Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Феронова Лилия Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс.

Рабочая программа  составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «ОЦ №1 Майкопского района» п. Тульского   на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции - духовно нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования  и программы  «Окружающий мир»- автор  А.А. Плешаков, в двух частях: М.: Просвещение,2021, программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Мир вокруг нас» учебник и рабочая тетрадь для 4 класса. Разработана  на основе УМК «Школа России».

Отличительной особенностью рабочей учебной программы является введение в содержание материала национально-региональных особенностей. В связи с проживанием на территории Республики Адыгея 10% учебного времени отводится на изучение национально-региональных особенностей.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №1 Майкопского района»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/ Горбаконь Е.А./

Протокол № ___

от «____» __________ 2022г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ ОЦ №1

___________/В.А.Тутова/

 «____» __________ 2022г

«Утверждаю»

Директор  МБОУ ОЦ №1

_____________/Ярков Д.П./

«____» __________ 2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

ступень: начальная

                    начальная, основная

класс:    4в

уровень: базовый

                                        базовый, профильный

количество часов: 68 часов

учитель:  Феронова  Л.И.

        Рабочая программа для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «ОЦ №1 Майкопского района» п. Тульского   на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции - духовно нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования  и программы  «Окружающий мир»- автор  А.А. Плешаков, в двух частях: М.: Просвещение,2021, программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Мир вокруг нас» учебник и рабочая тетрадь для 4 класса. Разработана  на основе УМК «Школа России».

2022– 2023 учебный год

Отличительной особенностью рабочей учебной программы является введение в содержание материала национально-региональных особенностей. В связи с проживанием на территории Республики Адыгея 10% учебного времени отводится на изучение национально-региональных особенностей.      

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 4м классе является формирование следующих умений:

 - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в

4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

Ученик научится

- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

 - пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах

- объяснять что такое  эволюция;

-  объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

 - объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

 - определять состояния и  свойства веществ; связи живой и  неживой природы;

- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;  

 - историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

-  различать государственную символику России; государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

 - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

 - историю возникновения и развития дорожных знаков;

 - дорожную разметку и её предназначение;

 - общие требования  по ПДД к водителям и велосипедистам;

- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

Ученик получит возможность научиться

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

 - пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;

различать предупредительные сигналы  транспортных средств;

Содержание учебного предмета

1.Земля и человечество (9ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

2.Природа России (13 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

3.Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

4.Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

5.Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

6.Современная Россия (8 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

      1четверть

Земля и человечество (9ч)

1.

Введение. Мир глазами астронома: Вселенная. Солнце.

1

2

Планеты солнечной системы. Смена дня и ночи.

1

3

Мир глазами географа.

1

4

Мир глазами историка.

1

5

 Что такое история. Археология.

1

6

Когда и где. Путешествие в глубь веков.

1

7

Мир глазами эколога. Сын или покоритель. Экологические проблемы.

1

8

Международная Красная книга.

1

9

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».

1

        Природа России (13ч)

10

Равнины и горы России.

Характеристика  земной поверхности.

1

11

Моря, озёра и реки  России.

1

12

Природные зоны России.

1

13

14

Зона арктических пустынь.

2

15

Тундра.

1

16

17

Леса России. Лес и человек.

2

18

Зона степей.

1

2 ЧЕТВЕРТЬ

19

Пустыни.

20

У Черного моря

21

Контрольная работа №1.

Родной край-часть большой страны (12 ч)

22

Наш край. Поверхность нашего края.

Горы Адыгеи.

1

23

Водные богатства нашего края.

Водоёмы Адыгеи.

1

24

Наши полезные ископаемые.         Полезные ископаемые Республики Адыгея.

1

25

Земля-кормилица.

Ознакомление с видами почв и их составом. Почвы Адыгеи.

1

26

Жизнь леса. Что такое лес?

Растительный мир Адыгеи.

1

27

Жизнь луга.

1

28

Жизнь в пресных водах.

1

29-30

Растениеводство в нашем крае. Растениеводство Адыгеи.

1

31

Животноводство в нашем крае. Животноводство Адыгеи.

1

32

Контрольная  работа №2 по разделу «Родной край – часть большой страны».

1

33-34

Анализ контрольной работы. Проект №1 «Россия – великая страна».

2

Страницы всемирной истории (6 ч)

35

Начало истории человечества. Формирование представления о жизни первобытных людей.

1

36

Мир древности:

Далёкий и близкий. Древний Египет, Древняя Греция, древний Рим.

1

37

Средние века: время рыцарей и замков. Формирование представления о средневековье.

1

38

Новое время: встреча Европы и Америки. Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох.

1

39-40

Новейшее время: история продолжается сегодня.

2

41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».                           Жизнь древних славян.

1

Страницы истории России (20 ч)

42

Во времена Древней Руси.                                         Формирование представления о Древней Руси

1

43

Страна городов.                                                              Формирование представления о городах Х-ХI вв.

1

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси.

1

45

Трудные времена на Русской земле. Формирование представления о военном деле на Руси.

1

46

Русь расправляет крылья.  Формирование представления о возрождении Руси.

1

47

Куликовская битва. Формирование представления о подвигах защитников Руси.

1

48

Иван Третий. Формирование представления о Москве времен Ивана III.

1

49

Мастера печатных дел. Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси.

1

50

Патриоты России. Формирование представления о народном ополчении.

1

51

Пётр Великий Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах.

1

52

Михаил Васильевич  Ломоносов. Формирование представления о его жизни и деятельности.

1

53

Екатерина Великая. Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II.

1

54

Отечественная война 1812 года. Ознакомление с историческим периодом.

1

55

Страницы истории XIX века. Формирование представления о жизни в ХIХ веке.

1

56

Россия вступает в XX век. Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века.

1

57

Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Формирование представления о жизни страны в данный период.

1

58

Великая война и великая Победа. Формирование представления о Великой Отечественной войне.       ВОВ на территории Адыгеи.

1

59

Страна, открывшая путь в космос. Формирование представления о жизни страны в послевоенное время.

1

60

Контрольная  работа №3 по разделу «Страницы истории России».

1

Современная Россия (8 ч)

61

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание».

1

62

Славные символы России. Формирование представления о символах России .                               Символы Адыгеи.

1

63

Такие разные праздники. Формирование представления о праздниках в России, их особенностях.  День Республики Адыгеи.

1

64

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).  Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

1

65

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях. Путешествие по России (по Волге, по югу России). Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях. Знакомьтесь Майкоп!

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение. Проект № 2 «Путешествие по России».

1

67

Презентация проектов. Представление результатов проектной деятельности. Контрольная работа №4 за 4 четверть.

2

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...