский кит Касатка Белуха. Особое внимание среди многочисленных обитателей заповедника привлекают белые медведи. В прибрежных водах обитают тюлени. Насчитывается порядка 40 видов птиц. Наиболее широко представлены: чайки-моёвки. На острове Врангеля произошло уникальное открытие, были найдены останки мамонта, который населял остров Врангеля.
Приложение 3
Алтайский заповедник расположен на территории России, в Сибири, на северо-востоке Алтая. Судьба заповедника складывалась трудно Дата основания: 16 апреля 1932 года.
Окружают заповедник высокие хребты. Это потрясающе красивое место: в заповеднике 1190 озёр, множество рек, водопадов, горных хребтов. 60% площади занимает горная тундра, на севере преобладает пихтовая тайга, а на юге расположены лиственные леса. Здесь можно увидеть ельники, сосновые леса, кустарниковые зоны, альпийские луга, пихты и кедрачи. Склоны гор покрыты такими плодовыми кустарниками
Только млекопитающих зарегистрировано в заповеднике 73 вида, из них 16 видов относятся к хищникам. В тайге водятся медведь, лось, рысь, росомаха, марал, кабарга. Много белки и соболя, бурундука и полёвок, горностая. В степи хозяйничают суслики. На остальной территории можно увидеть архара, горного козла, реже снежного барса–ирбиса, занесённого в Красную книгу.
Множество птиц гнездится на озёрах и берегах: чайки, лебеди–кликуны, чёрные аисты, цапли. В лесах обитают глухари, перепела, куропатки. Всего 323 вида птиц, включая редкие виды, записанные в Красную книгу: беркут, сапсан, белохвостый орлан, розовый скворец.
Главная достопримечательность Алтайского заповедника —Телецкое озеро, длина которого составляет 78 км, а максимальная глубина — 325 м. Около 400 лет назад вдоль берегов озера обитали племена, которые называли себя телесами, благодаря чему и появилось это название.
Приложение 4
Кавказский природный заповедник – одно из красивейших мест в мире.
Заповедник был создан в 1924 году. Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров. Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя и др.
Растительный покров высокогорных районов поражает обилием трав - борщевик, крестовник, бутеней, цицербит, лилия, телекия, колокольчики, анемон, девясила, купальница, лен, горлеца, буквица, валериана, васильки и многие др. В Красную книгу России занесено 55 видов растений, произрастающих на территории Кавказского заповедника. Подснежник, сосна пицундская, инжир, карийский ягодный тис, лютик.
В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 - птиц, 15 -пресмыкающихся, 9 –земноводных, 21 – рыб. чёрный аист снежный барс косуля афалина пятнистый олень жук-олень Из крупных хищников в ней обитают рысь, леопард, лесной кот, бурый медведь. Из пушных — куницы лесная и каменная, барсук, выдра, енотовидная собака, европейская норка, ласка, лисица. В заповеднике встречаются редкие виды бабочек: большой и малый ночной павлиний глаз. В Красную книгу занесены 23 вида позвоночных животных, встречающихся в заповеднике, и самая крупная оса России — сколия гигантская. Среди птиц чаще всего встречаются дрозды, пеночки, трясогузки, лесной канюк. На скалистых обрывах по долинам рек гнездятся вороны, беркуты, грифы, а также белоголовый сип, бородач, которые строят свои гнездовья очень основательно и используют их много лет подряд.
По территории заповедника протекают реки: Мзымта, Хоста, Шахе, Сочи, Белая, Малая Лаба и др. Здесь насчитывается более 120 озер. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда лишь к середине лета.
Приложение 5
Информационная карта | ||
1 | Название | |
2 | Особенности заповедника (история создания, территория, климат) | |
3 | Растительный мир | |
4 | Животные заповедника | |
5 | Охраняемые объекты | |
6 | Краткие сведения о животном (источник №3) | |
7 | Как понимаете «Охранять природу – значит охранять Родину»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели данного урока - 1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...
Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России
Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру "Мы зрители и пассажиры" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие в центре Европы", 3 класс, "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария); умения работать с географической карто...
Конспект урока по окружающему миру с использованием кейс технологии
Урок окружающего мира в 3 классеПо теме «Органы чувств человека»с использованием кейс-технологии.На этом уроке используются кейс - технологии. Это метод активного проблемно &nd...