| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | УУД | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивацион-ный этап | Выработка внутренней готовности к учебной деятельности.
| Г | - Мотивирует и ориентирует на предстоящую работу.
- приветствует учеников, -проверяет готовность, -предлагает разделиться на группы. -У каждого из вас лежат разноцветные части домика. -Соберите свои домики по цвету |
Дети собирают домики по цвету и определяются в группы. | Личностные результаты: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: Развиваем умения: -умение формировать группу и договариваться с членами группы.
|
Визуально. Наблюдение за формированием групп. |
2 | Этап актуализации знаний и создание затруднения в деятельности.
| Организовать условия для подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».
Выявить затруднения в деятельности учащихся. | Ф
| Организует проверку материала, изученного ранее. - Загадка
Что растет без кореньев? Из земли на опушке Торчит лысая макушка. Вырос на макушке мох, А вокруг - чертополох.
-Какие красивые камни вы знаете? -Какие изделия из камней изготавливают люди? -Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?
|
Отвечают на вопросы, дают отгадку, обосновывают отгадку.
Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: Развиваем умения: -Высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний. Познавательные УУД: Развиваем умения: -Извлекать информацию текстов. Коммуникативные УУД: Развиваем умение: -Слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме. |
Коллективное обсуждение.
Наблюдение, слушание. |
3 | Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения |
Создать проблемную ситуацию, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут тему и цели урока в виде вопросов или гипотез. |
Ф
Г
Ф | - Организует работу в группах. Фиксирует затруднение.
- Какие по данной теме мы поставим для себя вопросы?
Презентация. (На слайде изображены полезные ископаемые, способы добычи и использование человеком). -На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и сформулируйте вопросы.
Какие…
Где…
Как…
Как…
- Подводит к формулированию темы, целей, планированию работы.
-Можно ли утверждать, что полезные ископаемые играют большую роль в жизни и развитии человечества?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Что нам предстоит узнать о полезных ископаемых? |
Читают задание. Обсуждают в группе.
Предлагают варианты ответов.
Каждая группа Формулирует вопросы, дополняет, уточняет ответы других групп.
Вопросы: -Какие полезные ископаемые мы знаем? - Где находятся? - Как их люди используют в своей жизни? - Как их добывают?
Фиксируют в речи затруднение.
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Формулируют цель урока. Определяют план реализации цели.
| Регулятивные УУД: Развиваем умения: -Прогнозировать предстоящую работу (формулировать цель, составлять план реализации цели). -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
-Высказывать своё предположение на основе работы с материалом презентации.
Познавательные УУД: Развиваем умения: -Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные УУД: Развиваем умение:
-Слушать и понимать других.
-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-Оформлять свои мысли в устной форме.
-Умение работать в группах.
|
Визуально. Наблюдение.
Слайд с заданиями.
Коллективный поиск правильного решения.
Дискуссия.
Коллективный поиск решения. Дискуссия.
Слайд с планом.
|
4 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | Организовать самостоятельное исследование на основе наблюдения и системы вопросов, в результате которого обучающиеся получат новое знание. | Ф-И
Ф
Ф-И
И
Г
Г
| Стр.70 – учебник. I -Прочитайте 1-й абзац текста и сделайте пометки. («+» - знал, «-» -новое, «?» – не понял) II Организует беседу после прочтения тексчта учебника. -Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых земли?
-Объясните значение слова «минералы». -Объясните значение выражения «горные породы».
III. Сообщает дополнгительную информацию. - В настоящее время около 3500 видов минералов. Однако широко распространено около 70-ти. Они входят в состав горных пород и называются природообразующими.
IV. Работа с уч. Стр 72. - Соедините полезное ископаемое и способ его добычи. - От чего зависит способ добычи полезного ископаемого. -В каких местах происходит добыча полезных ископаемых?
V. Подготовка к практической работе. (Работа в группах). План работы на карточке. -Рассмотрите внимательно минералы с помощью лупы. -Опишите их с помощью таблицы: Название
| Цвет
| Прозрачность
| Блеск
| Однородность
|
|
|
|
|
|
- Прочитайте о своём минерале в атласе-определителе, дополните свои наблюдения
- Какая общая особенность у этих камней? - Ещё раз напомните, как называются камни однородные по составу?
|
Работают с учебником. Делают пометки: -+?
Отвечают на вопросы: (Минералы и горные породы) (Природные вещества) (Природное соединение одного или нескольких минералов.)
Записывают по памяти или с опорой на текст (дифференцированно) определения понятий «Минералы» и «Горные породы» в рабочую тетрадь.
Работают с картинками учебника. Отвечают на вопросы: (от глубины залегания) (месторождения)
Рассматривают минералы с помощью лупы.
Делают описание минералов в таблице.
Работают с атласом-определителем.
Подводят итог проведенной работе. Отвечают на вопросы: (однородность) (минералами)
. |
Предметные УУД -Объяснять значение новых понятий: минералы, горные породы, природообразующие породы..
Регулятивные УУД: Развиваем умение -Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, объектом исследования. - работать в соответствии с составленным планом - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: Развиваем умение: -Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, объектов исследования. -Выявлять сущность, особенности объектов. -На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: Развиваем умение: -Слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Пометки при прочтении текста учебника
Ответы учащихся.
Записи в рабочей тетради.
Визуальный, наблюдение.
Опрос. Ответы на вопросы.
Записи в таблице.
Опрос. Наблюдение.
|
5 | Первичное закрепление нового знания во внешней речи.. | Создать условия для усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Ф-И | Работа с коллекцией минералов. (перед детьми 3 минерала: кварц, слюда, полевой шпат), Учитель называет минерал.
Подводит итог: -Чем похожи все рассмотренные полезные ископаемые? -Как называются полезные ископаемые, обладающие свойством однородности? |
Учащиеся находят минерал в коллекции (минералы подписаны)
Отвечают на вопросы: (однородностью)
(минералы) | Коммуникативные УУД: Развиваем умение: -Слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Развиваем умение: -Извлекать информацию из объектов исследования. -Выявлять сущность, особенности объектов. -На основе анализа объектов делать выводы.
Предметные УУД -Объяснять значение новых понятий: минералы, горные породы, природообразующие породы..
|
Визуально. Ответы на вопросы. |
6 | Самостоятельная работа и проверка по эталону. | -Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий.
-Организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону.
-Предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
Г | Практическая работа «Состав гранита». Работаем в группах. - Что нам предстоит сделать? - Какова цель нашего исследования? -Какой инструмент нам понадобится для работы? Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита. Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)
|
Отвечают на вопросы: (провести практическую работу по исследованию гранита) (определить, какие минералы входит в состав гранита)
(Лупа) Учащиеся в ходе практической работы определяют, какие минералы входят в состав гранита, Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте. Вывод: Горная порода гранит состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды. | Предметные УУД - Делать простейшие выводы о свойствах полезных ископаемых на основе опытов. -Выполнять исследование и оформлять вывод;
Регулятивные УУД: Развиваем умение -Высказывать своё предположение на основе работы с объектом исследования. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: Развиваем умение: -Извлекать информацию из особенностей объекта. -Выявлять сущность, особенности объектов. -На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: Развиваем умение: -Слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группах.
| Карточки с критериями оценки работы
Наблюдение.
Работа в тетради: отчет о проделанной практической работе.
Самооценка по предложенным критериям.
|
| ФИЗМИНУТКА | Организовать смену деятельности и отдых учащихся. | Ф | Учитель читает текст. В понедельник В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, («Умываемся».) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
| Учащиеся повторяют движения . | Личностные результаты: -осуществлять личностную рефлексию своего настроения.
| Визуально. Наблюдение. |
7 | Включение в систему знаний и умений. | Повторить и закрепить ранее изученное. | Ф-И | - Организует повторение и закрепление изученного материала.
Работа с физической картой Красноярского края. Карта на слайде. Учащиеся работают с атласом. - В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов, более 20 % золота, значительные запасы кобальта, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита, 63 вида промышленных металлов и других полезных ископаемых. - На карте полезные ископаемые обозначаются специальными значками. -Рассмотрим физическую карту Кр кр. -Перечислите полезные ископаемые. - Каких полезных ископаемых больше всего? - Таймырский угольный бассейн, Тунгуский угольный бассейн, Канско-Ачинский , Ангаро-Питский. - Почему территория добычи названа «бассейном»? |
Слушают сообщение учителя.
Читают условные обозначения полезных ископаемых.
Называют добываемые на территории края ископаемые.
Отвечают на вопрос на основе проведенного изучения карты.
| Предметные УУД - Объяснять значение полезных ископаемых в жизни человека.
- Связывать способ добычи полезного ископаемого и его месторождение.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- «Читать» физическую карту.
Регулятивные УУД: Развиваем умение -Высказывать своё предположение на основе работы с материалом физической карты. -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: Развиваем умение: -Извлекать информацию из чтения физической карты. Коммуникативные УУД: Развиваем умение: -Слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты: -высказывать своё отношение к деятельности человека в природе, выражать свои эмоции;
|
Визуально.
Коллективное обсуждение. Ответы на вопросы
|
8 | Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | Организовать самооценку детьми результатов своей деятельности и всего класса. | Ф И | I. Тест. 1.К какой природе относятся горные породы и минералы? а) живой б) неживой с) сделаны руками людей 2. Что такое гранит? а) драгоценный камень б) ценное топливо в) горная порода г) минерал 3. Из чего состоит гранит? а) полевой шпат, кварц, слюда б) уголь, железо в) мрамор, изумруды 4.Почему горные породы так называются? а) встречаются только в горах б) легко увидеть в горах в) можно заметить только с большой высоты 5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек б) в лесу в) в болоте г) в бескрайних полях 6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы? а) для еды б) в строительстве, для изготовления украшений в) для постройки лодок, кораблей II Организует самооценку деятельности.
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? –Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?.
|
Оценивают свои умения с помощью теста. | Регулятивные УУД Развиваем умение: -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные УУД: - Объяснять значение полезных ископаемых в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Делать простейшие выводы о свойствах полезных ископаемых на основе опытов.
Познавательные УУД: - Выявлять сущность, особенности объектов на основе простейшего исследования.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- осуществлять личностную рефлексию своего настроения.
|
Ответы на вопросы теста.
Карточка с вопросами самооценки. Фронтальное обсуждение ответов. |
9 | Домашнее задание | Определить задания для самоподготовки с элементами выбора и творчества. | Ф И | - Комментирует дз Намечает цели последующей деятельности.
– Если эта тема вас заинтересовала, то самые любознательные могут продолжить исследования Поможет вам учебник, стр 70-73. Дома можно понаблюдать за предметами и найти такие, в которых можно увидеть что-то, связанное с законом всемирного тяготения. Свои наблюдения и открытия помещайте на стенд. Мы будем целую неделю обсуждать ваши находки. | Записывают д.з. Задают вопросы учителю. | Регулятивные УУД Развиваем умение: -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| Дневник ученика. |