Урок по окружающему миру по теме "Семейный бюджет" с презентацией 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Главатских Надежда Анатольевна. Учитель начальных классов МБОУ « Кезская средняя общеобразовательная школа №1»
Предмет: Окружающий мир. Класс 3 . Учебник: Плешаков А.А.
Тема урока: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.
Продолжительность урока: (1урок - 45 мин.) Цель: - познакомить с понятиями: “семейный бюджет”, виды дохода – гонорар, прибыль, рента. Для чего нужно составлять семейный бюджет.
Задачи:
1)Определить, из чего складывается семейный бюджет. 2) Расширить словарный запас. 3) Учиться контролировать и корректировать свою работу. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация.
Дидактический материал: карточки самооценки ; карточки с терминами;
4 листа А3 с таблицами: доходы, расходы, сбережения для работы в группах
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; вырабатывать навыки работы в группе.
- Метапредметные: извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания;
- Предметные: контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Сформировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами». Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
- Работать с учебником, выполнять проблемные задания;
- Вырабатывать навыки работы в группе.
Ход урока
1.Актуализация знаний и мотивация (3 – 4 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Учитель: - Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
- Садитесь.
Всю работу сегодня будем оценивать по карточке: сами себя, сосед и учитель. За правильно выполненное задание ставим «5», за задания с 1 ошибкой «4». А если что – то ещё вызывает затруднения, ставьте - ?
(Приложение 1)
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются.
Садятся на места, настраиваются на урок. Знакомятся с картой самооценки.
Обсуждаем виды работ и критерии оценивания.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами говорили о … (государственном бюджете).
Что такое гос. бюджет?
(Слайд 1)
- Откуда государство получает доходы?
- Что такое налоги?
- На что государство расходует полученный доход?
(Слайд 2)
- Оцените свою работу
Учащиеся отвечают домашний материал. Ответы сверяются по слайдам на экране.
Оценивание своей работы и работы соседа по карточке.
2. Ориентировочный этап (4 -5 мин) Выявление места и причины затруднения, постановка темы урока. Учитель: - Спорят два школьника. Один говорит, что бюджет бывает только у государства, у семьи не бывает бюджета. И вообще, его бюджет не касается и не интересует. Пусть этим занимаются взрослые. Его товарищ считает, что дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи.
-Кто из них прав?
Работа в группе . Дети обсуждают вопросы в паре; затем в группе и высказывают свое мнение , аргументируют его.
3. Поисково-исследовательский этап (13 -15 мин)
Учитель:
- “Семейный бюджет” - вот тема урока.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Мы будем обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.
Вывешиваю на доску Цель и задачи урока
(Приложение 2)
(Слайд 3 )
Учитель: - Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
Работа в парах. Дети читают по карточкам с доски уже знакомые понятия и просматривают слайды. Бюджет семьи. Доходы семьи. Несколько учеников высказываются по заданным вопросам
Учитель: - Какие виды доходов могут быть ещё у семьи?
Работа по учебнику с.77 – 79. Несколько учеников высказываются по заданным вопросам.
- Какие новые виды доходов семьи вы узнали?
(Слайд 4)
Вывешиваю на доску новые термины (Приложение3)
Дети читают по карточкам с доски новые понятия:
Прибыль - получает работник от работы фирмы
или своего частного хозяйства
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Процент – за сбережения, которые хранятся в банке
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату
(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
(Приложение 3)
Учитель: - Сдает ли ваша семья что – нибудь в аренду?
Дети высказываются по вопросу.
- Есть вопросы по доходу семьи? Сделайте вывод – из чего складывается семейный бюджет.
Учащиеся делают вывод: семейный бюджет состоит из доходов всех её членов.
Учитель: - Оцените свою работу.
Работа в парах, группах. Оценивание своей работы и работы соседа по части доходы семьи.
Учитель: - Тогда давайте разберем расходы семьи. На что семья может тратить свои доходы?
(Слайд 5)
Учитель: - Как, по-вашему, на эти предметы семья тратится каждый день? Каждый месяц? Каждый год?
(Слайд 6 )
Дети высказываются по собственному жизненному опыту и работают со слайдом.
Учитель: - Какие расходы обязательны ежемесячно?
(Слайд 7 )
Работа по учебнику с.79
Учитель: - Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
Закрепление знаний по доходам и расходам семьи.
Учитель: - Оцените свою работу и работу соседа
Учитель: - А как вы полагаете, какой бюджет семьи правильный – где:
доходы = доходам;
доходы > расходов;
или доходы < расходов
(Слайд 9)
4. Физкультминутка (2 мин)
Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”.
Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети хлопают в ладоши 2 раза; нет – приседают.
5. Практический этап (9 – 10 мин)
Практический метод – выполнение задания по указанию. Творческое задание Учитель:- Если нет вопросов, попробуем составить бюджет конкретной семьи. - Сегодня у нас в гостях 4 условные семьи: (Приложение 4)
Учитель называет фамилии семей. Дети в группах встают, берутся за руки и говорят: «здесь» 1) Петровых 2) Соловьевых 3) Веселковых 4) Васильевых Петровы: папа и мама работают, получают за свой труд зарплату;дедушка и бабушка – пенсии;
дети: школьник – пособие, учащийся в институте – стипендию. Соловьевы: папа–предприниматель, владелец кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы; мама – врач, получает зарплату; бабушка – пенсию;
дети: посещает детский сад - пособие; школьник – пособие; учащийся колледжа – стипендию. Веселковы: мама работает на швейной фабрике – зарплата; папа – писатель, за свои книги получает авторское вознаграждение – гонорар; дети: двое посещают детский сад – пособие;
школьник – пособие
Васильевы: мама – продавец в аптеке, получает зарплату; папа – водитель такси, получает зарплату; дедушка и бабушка – пенсии; двое школьников – получают пособие.
(Слайд 10) Дети выбирают и записывают в свои таблицы- карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Заполняют столбик расходов и сбережения. Затем вывешивают свои работы на стене. Взаимопроверка работ: подсчет доходов и расходов.
6. Рефлексивно- оценочный этап (5 – 6 мин) Учитель: - Оцените свою самостоятельную работу Оценивание работы по оценочным листам Учитель: - Давайте попробуем сделать вывод по теме сегодняшнего урока.
Что же такое семейный бюджет? (Слайд 11)
Учащиеся делают выводы по теме урока.
Учитель: - Как вы понимаете выражение «правильное ведение хозяйства»?
(Слайд 12) Дети сравнивают свой вывод с выводом на слайде
Учитель: – Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» – это прежде всего умение экономить.
Высказывания детей. Учитель: - Как можно сэкономить на транспорте? (Слайд 13) Учитель: - На продуктах? (Слайд 14)
Учитель: - На одежде и обуви? (Слайд 15)
Учитель: - Выплату на коммунальные услуги? (Слайд 16)
Учитель: - И тогда обязательно найдутся деньги на культурно-развлекательные мероприятия и туристические поездки. (Слайды 17 - 19)
Учитель: - Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету?
- Оцените свою активность на протяжении всего урока, а также как вы проявили себя при работе в группе. Оценивание активности на уроке и умение общаться в группе в оценочных листах. Учитель: – Кто доволен своей работой сегодня на уроке? Поднимите большой палец руки.
7. Домашняя работа ( 3 мин) (Слайд 20) 1)стр.77 – 80 2)тетрадь стр.41 – 42 3) составить бюджет своей семьи на следующий месяц (Слайд 21)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс
Презентация к уроку по окружающему миру "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")
Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...
Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду. ...
Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.
Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....
Презентация к уроку по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс
Презентация к уроку "Кто такие рыбы?"...
Презентация к уроку по окружающему миру "Лесные опасности" во 2 классе
Презентация разработана к открытому уроку по окружающему миру по теме "Лесные опасности"....