Открытое занятие по познавательному развитию "История ложки"
план-конспект по окружающему миру
занятие с использованием технологии "Путешествие по реке времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod_28_02_23.docx | 344.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»
Конспект открытого занятия по О. О. «Познавательное развитие»
в средней подгруппе с использованием инновационной технологии «Путешествие по реке времени» на тему «История ложки»
Воспитатель: А. В. Дудина
1 квалификационная категория
2022 – 2023 учебный год
Дата: 28.02.2023
Цель: развивать любознательность, причинно – следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения ложки
Задачи:
- 1. Образовательная: Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу); формировать представления о временных отношениях на примере появления и «развития» ложки;
- Развивающие: Расширять знания о различных видах ложек; развивать зрительную память, произвольность внимания, логическое мышление;
- Воспитательные: Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире
Тип занятия: познавательный.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек; ракушки, ноутбук, телевизор, презентация «История ложки», банка с вареньем, фломастеры, набор пластмассовых ложек;
Прогнозируемый результат: проявление интереса к историческому прошлому
Ход НОД
I Вводная часть: Создание игровой мотивации
Соберёмся дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
- Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (Ложек нет - создание проблемной ситуации). Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи) Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку
Вы узнали? Это …(Ложка)
Постановка цели
- Ребята, а какие бывают ложки?
- А хотите больше узнать о ложках?
- История ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я собираюсь отправиться в волшебное путешествие по времени. Кто хочет вместе со мной? Присоединяйтесь.
Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время, чтобы нам не заблудиться во времени, мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени». (Показываю детям, отмечаю на реке времени «Наше время», «Старина», «Древность» иллюстрациями жилищ (современный дом, старинный дом, пещера).
- Для того, чтобы перенестись нам в давние времена нам помогут волшебные часы, но чтобы они пошли нужно сказать слова.
Игровое упражнение «Часы»
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем (кружимся)
II Основная часть
-Мы попали с вами в древние времена (вывешиваю соответствующую картинку на РВ)
- Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите на изображение.
- В древние времена люди ели руками, но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали использовать палочки.
- как вы думаете, из чего была сделана первая ложка?
-Но палочкой суп не поешь, первую ложку человек вытесал из камня. Как вы думаете удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (она была не ровной и тяжёлой, обжигали рот)
- Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Они были очень простые, без украшений.
- Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
- Люди, жившие у морей, использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими, края острые, не ровные, обжигало рот. Время шло, люди стали придумывать другие ложки.
- Путешествие наше продолжается, скажем волшебные слова:
Игровое упражнение «Часы»
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем (кружимся)
- Мы попали в старину, во времена Руси (прикрепляю соответствующую картинку на РВ)
- Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?
- На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Мы знаем с вами, что береста – это кора берёзы.
- Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
- Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарили как подарок – сувенир.
- Ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Предлагаю вам поиграть на ложках и отдохнуть.
Физминутка танец с ложками
- Короли использовали ложки из золота и серебра. Пора перемешаться в наше время.
Игровое упражнение «Часы»
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем (кружимся)
- Вот мы и вернулись в наше время (прикрепляю соответствующую картинку на РВ)
- А какими ложками мы пользуемся в наше время?
- Сколько много ложек мы посмотрели, предлагаю посмотреть, взять их в руки, потрогать. Чем они отличаются? Можно проверить какая тяжелее.
- На столе лежат картинки с изображением ложек, с которыми дети познакомились
- На столе разложены картинки. Что на них нарисовано?
- Все эти картинки надо разложить на нашей «Реке времени» на ту остановку времени «древность», «старина» и «наше время», где они возникли.
III Заключительная часть
- Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами ложек, некоторые из них дошли до наших дней.
-Посмотрите на «РВ». Как вы считаете, какая ложка самая удобная и прочная? Какую, вы бы выбрали?
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что было самым интересным?
- Какие трудности вы испытали?
-У меня есть предложение, сделать всем вместе театр из ложек. Вот вам пластмассовые ложки и набор фломастеров. Превратим их в веселый театр, а потом все вместе попьем чай с вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» (Институт Здоровья)
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам ,так и не может развивать, образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.Он лишь до тех пор способен на ...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...
Открытое занятие по познавательному развитию. Тема: "Путешествие по сказке Гуси-лебеди"
Конспект ООД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста. Тема Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (Окружающий мир). Тема «Дерево умеет плавать».
Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир)в подготовительной группе детского садаВозрастная группа: подготовительная Тема ««Дерево умеет плавать».(Образовател...
Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию в средней группе "Путешествие колобка"
Цель занятия : закрепление полученных знаний по познавательно - речевому развитию . интелектуалной активности, выявить уровень усвоения детей знаний, умений и навыков....
Открытое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
В игровой форме обучающиеся выполняют задания на развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса (внимание, мышление, зрительная память, воображение)....