Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Содержание
№ п/п | Название | страница |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» | 3 |
2 | Содержание учебного предмета «Окружающий мир» | 7 |
3. | Тематическое планирование | 9 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
Ученик научится:
∙ основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
∙ умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
∙ чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
∙ осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
∙ понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
∙ целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
∙ уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
∙ начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
∙ самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
∙ эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
∙ этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
∙ навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
∙ установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
∙ мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной
страны и родного края.
Ученик получит возможность научиться:
∙ внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
∙ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
∙ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
∙ адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
∙ положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
∙ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
∙ установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
∙ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
Регулятивные
Ученик научится:
∙ понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
∙ сохранять учебную задачу в течение всего урока;
∙ ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
∙ выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
∙ планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
∙ планировать свои действия;
∙ фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
∙ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
∙ контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
∙ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Ученик получит возможность научиться:
∙ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
∙ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
∙ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
∙ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
∙ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
∙ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученик научится:
∙ понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
∙ осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
∙ выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
∙ использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
∙ понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
∙ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
∙ осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
∙ строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
∙ проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ.;
∙ ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
∙ моделировать экологические связи в природных сообществах.
Ученик получит возможность научиться:
∙ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
∙ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
∙ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
∙ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
∙ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
∙ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
Ученик научится:
∙ включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
∙ формулировать ответы на вопросы;
∙ слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
∙ формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
∙ аргументировать свою позицию;
∙ понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
∙ признавать свои ошибки, озвучивать их;
∙ употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
∙ понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
∙ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
∙ готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
∙ составлять рассказ на заданную тему;
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
∙ продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
∙ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
∙ использовать речь для регуляции своего действия;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
∙ достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Ученик получит возможность научиться:
∙ учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
∙ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
∙ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
∙ аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
∙ продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
∙ с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
∙адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс (68 часов)
Земля и человечество (7 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практическая работа №1: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №2: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (13 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практическая работа №3: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (21 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа №4: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (12 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Практическая работа №5: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок». Реализация воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театдискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьниковв рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих деятельность обучающихся, соответствующую требованиям времени.
№ п/п | Тема | Количество часов | Взаимосвязь с Программой воспитания (12ч.) |
Раздел 1. «Земля и человечество» - 7 ч. | |||
1 триместр | |||
1.1 | Мир глазами астронома. | 1 | |
1.2. | Планеты солнечной системы. Практическая работа № 1. | 1 | |
1.3. | Мир глазами географа. | 1 | |
1.4. | Мир глазами историка. | 1 | Онлайн-экскурсия «Государственный Исторический музей г. Москва» |
1.5. | Когда и где? Входной контроль. Проверочная работа по материалу 3 класса. | 1 | |
1.6. | Мир глазами эколога. Правила безопасного поведения в природе. | 1 | |
1.7. | Международная Красная книга. | 1 | Конкурс рисунков «Международная Красная книга» |
Раздел 2. «Природа России» - 10 ч. | |||
2.1. | Проверочная работа по теме «Земля и человечество». Равнины и горы России. | 1 | |
2.2. | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 2. | 1 | |
2.3. | Природные зоны России. | 1 | |
2.4. | Зона арктических пустынь. | 1 | |
2.5. | Тундра. | 1 | |
2.6. | Леса России. Правила безопасного поведения в лесу. | 1 | |
2.7. | Лес и человек. | 1 | Игра-путешествие в национальный парк «Лосиный остров» |
2.8. | Зона степей. | 1 | |
2.9. | Пустыни. | 1 | |
2.10. | У Черного моря. | 1 | |
Раздел 3. «Родной край - часть большой стран» - 13 ч. | |||
3.1. | Промежуточный контроль. Проверочная работа. Наш край. | 1 | |
3.2. | Поверхность нашего края. | 1 | Онлайн-экскурсия «Ульяновский край» |
3.3. | Водные богатства нашего края. Правила безопасного поведения на водоёме. | 1 | |
3.4. | Наши подземные богатства. Практическая работа №3. | 1 | |
2 триместр | |||
3.5. | Наши подземные богатства. | 1 | |
3.6. | Земля-кормилица. | 1 | |
3.7. | Экскурсия в лес и на луг. Правила безопасного поведения на лугу. | 1 | Онлайн-экскурсия «Жизнь леса и луга» |
3.8. | Жизнь леса. | 1 | |
3.9. | Жизнь луга. | 1 | |
3.10. | Жизнь в пресных водах. | 1 | |
3.11. | Презентация проектов по разделу «Родной край – часть большой страны». | 1 | Презентация проектов на тему «Родной край – часть большой страны». |
3.12. | Странички для любознательных. | 1 | |
3.13. | Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны». | 1 | |
Раздел 4. «Страницы всемирной истории» - 5 ч. | |||
4.1. | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |
4.2. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | Конкурс рисунков «Время рыцарей и замков» |
4.3. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |
4.4. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |
4.5. | Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории». | 1 | |
Раздел 5. «Страницы истории России» - 21 ч. | |||
5.1. | Государство Русь. Практическая работа № 4. | 1 | |
5.2. | Страна городов. | 1 | |
5.3. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |
5.4. | Трудные времена на Русской земле | 1 | |
5.5. | Русь расправляет крылья. | 1 | |
5.6. | Промежуточный контроль.Проверочная работа. Куликовская битва. | 1 | |
5.7. | Иван Третий. | 1 | |
5.8. | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. | 1 | Исторические факты о царе И.В. Грозного. |
3 триместр | |||
5.9. | Мастера печатных дел. | 1 | |
5.10. | Патриоты России. | 1 | |
5.11. | Пётр Великий. | 1 | |
5.12. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
5.13. | Екатерина Великая. | 1 | Онлайн-путешествие «Исторический Петербург» |
5.14. | Отечественная война 1812 года. | 1 | |
5.15. | Страницы истории XIX века. | 1 | |
5.16. | Россия вступает в XX век. | 1 | |
5.17. | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 | |
5.18. | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | |
5.19. | Всероссийская проверочная работа. | 1 | |
5.20. | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | Конкурс плакатов на тему «Защита мира на земле». |
5.21. | Проверочная работа по теме «Страницы истории России». | 1 | |
Раздел 6. «Современная Россия» - 12 ч. | |||
6.1. | Основной закон России и права человека. | 1 | |
6.2. | Основной закон России и права человека. Практическая работа № 5. | 1 | |
6.3. | Мы – граждане России. Правила безопасного поведения в общественных местах. | 1 | |
6.4. | Итоговая проверочная работа за 4 класс. | 1 | |
6.5. | Славные символы России. | 1 | Выставка работ на тему: «Символы моей семьи» |
6.6. | Такие разные праздники. | 1 | |
6.7. | Путешествие по России. | 1 | |
6.8. | Путешествие по России | 1 | |
6.9. | Путешествие по России | 1 | |
6.10. | Странички для любознательных. | 1 | |
6.11. | По разделу «Современная Россия». Презентация проектов. | 1 | Презентация проектов на тему «Современная Россия». |
6.12 | Проверим друг друга. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...