Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Райман Дарья Дмитриевна

Урок на тему "Что у нас над головой?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3

Тема: «Что у нас над головой?»

Цель: дать первичные представления о космосе, развивать навыки решения изобретательских задач.

Использованные элементы ТРИЗ: создай паспорт, возможные причины, выделение общих признаков, путешествие в неведомое, мозговой штурм, вживание в образ.

Оборудование: презентация, изображения Солнца, Луна, Земли, Большой медведицы, облаков.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

– Вспомните, пожалуйста, по какому городу мы с вами путешествовали на прошлом уроке? (по Москве)

– Что это за город? (столица нашей Родины, России)

-На чем мы путешествовали? (на автобусе)

Давайте проверим, что вы запомнили с помощью упражнения «Возможные причины»

-Внезапно все люди решили переехать в Москву (так смогут назвать положительные стороны Москвы – например, достопримечательности).

-Президент созвал срочное совещание по проекту «Наш город».

3. Самоопределение к деятельности.

– По Москве мы путешествовали на автомобиле, а сегодня мы с вами отправимся в путешествие на ракете.

– Чтобы наша ракета могла взлететь, нам нужно пристегнуться (движение пристегивания) и отгадать загадки.

Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только –
От него осталась долька.
(Луна)

Прием «Выделение общих признаков»

-Сравните эти слова, выделите общие признаки и разные (например: общее – оба находятся на небе, различное – солнце горячее, а луна – нет)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какова цель нашего путешествия?

4.Открытие нового знания

– На старт, внимание, марш. Наша ракета взлетает, входит в атмосферу, и мы пролетаем … облака.

– Предположите, что такое облако? (это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха)

– Какие бывают облака? (дождевые, кучевые, перистые)

Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. (Вряд ли пойдет дождь).

– Какие облака самые тяжелые? (грозовые, дождевые)

– Какого они цвета? Почему? (из-за большого количества воды, из которой они состоят).

– Они будут располагаться ближе к Земле или выше? Почему?

– Какие облака самые легкие?

Перистые. Они будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.

Нарисуйте все три вида облаков, правильно их распределив.

– Наша ракета проходит через слой облаков и выходит в открытый космос.

Упражнение «Путешествие в неведомое»

Представим, что мы в открытом космосе. Закончите предложения:
«Я вижу..»
«Я слышу..»
«Я чувствую..»

– Мимо чего мы пролетим в первую очередь? (мимо Луны)

– Что такое Луна? (это спутник Земли)

– Когда мы можем видеть Луну?

– Что еще можно увидеть ночью? (звезды)

– Что такое созвездие? (скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру)

– Какое созвездие самое знаменитое? (Большая Медведица)

– Какую форму оно имеет? (форму ковша с ручкой). Сколько звезд входит в это созвездие?(7)

– Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему? Я расскажу вам древнюю сказку.

«Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».

5.Физкультминутка.

– Наша ракета попала в невесомость – все движения мягкие, плавные.

– Ускорение – потянулись, поднялись на носочки.

– Невесомость (2-3 раза).

6. Работа по теме урока.

– Пролетев Луну и звезды, мы приблизились к раскаленному шару.

– Как он называется? Что вы о нем знаете? Обсудите в парах.

Солнце – это звезда. Чем отличается звезда от планеты? ( Планета – холодная и не дает свет и тепло, а звезда дает и свет, и тепло)

– А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?

Оно находится очень далеко, оно очень горячее.

Прием «Мозговой штурм»

-Представьте, что Солнце погасло? Что произойдет?

Прием «Создай паспорт»

-Создайте паспорт Солнца, Луны или Земли.

Имя: Земля

Возраст: 4,5 миллиардов лет

Место жительства: Солнечная система, галактика – Млечный путь

Состояние – обитаема

Связи: спутник Луна

Особые приметы: преобладают зеленые и голубые цвета, форма шара

7.Итоги урока

«Прием вживания в образ»

-Закончите предложение:

«Если бы я был существом, живущим на Солнце, я бы..»

Вот и подошло к концу наше путешествие по космосу.

– Вам было интересно?

– Что было сложным?

– Что нового узнали?

– С помощью светофора оцените вашу работу на уроке. Зеленый – если все удалось и вам было все понятно, красный – было трудно и не все понятно.

Самоанализ:

На уроке было использовано очень большое количество различных приемов ТРИЗ (создай паспорт, возможные причины, выделение общих признаков, путешествие в неведомое, мозговой штурм, вживание в образ), которые помогли сделать урок захватывающим и запоминающимся. Почти всю новую информацию учащиеся добывали сами. Задания, направленные на развитие фантазии (например, закончи предложение..» способствовали развитию познавательной активности, которая, несомненно, была на уроке, потому что все учащиеся активно участвовали в уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".

УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"...

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"

Представлен конспект урока,  Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...