урок по окружающему миру на тему: «Семейный бюджет» 3 класс по учебнику Плешакова
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Родина Виктория Евгеньевна

Урок был дан в рамках методической недели по теме "Финансовая грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Семейный бюджет» 3 класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»

Задачи:
1.  Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

3. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

4. Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается; получат возможность научиться практическим навыкам распределять семейный бюджет. Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: формирование умения провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков. - Просвещение, 2010
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков. Просвещение, 2012
  • Компьютер, проектор
  • Карточки для групповой и парной работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент

 Пусть сегодняшний урок

 Всем ребятам будет впрок.

Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Вопросы к классу:

- Какое отношение имеет эта притча к уроку?

- В чем её смысл?

У многих из нас, действительно, портится настроение только при упоминании слова «домашнее хозяйство». Как часто нам не хватает средств для приобретения того, в чём мы нуждаемся.

Можно ли научиться разумно тратить средства и вести свое хозяйство? Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке.

3. Актуализация знаний, пробное учебное действие. Постановка цели и задач урока.

- Сейчас повторим, то о чём говорили на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня.

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О государственном бюджете).

- Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов). Слайд1

- Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

- На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

- Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего? (Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику).

 Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников).

- Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. («7Я» - семья).

- Образуйте прилагательное от слова «семья». (Семейный).

- Попробуйте сформулировать нашу тему урока сегодня. (Семейный бюджет).

- Как вы думаете, зачем нужен семейный бюджет? (Правильно вести дом хоз.).

- Прочитайте высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха и подумайте, какая сегодня на уроке перед нами будет стоять учебная задача? Чему мы научимся?

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».   

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Выводнаучимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, будем учиться практическим навыкам распределять семейный бюджет. Слайд 4

4. Этап выявления места и причины затруднения. Организация познавательной деятельности. «Открытие» новых знаний.  Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

Беседа о том, что такое семейный бюджет

- Подумайте и скажите, откуда в семье появляются деньги? Кто из взрослых в вашей семье работает и получает деньги? Есть ли в вашей семье те, кто получает пенсию, стипендию, пособие?

Вывод: Зарплата, пенсии, пособия, стипендии - это все доходы вашей семьи, т.е. поступление денежных средств из разных источников.

- Виды дохода:

  • Заработная плата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу);
  • Пенсия (Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям);
  • Пособия (Пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей);
  • Стипендия (Cтипендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу); Слайд 5

С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и некоторые другие виды доходов..  Что это за виды доходов? За что их получают? Это вы можете узнать самостоятельно, прочитав информацию на стр.77 Работа в парах п.1 учебника.

  • -Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар;
  • -Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина;
  • -Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты. Слайд 6

- Ни одна семья не может жить и без расходов. А сейчас подумайте и обсудите, как вы будете тратить деньги?

- Это расходы вашей семьи, т.е. это затраты денежных средств на товары и услуги.

К ним (расходам) относятся: питание, одежда, обувь, оплата жилья, транспорта, расходы на обучение, лечение, приобретение книг, игрушек и других товаров. Слайд 7

Чтение  отрывка из учебника с.75 – проблемная ситуация

- Можно ли было избежать такой ситуации?

- Конечно, если бы Василий Петрович заранее обдумал и спланировал свои доходы и расходы, т.е. составил бюджет.

- Кто может сформулировать понятие «семейный бюджет»?

- Давайте сформулируем, что такое «семейный бюджет» (Денежный план доходов и расходов в каждой семье.  Конечно, семейный бюджет может быть, и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется на короткий срок, например, на месяц. Но он должен быть обязательно. При распределении средств, учитываются интересы всех членов семьи).

У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание:

«Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».

Обсудим! Сравните государственный и семейный бюджеты. В чем сходство и различие?

5. Этап построения проекта и выхода из затруднения

 Практическая работа. 

- А сейчас мы рассмотрим доходы и расходы семейного бюджета одной семьи.  

 - Какое задание вы можете предложить выполнить? Откройте рабочую тетрадь стр. 48, з.2. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. Проверка на доске при помощи магнитиков.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Чтобы лучше понять тему урока, мы попробуем составить семейный бюджет.

Карточка 1. Сосчитайте и запишите «Доход» вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».

 Карточка 2.

А)-Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Б) - Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг.

 - Сравните доходы и расходы вашей «семьи». (Ответы детей)

- Обсудите, какими должны быть доходы и расходы в семье?

Вывод:

- Что произойдёт, если…

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

 Доходы > Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Слайд 8

- А сейчас послушайте одну историю о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы. Стихотворение

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек от жадного?

- Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Обсудите в группе. Слайд 9

Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Экономить воду! Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.

Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.

Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.

Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из-за того, что вы хотите купить себе какую- то игру.

Вывод: Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.  Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить.

-У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?  Учебник с. 77 работа в парах п.2  (выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождения) Слайд 10

- А непредвиденные расходы? (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т.д.) Слайд 11

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

-А сейчас вы поработаете и выберете из предложенных вариантов верные утверждения. Готовый список советов по экономии семейного бюджета. (1группа)

  1. Планируй семейный бюджет исходя из доходов.
  2. Экономить электроэнергию.
  3. Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику.
  4. Бережно относиться к своим вещам.
  5. Чаще пользоваться услугами такси.
  6. Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.
  7. Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.
  8. Сходил в магазин – сдачу оставь себе.

Самопроверка

 (2 группа) Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Полученное слово

Самопроверка. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)

(3 группа)Тест по теме «Семейный бюджет»

         1. Кто из членов семьи не пополняет семейный бюджет?

А) папа

Б) дедушка

В) сын-школьник

Г) мама

        2.  Почему родители могут отказать детям в покупке вещей?

А) эти расходы не были запланированы в бюджете

Б) дети не зарабатывают денег

В) им жалко тратить деньги

 Г) чтобы наказать детей

        3. Что относится к доходам семьи?

А) покупка продуктов

Б) ремонт обуви

В) покупка одежды

Г) стипендия

        4. Что относится к расходам семьи?

А) плата за отопление

Б) пенсия бабушки

В) зарплата мамы

Г) гонорар папы

       5.  Какие расходы трудно запланировать заранее?

А) плату за газ

Б) покупку продуктов

В) покупку лекарств

Г) покупку игрушек

        6.Какой вид расходов является ежемесячным?

А) питание

Б) поездка в отпуск

В) покупка пальто

Г) посещение цирка

Самопроверка.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 - Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие учебную задачу вы перед собой ставили?  

- Что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет?

- Для чего же нужен семейный бюджет? (Для того, чтобы вести правильно домашнее хозяйство, чтобы семья не испытывала экономических затруднений. Важно, чтобы расходы не превышали доходы).

- Что нужно делать для того, чтобы доходов было больше? Для того, нужен план доходов и расходов семейного бюджета, и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- А сейчас давайте оценим, как прошел урок.

Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

Оценивание смайликом

Домашнее задание: Учебник с. 75 – 78 (вопросы), т. с. 42 №3, 4 (творческое задание на выбор)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блиц-опрос

Слайд 2

1. План расходов и доходов - это а) бюджет; б) бартер; в) налоги.

Слайд 3

2. Деньги, которые попадают в бюджет - это а) налоги; б) доходы; в) бартер.

Слайд 4

3. Деньги, которые тратятся из бюджета - это а) налоги; б) расходы; в) доходы.

Слайд 5

4. Платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государству - это а) бартер; б) налоги; в) доходы.

Слайд 6

5. Прямой обмен одних товаров на другие, называется: а) бюджет; б) купля-продажа; в) бартер.

Слайд 7

Проверка

Слайд 8

Ставим знак «+» рядом с каждым правильным ответом: 1. А 2. Б 3. Б 4. Б 5. В Пять «+» - оценка 5 Четыре «+» - оценка 4 Три «+» - оценка 3 Меньше трёх плюсов - тема не усвоена.

Слайд 9

Правила работы в паре/группе 1. В группе должден быть ответственный. 2. Работать должен каждый на результат. 3. Один говорит - другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял - переспроси.

Слайд 10

Разгадайте ребус семья

Слайд 11

Тема урока: « СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ »

Слайд 12

Учебная задача - научиться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, узнать как ведётся хозяйство семьи.

Слайд 13

Семейные доходы. Зарплата родителей пенсия Стипендия Пособие

Слайд 14

ГРУППОВАЯ РАБОТА Ролевая игра

Слайд 15

Доходы. Зарплата папы – 1 0 денежек. Зарплата мамы – 8 денежек. Пенсия дедушки – 3 денеж ки . Пенсия бабушки – 3 денеж ки . Стипендия старшего сына (дочери) – 1 денежк а . Пособие на ребёнка – 1 денежка. Пособие многодетной семье – 2 денежки

Слайд 16

Расходы. Оплата жилья – 3 денежки. Продукты – 3 денеж ки (1 чел.) Одежда, обувь – 1 денеж ка (1 чел.) Бытовая химия - 2 денежки Предметы личной гигиены - 1 денежк а (1 чел.) Транспорт (автобус, такси) – 1 денежк а (1 чел.) Кружки – 1 денежк а (1 чел.) . Книги, и грушки – 1 денеж ка (1 чел.) Лекарства – 1 денежк а (1 чел.) Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 2 денеж ки (1 чел) Посещение кафе/ресторана - 2 денежки (1 чел.) Покупка велосипеда - 5 денежек Компьютерные игры – 2 денежки. Карманные деньги - 1 денежка (1 чел.) Отдых, поездка – 40 денежек (семья)

Слайд 17

Что произойдёт, если… Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы < > = Дефицит бюджета Накопления Не можем отложить сбережения Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет

Слайд 18

Учебная задача - научиться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, узнать как ведётся хозяйство семьи.

Слайд 19

* Я узнал… * Я научился… * Я испытывал трудности … * Мне было интересно … * Я хочу еще узнать …

Слайд 20

Пословицы о деньгах Денежки любят счёт. Бережливость - лучше богатства. По приходу и расход. Копейка рубль бережёт.



Предварительный просмотр:

Государственный бюджет

доходы

расходы

Налоги

граждан

Налоги

организаций

На образование

На здравоохранение

На содержание армии и полиции

На науку и культуру

На охрану природы

На выплату пенсий и пособий

Государственный бюджет

доходы

расходы

Налоги

граждан

Налоги

организаций

На образование

На здравоохранение

На содержание армии и полиции

На науку и культуру

На охрану природы

На выплату пенсий и пособий

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия дедушки

стипендия

Пособия на детей

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия дедушки

стипендия

Пособия на детей

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия дедушки

стипендия

Пособия на детей

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия дедушки

стипендия

Пособия на детей

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия дедушки

стипендия

Пособия на детей

мама

папа

бабушка

дедушка

Старший ребёнок-студент/студентка

Младший ребёнок -

школьник/школьница

мама

папа

бабушка

дедушка

Старший ребёнок-студент/студентка

Младший ребёнок -

школьник/школьница

Фамилия: ________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка:

Моё предложение:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Фамилия: ________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка:

Моё предложение:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Фамилия: ________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка:

Моё предложение:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Фамилия: ________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка:

Моё предложение:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

IMG_256

IMG_256

IMG_256IMG_256IMG_256

Семейный бюджет

доходы

расходы

Зарплата мамы

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Пенсия   дедушки

Стипендия студента

Детские пособия

На продукты

На одежду и обувь

На оплату жилья

На книги, игрушки

На отдых

На развлечения

На лекарства

На транспорт

Доходы

Расходы

Зарплата папы

Зарплата мамы

Пенсия дедушки

Пенсия бабушки

Стипендия старшего сына (дочери)

Пособие на ребёнка

Пособие многодетной семье – 2 денежки

10 денежек

8 денежек

3 денежки

3 денежки

1 денежка

1 денежка

2 денежки

Оплата жилья –

Продукты  

Одежда, обувь

Бытовая химия

Предметы личной гигиены  

Транспорт (автобус, такси)

Кружки

Книги, игрушки

Лекарства  – 1 денежка (1 чел.)

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея

Посещение кафе/ресторана

Покупка велосипеда -  5 денежек  

Компьютерные игры

Карманные деньги

Отдых, поездка

3 денежки

3 денежки (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

2 денежки (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

2 денежки (1 чел.)

2 денежки (1 чел.)

7 денежек (1 чел.)

2 денежки (1 чел.)

1 денежка (1 чел.)

40 денежек (семья)

Итого: Доход семьи за месяц

Итого: Расход семьи за месяц

Советы по экономии семейного бюджета

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"

Интерактивный урок составлен по  учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассма...

Урок окружающего мира по теме: "Семейный бюджет"

Урок для учащихся  3 класса УМК "Перспектива".Урок решения  учебной  задачи. Предметные результаты, на уроке учащиеся должны усвоеть понятия : доходы, расходы, семейный бюджет....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейный бюджет"

Тема урока: «Семейный бюджет».Тип урока: усвоение новых знанийФорма урока: урок-практикум.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семе...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Семейный бюджет".

Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Конспект урока для 3 класса....