Конспект урока по окружающему миру с применением кейс-технологии в 3 классе «Школа XXI века» Тема: «Заповедники».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Борисова Анна Дмитриевна

Кейс-технологии применяемые на уроках окружающего мира формирует и развивает у младших школьников следующие умения и навыки:

- оценка поведения людей, выбор целевых установок для принятия решений, предвидение результатов и умение нести ответственность за свои действия;

- способность рассуждать и анализировать ситуации, оценивать альтернативные варианты и выбирать из них оптимальное;

- получение коллективных навыков работы, введение дискуссии, отстаивание своей точки зрение и умение слушать оппонентов;

- анализ информации, выделение из всего объема именно главного и нужного для решения конкретной ситуации

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Программа: «Школа XXI века»

Автор: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинина.

Тема: Заповедники  

Цель: Формирование у обучающихся представлений о заповедниках, как,  об особом месте охраны природы.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с возникновением и созданием заповедных зон России, пояснить причины их создания.

2. Формировать знания об охраняемых территориях.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:

       Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

     - строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:  

сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

     Предметные

   - сформировать у учащихся представления о заповедниках; познакомить с климатом, растительным и животным миром.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.  

  1. Актуализация знаний.

- Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место.

Загадки.

Высоко в горах живет

Этот хищный «снежный» кот. (Ирбис – снежный барс)

Один он живёт, а не в стае

Не только в горах, а в низине,

И в тундре, в лесу на равнине.

Зовут же его ...           (горностай).

Их осталось уж немножко

тех амурских полосатых кошек!

Любим мы смотреть их игры.

Кто же это, дети-... (тигры)

Я в лесу нашла цветок,

он похож на башмачок,

имя у него богини,

носит он его доныне.

 Красной книге он, друзья,

значит, рвать его нельзя!

(венерин башмачок)

- Как можно объединить отгадки на эти загадки? (Это животные и растения из Красной книги).

  1. Постановка учебной задачи.

- Почему же они попали в Красную книгу?   

- Почему им угрожает опасность?  

В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.

 - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? 

(Поиск значения слова в толковом словаре) 

Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.   

- Что вы знаете о заповедниках?

- Зачем люди создают заповедники?

- Какие виды заповедников вы знаете? 

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? 

4. Первичное закрепление.

  У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.

  Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

  Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

   Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

   Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это республика Бурятия.

  На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.

  1. Организация работы с кейсами.

- Работать будем в группах. Вы получите план работы. Напоминаю вам, что работа в группах — это не соревнование, а прежде всего сотрудничество.  Надеюсь, что каждый из вас внесет посильный вклад в общее дело.

- Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно).

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

(Класс делится на 4 группы. Обучающиеся получают кейсы с материалами и вопросами и приступают к изучению заповедников).

Кейс №1

Источник 1 

 Учебник Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.

Источник 2.

Текст (Приложение 1)

Источник

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_sobole_detyam/ 

Источник 4

Информационная таблица (Приложение 5)

 Кейс №2

Источник 1 

 Учебник Н.Ф. Виноградова,  Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.

Источник  2.

Текст (Приложение 2)

Источник 3

https://moypitomec.ru/dikie-zhivotnye/mlekopetayushhie/rasskaz-o-belyh-medvedjah.html

Источник 4

Информационная таблица (Приложение 5)

Кейс №3

Источник 1 

 Учебник Н.Ф. Виноградова,  Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.

Источник 2.

Текст (Приложение 3)

Источник 3

https://2klass.ru/doklad/snezhnyy-bars-opisanie-dlya-detey

Источник 4

Информационная таблица (Приложение 5)

Кейс №4

Источник 1 

 Учебник Н.Ф. Виноградова,   Окружающий мир: 3класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2021. Стр. 146-153.

Источник №2.

Текст (Приложение 4)

Источник 3

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskaz_o_zubre_detyam/

Источник 4

Информационная таблица (Приложение 5)

  1. Работа в группах.

Учитель консультирует учащихся во время работы.

  1. Применение знаний (презентация таблицы результатов)

  Теперь, когда завершена работа над таблицей, прошу несколько представителей от каждой группы презентовать свою работу. Эти ребята выступают на конференции, а остальные по окончанию каждого выступления, можете задать вопросы.  

  Физминутка. (после выступления представителей 2-й группы)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Оценивание.

 (итоги подводятся после выступления каждой группы)

- Наш урок подошел к концу.

- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

- Что нового вы узнали о заповедниках?

9. Итог урока.

Закончить урок я хочу такими словами:

   Парки и заповедники, они важны.
    Природа мать, беречь ее должны.
    Здоровье телу и здоровый дух,
     Нам дарит лес сосновый, дарит дуб.
     Все граждане большой страны,
    Заботимся об экологии природы,
    Пускай привычка эта войдет в моду.
     Чем больше нас ценителей на свете,
     Тем лучше и природа на планет.

 

Приложение 1

https://cloud.prezentacii.org/19/03/136979/images/screen14.jpg

      Баргузинский заповедник — это первый государственный заповедник России.  Он находится возле озера Байкал в тайге. Самое древнее на планете озеро, самое глубокое, самое чистое, самое прозрачное и, самое красивое. На северо-восточном берегу этой "сибирской жемчужины", где живописное побережье переходит в тайгу, а потом - к вершинам величавых гор, там, где кристально чистая вода и свежий воздух.  

    День его создания 17 мая 1916 года.  Баргузинский заповедник расположен в Республике Бурятия – на северо-восточном побережье озера Байкал и западных склонах Баргузинского хребта.

     На территории заповедника растут тысячи видов растений, грибов, лишайников, водорослей.  Много здесь брусники и черники, растет багульник, линнея северная, можжевельник. В тайге растут кедр и лиственница, пихта и сосна. В лиственных лесах береза и клен, тополь и ольха, дуб и липа.  На заповедной территории можно застать красивейшее в мире явление – цветение лотоса. Многие из растений занесены в Красную книгу и охраняются на государственном и международном уровнях. В заповеднике произрастает три вида леса: лесной, субальпийский и альпийский. Здесь можно увидеть и лиственный лес с кедровым стлаником, и каменистые россыпи, на которых растут сосны и пихты.   

  Животные в заповеднике преимущественно лесные, но имеется также множество видов, обитающих на горных и прибрежных территориях. На территории заповедника проживает огромная популяция соболей, белок, бурундуков, лесных мышей, ласок, зайцев, росомах. Разнообразие в животный мир заповедника вносят разнообразные птицы. Из них имеется два вида, внесенных в Красную книгу – это орлан белохвост и черный аист.

Приложение 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/008a/000a9b61-8775fca8/img7.jpg

     Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает два острова Ледовитого океана: Врангеля и Геральд. Решение о создании заповедника было принято в 1976 году.

    Остров Врангеля включён в Список всемирного наследия. Остров назван в честь российского мореплавателя и полярного исследователя Фердинанда Врангеля.

   Здесь практически круглый год сохраняются массивы льда. Более половины территории острова Врангеля занимают горы.  На острове Врангеля есть более полутора тысяч ручьев и около 900 озер.

Климат в районе островов суровый. Зимой бывают ветры скоростью более 40 метров в секунду. Самым холодным месяцем является февраль.  

    Природа заповедника Остров Врангеля уникальная. Например, одни растения и животные больше нигде не встречаются, а другие обычны для соседних районов. Здесь насчитывается около 310 видов растений. Чаще всего встречаются мхи и лишайники. Их можно встретить и на равнинах, и на склонах гор. В основном все растения острова Врангеля – карлики. Их средняя высота 10 см, а самое большое растение – кустарниковая ива, которая чуть больше 1 м. Как это ни удивительно, но в арктической пустыне растут вечнозеленые растения. Например, дриада, брусника, вороника.

   Наиболее типичными представителями животного мира являются: песец сибирский и копытный лемминги. Часто можно встретить и завезённых сюда овцебыка  и домашнего северного оленя. Большой удачей будет увидеть здесь гренландского кита, касатку и белуху. Гренландский кит Касатка Белуха. Особое внимание среди многочисленных обитателей заповедника привлекают белые медведи.  В прибрежных водах обитают тюлени.  Насчитывается порядка 40 видов птиц. Наиболее широко представлены: чайки-моёвки.  На острове Врангеля произошло уникальное открытие, были найдены останки мамонта, который населял остров Врангеля.

Приложение 3

https://thepresentation.ru/img/thumbs/1cd9dd7167f7e6fb79b3862f0f9a46a3-800x.jpg

Алтайский заповедник  расположен на территории России, в Сибири, на северо-востоке Алтая. Судьба заповедника складывалась трудно Дата основания: 16 апреля 1932 года.

  Окружают заповедник высокие хребты. Это потрясающе красивое место: в заповеднике 1190 озёр, множество рек, водопадов, горных хребтов. 60% площади занимает горная тундра, на севере преобладает пихтовая тайга, а на юге расположены лиственные леса. Здесь можно увидеть ельники, сосновые леса, кустарниковые зоны, альпийские луга, пихты и кедрачи. Склоны гор покрыты такими плодовыми кустарниками

  Только млекопитающих зарегистрировано в заповеднике 73 вида, из них 16 видов относятся к хищникам. В тайге водятся медведь, лось, рысь, росомаха, марал, кабарга. Много белки и соболя, бурундука и полёвок, горностая. В степи хозяйничают суслики. На остальной территории можно увидеть архара, горного козла, реже снежного барса–ирбиса, занесённого в Красную книгу.

   Множество птиц гнездится на озёрах и берегах: чайки, лебеди–кликуны, чёрные аисты, цапли. В лесах обитают глухари, перепела, куропатки. Всего 323 вида птиц, включая редкие виды, записанные в Красную книгу: беркут, сапсан, белохвостый орлан, розовый скворец.   

   Главная достопримечательность Алтайского заповедника —Телецкое озеро, длина которого составляет 78 км, а максимальная глубина — 325 м. Около 400 лет назад вдоль берегов озера обитали племена, которые называли себя телесами, благодаря чему и появилось это название.  

Приложение 4

https://i.ytimg.com/vi/DxVDnp-ZwVw/maxresdefault.jpg

    Кавказский природный  заповедник – одно из красивейших мест в мире.

    Заповедник был создан в 1924 году. Находится он на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая площадь заповедника 280 тысяч гектаров. Основные цели: охрана природы, восстановление ценных видов зверей и птиц: зубра, тура, кавказского оленя и др.

   Растительный покров высокогорных районов поражает обилием трав - борщевик, крестовник, бутеней, цицербит, лилия, телекия, колокольчики, анемон, девясила, купальница, лен, горлеца, буквица, валериана, васильки и многие др. В Красную книгу России занесено 55 видов растений, произрастающих на территории Кавказского заповедника. Подснежник, сосна пицундская, инжир, карийский ягодный тис, лютик.  

    В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 - птиц, 15 -пресмыкающихся, 9 –земноводных, 21 – рыб. чёрный аист снежный барс косуля афалина пятнистый олень жук-олень   Из крупных хищников в ней обитают рысь, леопард, лесной кот, бурый медведь. Из пушных — куницы лесная и каменная, барсук, выдра, енотовидная собака, европейская норка, ласка, лисица. В заповеднике встречаются редкие виды бабочек: большой и малый ночной павлиний глаз. В Красную книгу занесены 23 вида позвоночных животных, встречающихся в заповеднике, и самая крупная оса России — сколия гигантская. Среди птиц чаще всего встречаются дрозды, пеночки, трясогузки, лесной канюк. На скалистых обрывах по долинам рек гнездятся   вороны, беркуты, грифы, а также белоголовый сип, бородач, которые строят свои гнездовья очень основательно и используют их много лет подряд.  

  По территории заповедника протекают реки: Мзымта, Хоста, Шахе, Сочи, Белая, Малая Лаба и др. Здесь насчитывается более 120 озер. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда лишь к середине лета.  

                                                                                                                                                                          Приложение 5

Информационная карта

1

Название

2

 Особенности заповедника (история создания, территория, климат)

3

 Растительный мир

4

 Животные заповедника

5

 Охраняемые объекты

6

 Краткие сведения о животном (источник №3)

7

 Как понимаете «Охранять природу – значит охранять Родину»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

Конспект урока по окружающему миру "Животноводство в нашем крае" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Ты и твои друзья" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру "Мы зрители и пассажиры" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие в центре Европы", 3 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария); умения работать с географической карто...

Конспект урока по окружающему миру с использованием кейс технологии

Урок окружающего мира  в 3 классеПо теме «Органы чувств человека»с использованием кейс-технологии.На этом уроке используются  кейс - технологии. Это метод активного проблемно &nd...