Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
план-конспект по окружающему миру по теме
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая группа
Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Предварительная работа.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
- Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
- Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
- Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
- Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
- Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами поздороваемся:
Доброе утро, доброе утро!
Мы друг другу говорим
Рады встрече, рады встрече
Руки все соединим.
С добрым утром, с добрым утром!
Будем вместе мы играть
Песни петь и сказки слушать,
Танцевать и рисовать.
- Какие еще слова приветствия мы с вами знаем? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, привет)
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стульчики)
Хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна.
(соль)
Педагог. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.)
Ребята не забывайте при работе с солью необходимо соблюдать правила:
- не пробовать соль на вкус
- не трогать руками глаза,
- соблюдать тишину
- не толкать соседа во время работы
- сначала посмотри, а потом повтори
- выполнил и положи на место
Теперь моя очередь поделиться в вами знаниями. Но сначала мы как настоящие исследователи проведем опыт. (на среднем столе - емкости). Возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и поставим в холодильник в мороз. Через некоторое время посмотрим, что произойдет.
А пока я расскажу вам о соли. (рассказ педагога сопровождается презентацией на экране мультимедийного оборудования)
В древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.
- Как вы понимаете слово «выпаривание»?
- Вы когда-нибудь видели, как закипает чайник?
- Что выходит из носика? (пар)
- Во что превращается вода, которая кипит?
Вот также из морской воды выпаривают соль. Воду нагревают, она превращается в пар, а соль остается. Этот процесс и называется выпаривание.
Соль – это пищевой продукт, мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле – это обработанная соль, люди сделали ее пригодной для пищи, а соль, которую добывают на рудниках имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская. (1 стол с образцами, детям предлагается рассмотреть разные виды соли.)
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ презентации на мультимедийном оборудовании). Как она туда попала? Все очень просто. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. В древности, когда еще на земле не было людей, на месте этих гор был океан. А потом морская вода испарялась, а соль кристаллизировалась.
- А что это за слово «кристаллизировалась»? (Превращалась в кристаллы.)
Морская соль добывается из моря путем испарения воды под воздействие Солнца (показ презентации на мультимедийном оборудовании).
В морской соли есть полезные минеральные вещества, значит, и сама соль полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене)
Конечно это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. слишком большое ее количество может нанести вред. Поэтому все хорошо в меру.
В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались и поэтому ее называли «белым золотом». И имела она очень высокую цену. Холодильников тогда не было.
- Как люди хранили продукты? (они их засаливали)
- А как вы думаете, почему соленые продукты хранятся дольше?
Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
- А вы знаете где еще кроме пищи используют соль?
В гололед улицы посыпают солью.
-А почему, сейчас узнаем.
В начале занятия мы с вами как настоящие исследователи начали эксперимент.
- Что мы сделали? (взяли две емкости со льдом, одну из них «посолили» и поставили в холодильник в мороз)
- А сейчас подумайте и скажите для чего люди в гололед посыпают дороги солью? (Педагог приносит емкость с холодильника.)
- Что произошло с водой? (лед, который был посыпан солью – растаял)
Вывод: соль растворяет лед. В гололед улицы посыпают солью.
Не только для пищи и здоровья используют соль, но и для творчества. При помощи соли можно создавать картины.
- Сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Радуга», мы с вами уже подготовили «Радугу» из соли и нам осталось ее лишь разукрасить.
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку )
Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. (Дети рисуют на листах картона с нанесенным слоем соли на клей ПВА, используя прием примакивания. Дождаться полного высыхания.)
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели , мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
- Посмотрите и скажите
- Каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Давайте покажем наши рисунки гостям.
(Дети показывают гостям рисунки)
- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная
Итог занятия:
- Ну, что мои юные исследователи, вам понравилось наше занятие.
- Какая бывает соль? (морская, каменная)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).
- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экспериментированию "Тайна деревянного карандаша".
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного...
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности. "Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности."Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"Работа из ватных шариков.Изделие: собака....
Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса
Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука».
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука»....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебник - воздух»
Данный НОД позволяет детям не только узнать что - то новое. но и самим попробывать себя в роле экспериментатора.Данный вищд деятельности завораживает и оживляет детей. вызывает желание к продолжению и...
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе "Сказки из сундука"
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельностиво второй младшей группена тему: «Сказки из сундука». Цель: Обогащение активного словар...
Конспект открытого занятия по курсу внеурочной деятельности «Азбука добра» по теме «Приветствия и знакомства»
Мастер-класс "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на занятиях по курсу внеурочной деятельности "Азбука добра" по теме "Приветс...