Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3a.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Баранова Г.Н.__________ Протокол №________ «______» _______ 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________Махова Е.А. « » _______ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________ Власова М.С. « » ___________ 2022г. Приказ №_______________ |
ПРОГРАММА
по окружающему миру
на 2022 – 2023 учебный год
Тип программы: | рабочая программа, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», М: Просвещение, 2018г., в соответствии с образовательной программой школы и учебным планом на 2022– 2023учебный год |
Уровень программы: | базовый |
Класс: | 3а |
Количество часов: | 2 часа в неделю (68 часов за год) |
УМК: | "Школа России". Окружающий мир 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Учебник в 2 частях для начальной школы, автор А.А. Плешаков, Москва, “Просвещение”, 2021год. |
Учитель: | Баранова Галина Николаевна, высшая квалификационная категория |
г.о. Жуковский
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»;
- На основе примерной Программы начального образования по окружающему миру;
- На основе авторской программы для 1-4 классов А.А.Плешакова «Окружающий мир», М: Просвещение, 2011г.;
- Учебного плана МОУ средней школы № 12 и основной образовательной программы начального общего образования.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родному окружающему миру. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о значении окружающего мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 3 класса с учетом межпредметных связей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
-положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
-ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
-первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
-представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
-потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного
гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
-представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
-представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
-представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
-этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
-этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи -информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающиеся получат возможность научиться:
-находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
-приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир. | 6 |
2 | Эта удивительная природа. | 18 |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 |
4 | Наша безопасность. | 7 |
5 | Чему учит экономика. | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам. | 15 |
ИТОГО: | 68 часов |
(3класс)
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (15ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 класс, 68ч.
№ урока | Тема урока | Дата | |
Наименование разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | |
Как устроен мир (6ч) | |||
1 | Природа. | 01.09-02.09 | |
2 | Человек. Тест. | 05.09-09.09 | |
3 | Общество. Российская Федерация. | ||
4 | Что такое план. План местности. | 12.09-16.09 | |
5 | Что такое экология. | ||
6 | Проект «Богатства, отданные людям» Проверим себя и оценим свои достижения. | 19.09-23.09 | |
Эта удивительная природа (18ч) | |||
7 | Проект «Богатства, отданные людям» Проверим себя и оценим свои достижения. | ||
8 | Тела, вещества, частицы. | 26.09-30.09 | |
9 | Разнообразие веществ. | ||
10 | Воздух и его охрана. | 03.10-07.10 | |
11 | Вода. Свойства воды. | ||
12 | Превращения и круговорот воды. | 17.10-21.10 | |
13 | Берегите воду! | ||
14 | Что такое почва. | 24.10-28.10 | |
15 | Разнообразие растений. | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 31.10-04.11 | |
17 | Размножение и развитие растений. | ||
18 | Охрана растений. | 07.11-11.11 | |
19 | Разнообразие животных. | ||
20 | Кто что ест. | 14.11-18.11 | |
21 | Проект «Разнообразие природы родного края». | ||
22 | Размножение и развитие животных. | 28.11-02.12 | |
23 | Охрана животных. | ||
24 | В царстве грибов. Проверим себя о оценим свои достижения. | 05.12-09.12 | |
Мы и наше здоровье (10ч) | |||
25 | Организм человека. | ||
26 | Органы чувств. | 12.12-16.12 | |
27 | Надёжная защита организма. | ||
28 | Опора тела и движение. | 19.12-23.12 | |
29 | Наше питание. Пищеварительная система. | ||
30 | Проект «Школа кулинаров». | 26.12-30.12 | |
31 | Дыхание и кровообращение. | ||
32 | Умей предупреждать болезни. | 09.01-13.01 | |
33 | Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения. | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 16.01-20.01 | |
Наша безопасность (7ч) | |||
35 | Огонь, вода и газ. | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. | 23.01-27.01 | |
37 | Дорожные знаки. | ||
38 | Проект «Кто нас защищает». | 30.01-03.02 | |
39 | Опасные места. | ||
40 | Природа и наша безопасность. | 06.02-10.02 | |
41 | Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения. | ||
Чему учит экономика (12ч) | |||
42 | Для чего нужна экономика. | 13.02-17.02 | |
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | ||
44 | Полезные ископаемые. | 27.02-03.03 | |
45 | Растениеводство. | ||
46 | Животноводство. | 06.03-10.03 | |
47 | Какая бывает промышленность. | ||
48 | Проект «Экономика родного края». | 13.03-17.03 | |
49 | Что такое деньги. | ||
50 | Государственный бюджет. | 20.03-24.03 | |
51 | Семейный бюджет. | ||
52 | Экономика и экология. | 27.03-31.03 | |
53 | Экономика и экология. Проверим себя и оценим свои достижения. | ||
Путешествие по городам и странам (15ч) | |||
54 | Золотое кольцо России. | 10.04-14.04 | |
55 | Золотое кольцо России. | ||
56 | Золотое кольцо России. | 17.04-21.04 | |
57 | Проект «Музей путешествий». | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 24.04-28.04 | |
59 | На севере Европы. | ||
60 | Что такое «Бенилюкс». | 01.05-05.05 | |
61 | В центре Европы. | ||
62 | По Франции и Великобритании. | 08.05-12.05 | |
63 | На юге Европы. | ||
64 | По знаменитым местам мира. | 15.05-19.05 | |
65 | Всемирное наследие. | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 22.05-26.05 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | ||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 29.05-30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...