Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Урок 3
Тема: «Что у нас над головой?»
Цель: дать первичные представления о космосе, развивать навыки решения изобретательских задач.
Использованные элементы ТРИЗ: создай паспорт, возможные причины, выделение общих признаков, путешествие в неведомое, мозговой штурм, вживание в образ.
Оборудование: презентация, изображения Солнца, Луна, Земли, Большой медведицы, облаков.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
– Вспомните, пожалуйста, по какому городу мы с вами путешествовали на прошлом уроке? (по Москве)
– Что это за город? (столица нашей Родины, России)
-На чем мы путешествовали? (на автобусе)
Давайте проверим, что вы запомнили с помощью упражнения «Возможные причины»
-Внезапно все люди решили переехать в Москву (так смогут назвать положительные стороны Москвы – например, достопримечательности).
-Президент созвал срочное совещание по проекту «Наш город».
3. Самоопределение к деятельности.
– По Москве мы путешествовали на автомобиле, а сегодня мы с вами отправимся в путешествие на ракете.
– Чтобы наша ракета могла взлететь, нам нужно пристегнуться (движение пристегивания) и отгадать загадки.
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только –
От него осталась долька.
(Луна)
Прием «Выделение общих признаков»
-Сравните эти слова, выделите общие признаки и разные (например: общее – оба находятся на небе, различное – солнце горячее, а луна – нет)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какова цель нашего путешествия?
4.Открытие нового знания
– На старт, внимание, марш. Наша ракета взлетает, входит в атмосферу, и мы пролетаем … облака.
– Предположите, что такое облако? (это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха)
– Какие бывают облака? (дождевые, кучевые, перистые)
Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. (Вряд ли пойдет дождь).
– Какие облака самые тяжелые? (грозовые, дождевые)
– Какого они цвета? Почему? (из-за большого количества воды, из которой они состоят).
– Они будут располагаться ближе к Земле или выше? Почему?
– Какие облака самые легкие?
Перистые. Они будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.
Нарисуйте все три вида облаков, правильно их распределив.
– Наша ракета проходит через слой облаков и выходит в открытый космос.
Упражнение «Путешествие в неведомое»
Представим, что мы в открытом космосе. Закончите предложения:
«Я вижу..»
«Я слышу..»
«Я чувствую..»
– Мимо чего мы пролетим в первую очередь? (мимо Луны)
– Что такое Луна? (это спутник Земли)
– Когда мы можем видеть Луну?
– Что еще можно увидеть ночью? (звезды)
– Что такое созвездие? (скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру)
– Какое созвездие самое знаменитое? (Большая Медведица)
– Какую форму оно имеет? (форму ковша с ручкой). Сколько звезд входит в это созвездие?(7)
– Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему? Я расскажу вам древнюю сказку.
«Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».
5.Физкультминутка.
– Наша ракета попала в невесомость – все движения мягкие, плавные.
– Ускорение – потянулись, поднялись на носочки.
– Невесомость (2-3 раза).
6. Работа по теме урока.
– Пролетев Луну и звезды, мы приблизились к раскаленному шару.
– Как он называется? Что вы о нем знаете? Обсудите в парах.
Солнце – это звезда. Чем отличается звезда от планеты? ( Планета – холодная и не дает свет и тепло, а звезда дает и свет, и тепло)
– А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?
Оно находится очень далеко, оно очень горячее.
Прием «Мозговой штурм»
-Представьте, что Солнце погасло? Что произойдет?
Прием «Создай паспорт»
-Создайте паспорт Солнца, Луны или Земли.
Имя: Земля
Возраст: 4,5 миллиардов лет
Место жительства: Солнечная система, галактика – Млечный путь
Состояние – обитаема
Связи: спутник Луна
Особые приметы: преобладают зеленые и голубые цвета, форма шара
7.Итоги урока
«Прием вживания в образ»
-Закончите предложение:
«Если бы я был существом, живущим на Солнце, я бы..»
Вот и подошло к концу наше путешествие по космосу.
– Вам было интересно?
– Что было сложным?
– Что нового узнали?
– С помощью светофора оцените вашу работу на уроке. Зеленый – если все удалось и вам было все понятно, красный – было трудно и не все понятно.
Самоанализ:
На уроке было использовано очень большое количество различных приемов ТРИЗ (создай паспорт, возможные причины, выделение общих признаков, путешествие в неведомое, мозговой штурм, вживание в образ), которые помогли сделать урок захватывающим и запоминающимся. Почти всю новую информацию учащиеся добывали сами. Задания, направленные на развитие фантазии (например, закончи предложение..» способствовали развитию познавательной активности, которая, несомненно, была на уроке, потому что все учащиеся активно участвовали в уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".
УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"
Представлен конспект урока, Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Свойства воды и воздуха"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Как живут животные?"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Где живут белые медведи?"...