Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ
Автор: Плешаков А.А.
1 класс
Раздел: Кто, откуда и куда.
Тема: Зимующие птицы
Время проведения: второй урок в разделе.
Дидактическая задача урока: научить распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.
Цели урока:
- Образовательная: уточнить знания учащихся о значении природных условий для жизни птиц; продолжить знакомство с зимующими птицами; научить изготавливать простейшие кормушки.
- Развивающая: развивать умение различать зимующих птиц по внешним признакам; развивать внимание, память, речь учащихся; развивать умение работать с подручным материалом на уроке трудового обучения.
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам, прививать желание заботиться о птицах, помогать им.
Планируемые результаты:
- личностные: формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся; освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками
- метапредметные:
Регулятивные: умение провести самооценку; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно.
Коммуникативные: формирование умения работать в паре, оказывать помощь товарищу, развитие навыков сотрудничества со сверстниками; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Познавательные: развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия, установление причинно-следственных связей в окружающем мире на материале природы родного края; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; определение общей цели и путей её достижения; формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
- предметные: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях, научить освоению элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей
Предварительная работа: наблюдение за птицами, просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах, разучивание стихотворений.
Оснащенность урока: Фонограмма, презентация.
Оборудование для учителя: картинки с изображением птиц, изображение ели, образцы кормушек. Шишки, ягоды рябины, семена арбуза, дыни, подсолнечника.
Оборудование для учащихся: пакет из-под молока, нить, ножницы, Окружающий мир «Рабочая тетрадь» Плешаков А.А.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, а вы, когда шли сегодня утром в школу, что-нибудь заметили?
(Ответы детей)
- Вы очень наблюдательны и ваша наблюдательность пригодится нам сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний.
Слайд №1
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку. Готовы? Тогда в путь. (Звук скрипящего снега). На улице много снега, послушайте, как он скрипит у нас под ногами.
-Вам, наверно, очень интересно , куда же мы идём? Хотите узнать? Тогда, посмотрите на экран и скажите, что вы видите? Слайд № 2,3,4,5,6,7
-Правильно. Это наш любимый детский городок!
- Мы все любим здесь бывать. Посмотрите, всё изменилось здесь с приходом зимы. Какие изменения вы заметили?
(Нет никого, снег засыпал всё вокруг)
- Послушайте, а почему такая тишина?
- Какими звуками был наполнен детский городок летом? (Какие звуки природы вы слышали здесь летом?) ( Пение птиц)
- А сейчас почему так тихо? (Птицы улетели)
-Мне кажется, я слышу какие-то звуки?
(Звуки: Дятел стучит, ворона кричит)
-Что это за звуки?
(Эти звуки издают птицы, которые остались)
- Как называют этих птиц? (зимующие)
-Ребята, назовите зимующих птиц, которых вы знаете. Слайд №8
- Правильно. Но есть зимующие птицы, которые живут рядом с нами и остаются зимовать, а есть птицы, которые прилетают к нам на зимовку. Какие это птицы. Вы их знаете? (Ответы детей)
3. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение С. Есенина, а вы внимательно его послушайте. (Звук Метели)
Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.
-Что вы представляли себе, когда слушали это стихотворение?
-Какое чувство у вас вызвало прослушивание этого стихотворения?
(Жалко птиц)
- Почему? (Им холодно и голодно)
- А что для птиц страшнее холод или голод? Почему?
(От холода спрячутся, от голода погибнут)
4.Определение темы и постановка целей урока.
-Ребята, вы догадались, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о зимующих птицах)
-Им очень трудно пережить зиму, особенно если зима выдалась холодная. Вам хотелось бы помочь птицам?
-Что вам необходимо знать о них, чтобы оказать им помощь?
-Итак, тема нашего урока «Зимующие птицы» Слайд №9-10
-Сегодня мы узнаем о жизни зимующих птиц и попробуем им помочь..
5. Работа по теме урока.
-Ребята, вы назвали много зимующих птиц, молодцы. А я предлагаю вам поиграть в игру «Собери стайку»: по описанию нужно определить зимующую птичку, найти её изображение среди других птиц и поселить на ель.
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)
( Учащийся прикрепляет картинку с изображением на ель, рассказывает о синице) Слайд № 11
- Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щели. Стараются держаться стайками, так легче находить корм. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним , соберет, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
И ещё синички любят сало. Только соленое сало им давать нельзя.
- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
- Отгадайте следующую птичку.
У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, на голове красная шапочка, клюв прочный и острый. (Дятел)
(Уч-ся прикрепляет картинку с изображением дятла на ель, рассказывает о нём) Слайд № 12
- Зимой дятел кормится в основном еловыми и сосновыми семенами. Чтобы добыть семена из шишки, дятел устраивает углубление в дереве, засовывает туда шишку и начинает по ней долбить клювом, как кузнец. Раздолбит, поест и за другой шишкой летит. А ещё он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев и таким образом выдалбливает дупло для птиц, в котором они прячутся от вьюги и мороза.
- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)
- Кто знает, какую пользу он приносит? (Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
- Отгадайте загадку и узнаете название ещё одной зимующей птицы.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – (снегири)
(Уч-ся прикрепляет картинку с изображением снегиря на ель, рассказывает о нём) Слайд № 13
Снегири.
Стынут лапки на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо?
На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
-Снегири обычно держатся стайками по 7 – 10 птичек. Чем сильнее мороз. Тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. Любимое лакомство для снегирей ягоды калины или рябины.
- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)
-Молодцы, но прежде, чем продолжить разговор о птицах, давайте отдохнём.
(Один из уч-ся проводит физминутку с классом)
Физминутка Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг,
Чтоб скорее долетать
Надо крыльями махать.
Ручки вверх, ручки вниз,
На носочки, потянись.
Ручки вверх, ручки вниз,
На носочки, потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочки, скок-скок-скок.
Скок-скок-скок, скок-скок-скок.
На носочки, скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Приседаем, приседаем,
Никогда не замерзаем!
- А вот ещё одна птица, которая остаётся с нами зимовать:
«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится».
(Сорока)
(Уч-ся прикрепляет картинку с изображением на ель, рассказывает о сороке) ) Слайд № 14
- Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и мелких грызунов, переносят семена растений. В брошенных сорочьих гнёздах селятся более мелкие птицы: синицы, воробьи. Эта птица всеядная и хищная: не прочь полакомиться даже маленькими птенцами. Любит семечки арбуза, подсолнечника и дыни. Но жареные семечки птицам давать нельзя!
-Послушайте загадку и подумайте, о какой птице говорится:
Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со савистом.
(Клёст)
( Уч-ся прикрепляет картинку с изображением клеста на ель, рассказывает о птице). Слайд № 15
-Хотите верьте, хотите нет, но есть на свете птичка, которая выводит птенцов зимой. Это птица – клёст. Ветер воет, метель метёт, а самка сидит себе в гнезде среди заснеженных веток и насиживает яйца. Две недели сидит она на яйцах и никуда не отлучается. Самец заботливо кормит самку. Лакомятся они шишками.
Посмотрите у клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Клюв у них такой, чтобы доставать семена из еловых шишек.
- Вы внимательно слушали Инну? Тогда скажите, чем необычна птица клёст? (Выводит зимой птенцов)
-Ребята, а вы знаете, почему клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)
- Продолжаем знакомиться с птицами.
- Послушайте и подумайте, о какой птице я говорю: это маленькая, подвижная серенькая птичка, с округлой головкой, короткой шеей, маленьким туловищем, короткими крыльями. Клюв твёрдый, к концу заостренный. В холодную пору птички сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
(Воробей.)
(Уч-ся прикрепляет картинку с изображением на ель) Слайд № 16
А кто из вас знает, почему так называется птичка?
(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
-Вот и слетелась стайка пернатых друзей на ёлочку. Точно живые цветы запорхали между веток ели.
- Мы познакомились с зимующими птицами поближе, узнали, чем они питаются. Как же теперь мы можем помочь птицам?
(Сделать кормушки, покормить птиц)
- Правильно, любая, даже самая простая кормушка важна. В саду, в парке, около школы, в лесу – везде можно устроить столовую для птиц. Изготовить кормушки не сложно. Посмотрите, какими они могут быть разными. Слайд № 17,18,19
6. Практическая работа
- Сегодня мы с вами изготовим самую простую кормушку из бумажного пакета, но она принесёт большую пользу нашим пернатым друзьям. Работать будем в парах. Посмотрите, у вас на партах есть бумажная коробка, кто скажет, как из этой коробки сделать кормушку? (Ответы детей) Изготовить кормушку вам поможет схема , которая есть в рабочих тетрадях на стр. .Откройте, пожалуйста, тетрадь. Посмотрите, что вам нужно будет сделать, распределите работу в парах. Для работы нам понадобятся ножницы. Вспомните правила безопасности при работе с ножницами – будьте внимательны и осторожны. Можно приступать к работе.
7. Итог урока.
Итак, вернёмся к теме нашего урока Слайд № 20-21
Что для себя нового вы узнали сегодня на уроке? Знали ли об этом раньше?
-Какие цели мы поставили перед собой? Достигли ли мы поставленных целей?
Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
8. Рефлексия деятельности
-Ребята, кто из вас считает, что наш урок был , интересным? Чем был интересен? Как вы считаете, полезен ли был наш урок? Почему? Про какую птицу понравился рассказ?
- А кому на уроке было скучно?
- И мне урок очень понравился. Вы хорошо поработали. У вас получились замечательные кормушки.
Ребята, чего не хватает в наших кормушках? (корма)
Мы насыплем в них корм и повесим кормушки в нашем школьном дворе или детском городке.
Теперь я могу быть уверена в том, что вы не оставите в беде пернатых друзей, а самой лучшей наградой будут птицы, слетевшиеся на наши кормушки.
Спасибо за урок.
Используемая литература:
Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник для 1 класса
Плешаков А.А. «Окружающий мир» рабочая тетрадь 1 часть
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. -М.: Айрис-пресс,2007
М.В.Лучич. Детям о природе. М. «Просвещение» 1989
А.Н. Горьканова. Перелетные и зимующие птицы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
Урок для 2 класса по программе Школа России....
УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".
УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"
Представлен конспект урока, Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.
Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Свойства воды и воздуха"...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...