Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
план-конспект по окружающему миру по теме

Султанова Асель Мергалымовна

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группа        

Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Предварительная работа.

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
  • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
  • Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
  • Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
  • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
  • Наблюдение «Как мама использует соль?»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами поздороваемся:

Доброе утро, доброе утро!

Мы друг другу говорим

Рады встрече, рады встрече

Руки все соединим.

С добрым утром, с добрым утром!

Будем вместе мы играть

Песни петь и сказки слушать,

Танцевать и рисовать.

- Какие еще слова приветствия мы с вами знаем? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, привет)

 - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стульчики)

Хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

                                  (соль)

Педагог. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.)

Ребята не забывайте при работе с солью необходимо соблюдать правила:

  1. не пробовать соль на вкус
  2.  не трогать руками глаза,
  3.  соблюдать тишину
  4.  не толкать соседа во время работы
  5.  сначала посмотри, а потом повтори
  6.  выполнил и положи на место

Теперь моя очередь поделиться в вами знаниями. Но сначала мы как настоящие исследователи проведем опыт. (на среднем столе - емкости). Возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и поставим в холодильник в мороз. Через некоторое время посмотрим, что произойдет.

А пока я расскажу вам о соли. (рассказ педагога сопровождается презентацией на экране мультимедийного оборудования)

В древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

- Как вы понимаете слово «выпаривание»?

- Вы когда-нибудь видели, как закипает чайник?

- Что выходит из носика? (пар)

- Во что превращается вода, которая кипит?

Вот также из морской воды выпаривают соль. Воду нагревают, она превращается в пар, а соль остается. Этот процесс и называется выпаривание.

Соль – это пищевой продукт, мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле – это обработанная соль, люди сделали ее пригодной для пищи, а соль, которую добывают на рудниках имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская. (1 стол с образцами, детям предлагается рассмотреть разные виды соли.)

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ презентации на мультимедийном оборудовании). Как она туда попала? Все очень просто. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. В древности, когда еще на земле не было людей, на месте этих гор был океан. А потом морская вода испарялась, а соль кристаллизировалась.

- А что это за слово «кристаллизировалась»? (Превращалась в кристаллы.)

Морская соль добывается из моря путем испарения воды под воздействие Солнца (показ презентации на мультимедийном оборудовании).

В морской соли есть полезные минеральные вещества, значит, и сама соль полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене)

Конечно это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. слишком большое ее количество может нанести вред. Поэтому все хорошо в меру.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались и поэтому ее называли «белым золотом». И имела она очень высокую цену. Холодильников тогда не было.

- Как люди хранили продукты? (они их засаливали)

- А как вы думаете, почему соленые продукты хранятся дольше?

Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.

- А вы знаете где еще кроме пищи используют соль?

В гололед улицы посыпают солью.

-А почему, сейчас узнаем.

В начале занятия мы с вами как настоящие исследователи начали эксперимент.

- Что мы сделали? (взяли две емкости со льдом, одну из них «посолили» и поставили в холодильник в мороз)

- А сейчас подумайте и скажите для чего люди в гололед посыпают дороги солью? (Педагог приносит емкость с холодильника.)

- Что произошло с водой? (лед, который был посыпан солью – растаял)

Вывод: соль растворяет лед. В гололед улицы посыпают солью.

Не только для пищи и здоровья используют соль, но и для творчества. При помощи соли можно создавать картины.

- Сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Радуга», мы с вами уже подготовили «Радугу» из соли и нам осталось ее лишь разукрасить.

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. (Дети рисуют на листах картона с нанесенным слоем соли на клей ПВА, используя прием примакивания. Дождаться полного высыхания.)

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают

Физкультминутка

Мы сидели , мы устали        

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

 - Посмотрите и скажите

- Каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная

Итог занятия:

- Ну, что мои юные исследователи, вам понравилось наше занятие.

- Какая бывает соль? (морская, каменная)

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментированию "Тайна деревянного карандаша".

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности. "Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности."Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"Работа из ватных шариков.Изделие: собака....

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука».

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему: «Сказки из сундука»....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебник - воздух»

Данный НОД позволяет детям не только узнать что - то новое. но и самим попробывать себя в роле экспериментатора.Данный вищд деятельности завораживает и оживляет детей. вызывает желание к продолжению и...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе "Сказки из сундука"

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельностиво второй младшей группена тему: «Сказки из сундука». Цель: Обогащение активного словар...

Конспект открытого занятия по курсу внеурочной деятельности «Азбука добра» по теме «Приветствия и знакомства»

Мастер-класс "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на занятиях по курсу внеурочной деятельности "Азбука добра" по теме "Приветс...