Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (7.2)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
МБОУ "СШ № 8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1 (дополнительного) класса
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 7
Содержание обучения в 1 дополнительном классе 7
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 16
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по окружающему миру.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершатся перечнем универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами окружающего мира с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В 1 дополнительном классе предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне начального общего образования только начинается.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральной программы воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, – 336 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 дополнительный класс – 66 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание обучения в 1 дополнительном классе
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 1 дополнительном классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть (после проведенного анализа) главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить с опорой на образец примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, используя картинный план/схему, устанавливать различия во внешнем виде с опорой на алгоритм.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации (с использованием иллюстративно-дидактических материалов учебника, рабочей тетради), описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
сравнивать с помощью учителя и с опорой на план организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1 дополнительный класс
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение (на доступном уровне) к семейным ценностям и традициям, соблюдать при напоминании взрослого правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить с помощью учителя примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать с опорой на образец объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; знать и показывать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); знать группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных схем/слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки применяя опорные слова, используя алгоритм; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий; проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха ) и опыты под руководством учителя (используя наглядный алгоритм последовательности действий); давать оценку на примитивном уровне ситуациям, раскрывающим положительное и негативное отношение к природе; знать правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном присутствии взрослого); иметь представление о правилах здорового питания и соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся с ЗПР | |
1 | Человек и общество. 16 часов | Школьные праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Беседа по теме, например, «Зачем нужно каждое помещение». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе». Практическое упражнение в расположении школьных предметов на рабочем месте. Игры и упражнения в собирании/разбирании портфеля. Беседа по теме, например, «Какой предмет нужен на каком уроке». | |
Россия. Москва – столица России. Первоначальные сведения о родном крае. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. | Просмотр видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва – столица России», «Экскурсия по Москве». Экскурсии, целевые прогулки о родном крае, труде людей. Рассматривание изделий народных промыслов народов России. Беседа, игры и инсценировки по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке». Просмотр мультипликационных фильмов по теме. | |||
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. | Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья» совместно с детьми. Беседа по теме, например, «Что такое семья». Просмотр мультипликационных фильмов/ анимированных презентаций по теме «Как семья проводит свободное время». Диалог учителя с детьми о совместных делах/времяпрепровождении. | |||
2 | Человек и природа. 37 часов | Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой». Зарисовка термометра. Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру». Ведение календаря погоды. Рассматривание и беседа по иллюстративному материалу «Живая и неживая природа». Дидактическая игра «живое/неживое». | |
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и ухода. | Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Знакомство с атласом-определителем. Практическая работа по нахождению знакомых растений в атласе-определителе. Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка частей растения. Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы». Составление памятки по теме «Ухаживаем за комнатными растениями». | |||
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. | Игра-классификация «Какие бывают животные». Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов). Просмотр видеофрагментов по теме «Дикие и домашние животные». Дидактическая игра «2 лишний» (по теме «Дикие и домашние животные»). Беседы с детьми по теме, например, «Мой домашний питомец». | |||
3 | Правила безопасной жизни. 7 часов | Необходимость соблюдения режима дня, правил личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника. Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и электроплитой». Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб». Рассматривание и зарисовка основных дорожных знаков, светофора. Дидактическая игра «Три сигнала светофора». Просмотр мультипликационных фильмов по теме «Правила дорожного движения». | |
Резерв: 6 часов |
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Задавайте вопросы! | 1 | |||||
Что такое Родина? | 1 | |||||
Что мы знаем о народах России? | 1 | |||||
Что такое Родина? | 1 |
| ||||
Проект «Моя малая Родина». | 1 | |||||
Что у нас над головой? | 1 | |||||
Что у нас под ногами? | 1 | |||||
Что общего у разных растений? | 1 | |||||
Что растёт на подоконнике? | 1 | |||||
Что растёт на клумбе? | 1 | |||||
Что это за листья? | 1 | |||||
Что такое хвоинки? | 1 | |||||
Кто такие насекомые? | 1 | |||||
Кто такие рыбы? | 1 | |||||
Кто такие птицы? | 1 | |||||
Кто такие звери? | 1 | |||||
Что окружает нас дома? | 1 | |||||
Что умеет компьютер? | 1 | |||||
Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Учи.ру | ||||
На что похожа наша планета? | 1 | Учи.ру | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | Учи.ру | ||||
Как живёт семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Учи.ру | ||||
Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Учи.ру | ||||
Как путешествует письмо? | 1 | Учи.ру | ||||
Куда текут реки? | 1 | Учи.ру | ||||
Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Учи.ру | ||||
Как живут растения? | 1 | Учи.ру | ||||
Как живут животные? | 1 | Учи.ру | ||||
Как зимой помочь птицам? | 1 | Учи.ру | ||||
Откуда берётся и куда девается мусор | 1 | Учи.ру | ||||
Откуда в снежках грязь? | 1 | Учи.ру | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 1 | Учи.ру | ||||
Когда учиться интересно? | 1 | Учи.ру | ||||
Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | Учи.ру | ||||
Когда придёт суббота? | 1 | Учи.ру | ||||
Когда наступит лето? | 1 | Учи.ру | ||||
Где живут белые медведи? | 1 | Учи.ру | ||||
Где живут слоны? | 1 | Учи.ру | ||||
Где зимуют птицы? | 1 | |||||
Когда появилась одежда? | 1 | |||||
Когда изобрели велосипед? | 1 | |||||
Когда мы станем взрослыми? | 1 | |||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | |||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |||||
Почему Луна бывает разной? | 1 | |||||
Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |||||
Почему звенит звонок? | 1 | |||||
Почему радуга разноцветная? | 1 | |||||
Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Учи.ру | ||||
Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | Учи.ру | ||||
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Учи.ру | ||||
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Учи.ру | ||||
Зачем мы спим ночью? | 1 | Учи.ру | ||||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |||||
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |||||
Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |||||
Зачем нужны автомобили? | 1 | |||||
Зачем нужны поезда? | 1 | |||||
Зачем строят корабли? | 1 | |||||
Зачем строят самолёты? | 1 | |||||
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||||
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||||
Зачем люди осваивают космос? | 1 | |||||
Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 | |||||
Задавайте вопросы! | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир, 1дополнительный класс/ А.А. Плешаков
Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК «Школа России»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Учи.ру https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/environment/1-klass
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.
Видеоуроки, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...