Конспект открытого занятия по познавательному развитию (Окружающий мир). Тема «Дерево умеет плавать».
план-конспект по окружающему миру

Ольга Михайловна Голдабина

Конспект занятия

по познавательному развитию (Окружающий мир)

в подготовительной группе детского сада

Возрастная группа: подготовительная

 

Тема ««Дерево умеет плавать».

(Образовательная область: познавательное развитие)

 

Цель: 

Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.

 

Задачи:

 Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Обучать делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

 

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

 

Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.

 

Оборудование:

-  брусок, небольшие срезы на каждого;

- емкость с водой;

- конверт с письмом;

-смайлики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию (Окружающий мир)

в подготовительной группе детского сада

Возрастная группа: подготовительная

Тема ««Дерево умеет плавать».

(Образовательная область: познавательное развитие)

Цель:  

Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

 Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Обучать делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования. 

Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.

Оборудование:

-  брусок, небольшие срезы на каждого;

- емкость с водой;

- конверт с письмом;

-смайлики.

ХОД:

Деятельность  педагога

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть:

Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:

Его весной и летом

Мы видим одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.(дерево)

Воспитатель:- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)

 Введение в игровую ситуацию.

 Отгадайте загадки, и мы узнаем названия деревьев.

1.Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой Стоит под горой. (Ответ: Береза)

2. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет

—Желуди на нем! (Ответ: Дуб)

3. Что же это за девица:  

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ответ:Елка)

4. Жёлто – красная одёжка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это (Ответ: Клен)

 

Ответы детей (если не помнят назвать самой) 

1.Дети: Береза

2. Дети: Дуб.

3.Дети:Елка.

4.Дети: Клен.

Картинки деревьев

Основная часть.

 Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Воспитатель: - А что мы получаем из дерева?

Какие предметы изготавливают из древесины?

Игра «Смайлик»

Воспитатель: Ребята перед Вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик.

1.Если у дерева сломали ветку. Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо?

2.Идет дождь. Дереву будет весело или грустно?

3.Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево?

4.Если рядом с деревом разводят костер? Понравится это дереву?

Оказывается у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять.

Воспитатель- Ребята, сегодня я получила  письмо от Мальвины, давайте его прочтем.

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение.  Мальвина.

Воспитатель: -  «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».

Воспитатель:-  А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?

Воспитатель: Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

- А что необходимо для опыта?Давайте с вами проведем эксперимент.

 Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

Воспитатель: -  Что же мы посоветуем Буратино?

Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Воспитатель: Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.

Воспитатель: Ребята, а давайте представим себя деревьями.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

(Взмахи руками перед лицом.)

Закачалось деревцо.

(Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.)

 Ветерок все тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

(Руки поднять вверх, подняться на носках)

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать возраст дерева? 

Воспитатель: Правильно,  возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.

Воспитатель: Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите спилы и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?

Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в  воде?

 

Подведение итога.

Воспитатель: -  Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Занятие закончено! А теперь убираем свои

рабочие места.

Ответы детей: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу

Активизация познавательных процессов.

Ответы детей: из дерева мы получаем древесину.  

Из древесины изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.

Дети: Весело, потому что дереву для жизни нужна вода.

Дети: Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть.

Дети: Нет, не понравится – огнем может обжечь листочки или загореться все дерево.

Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.

Ответы детей: Провести опыт, эксперимент.

Ответы детей: Вода и дерево.

Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный

Ответы детей: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

Ответы детей: Дерево не тонет в воде

Ответы детей: По кольцам на срезе.

Ответы детей: намок, стал сырой, впитывает воду.

Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличивается в размере. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит.

Письмо от Мальвины.

Емкости с водой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи и окружающему миру

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга   Конспект открытого урока по развитию...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Научить различать и классифицировать по внешним признакам в  природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....

План-конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Что такое воздух» (опыты и кляксография) средняя группа

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Аленький Цветочек"»

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему:  «Аленький Цветочек"»...

Конспект урока Окружающий мир Тема: Что умеет компьютер? 1 класс

Подробный конспект урока с заданиями на сайте учи.ру по  карточкам  данной тематике....