Конспект урока по окружающему миру по теме: "Семейный бюджет".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ланг Светлана Валерьевна

Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Конспект урока для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet_3_klass.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

Окружающий мир 3 класс

Тема: «Семейный бюджет»

Разработал: Ланг Светлана Валерьевна

учитель начальных классов.

2022

Класс: 3.  

УМК: Школа России

Предмет: окружающий мир

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «Семейный бюджет»

Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия «Бюджет», «Доходы», «Расходы».

2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

4. Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова,  тесты “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемая методическая литература:  Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

План урока

Дети делятся на 3 группы (при входе в класс достают из мешочка- рубль, доллар, евро)

1. Орг. Момент. Мотивация (1 мин.)

Учитель: - Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте все встанем, повернемся к гостям и поприветствуем их улыбкой (дети улыбаются). Садитесь. Сегодня урок я хотела бы начать с игры. «Добрый день». Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем?

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

-Добрый день всем, кто сегодня чистил зубы!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

- Ребята, сегодня мы с вами будет работать в группах, правила работы в группах вам известны, а девиз нашей работы:

- Будем думать, рассуждать,

 И друг другу ……помогать.

2.Актуализация опорных знаний (4 мин.)

Учитель.- Сейчас мы вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и проведем блиц – опрос. У вас на столах лежат карточки. Я буду читать определение, а вы должны понять, о чем идет речь в этом определении и поднять руку,  находим у себя эту карточку и   любой член  команды, выходит и прикрепляет ее к доске.

- Готовы? Начинаем!

Блиц – опрос

1. Как называется вещь для хранения и ношения денег? (Кошелек).

2.Купля-продажа-это обмен, в котором участвуют…(Деньги).

3.Деньги, поступающие в казну государства – это… (Доход).

4.Как называются платежи, установленные государством для граждан и организаций? (Налоги).

5. Деньги, которые тратятся из казны государства - это… (Расходы).

6. Один из важных государственных расходов, участниками которого мы с вами являемся - это… (Образование).

Учитель - Ребята, посмотрите на доску, есть замечания? Может быть, кто-то желает что-то поправить? Какое слово получилось?  (БЮДЖЕТ).

3. Изучение нового материала (20 мин)

Постановка проблемы урока (5 мин.)

- Ребята, скажите, а с каким бюджетом вы уже знакомы? (Государственный бюджет).

- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов).

- А зачем государству нужен гос. бюджет? (Чтобы правильно и экономно вести хозяйство государства, развивать экономику).

-Ребята, а как вы думаете, может быть, бюджет другой, не государственный?

- Как называется этот бюджет? (бюджет завода, фирмы, есть бюджет  района.)

    -Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

-А почему вы так думаете? (Из чего складывается семейный бюджет?)

Ученики. В каждой семье есть доходы и расходы.

Учитель: Cформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока.

-Какую цель вы перед собой поставите сегодня?

-Итак, тема нашего урока «Семейный бюджет». Слайд 1.

Наша цель: Обсудить бюджет семьи,

                    Зачем он нужен и для чего?

                    Узнать, как можно распланировать его.

Учитель. Эти знания пригодятся вам в будущем? (да)

Учитель. Сейчас мы с вами встретимся с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:  Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Видеофрагмент.-1,5 мин.)

Ученики. (израсходовал деньги на не нужный в данное время года товар).

Учитель: А как вы думаете, почему он это сделал? (Не знал, как распределить правильно деньги).

-Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, чтобы  не оказаться на месте Шарика, эти знания пригодятся вам в жизни.

Объяснение нового материала. (15 мин)

 Учитель - Семейный бюджет, как и государственный, состоит из доходов и расходов. (Использую кластер-семейный бюджет на доске).  

Чтобы разобраться в этих понятиях мы пойдем в гости к зайчишке Ушастику. Его семья просит у нас помощи - помочь распределить их семейный бюджет Слайд 2. (семья Ушастика)

Жила-была большая лесная семья: Зайчиха-мама, заяц-папа и их дети-сын Джем-студент, Ушастик - дошкольник и доченька Лапа-малышка и еще с ними жили бабушка и дедушка. Однажды вечером вся семья собралась дома за ужином, и Ушастик рассказал о том, что его друга уже собрали в школу, купили пенал, портфель, школьную форму, другие принадлежности и Ушастику тоже захотелось. На что папа ответил сыну - сейчас разберемся.

Я приношу домой и отдаю маме деньги, которые мне платят на работе.

- Как вы думаете, как называется доход, который приносит папа? (зарплата, открываю на доске).

-Я приношу и отдаю маме 300 монет - сказал папа. Ребята, монеты-это сказочная денежная единица. Бабушка с дедушкой тоже приносят деньги в семейный бюджет по 50 монет. Раз их двое, значит, сколько будет монет? (100 монет).

-А как называются деньги, которые приносят бабушка и дедушка? (пенсия, открываю на доске).

Сын Джем, студент тоже сказал, что он помогает и приносит по 40 монет. – А что он получает? (стипендию, открываю на доске).

Мама Зайчиха сказала, что хоть она и не работает, а дома с маленькой дочкой, она получает на малышку -60 монет.

-Что это за доход? (пособие на ребенка, открываю на доске).

Эти доходы ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ. Их выплачивают семье каждый месяц. Но бывает, имеются  еще и некоторые другие виды доходов. Что это за виды доходов и за  что их получают, вы, ребята,  сейчас  узнаете самостоятельно, прочитав информацию на стр.70 учебника).

Работа с учебником (последний абзац)- Ребята, кто прочитает-поднимите руку.

-О каких видах доходов вы узнали из учебника? (ответы детей).

-Если папа  писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар. (Слайд 3)

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина. (Слайд 4)

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты (Слайд 5)

-А какие  НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДОХОДЫ могут быть? (премия, выигрыш, подарок). (Слайд 6)

-Ребята, давайте теперь посчитаем какой доход у семьи Ушастика (500 монет).

-Ура, обрадовался Ушастик, мне хватит монет, чтобы собраться в школу, но мама сказала, погоди, не торопись, надо подсчитать расходы.

Мама-Зайчиха сказала, что каждый месяц она тратит на питание 200 монет. (Открываю на доске - питание).

-Бабушка и дедушка сказали, что надо платить за жилье - 80 монет в месяц. (Открываю на доске - оплата жилья).

-Папе и сыну студенту надо каждый день добираться на автобусе до работы и учебы. Это какой расход? (транспортный). На него надо оставлять-50 монет.

-Ушастик ходит на футбольную секцию-это еще 20 монет (на кружки и спортивные секции для детей). Это запланированные расходы, которые планирует семья на каждый месяц.

-А как вы думаете, бывают незапланированные расходы? Какие? (лечение, поломка телефона и т.д.) Эти расходы называются непредвиденные расходы (открываю на доске).

- Ребята, подсчитайте расходы (350 монет). Тут папа сказал, ну что, подсчитаем баланс. Что такое баланс? Как его высчитать? (из дохода вычесть расход).

-Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем. Посмотрите, у вас на столе есть карточка-словарик. Прочитайте, что такое баланс семьи (это расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами.)

-Итак, наш баланс чему равен?(150 монет).

ФИЗМИНУТКА.

-Давайте отдохнем, прошу всех встать.  Игра «Доход-расход».

Если то, что я назову, является доходом - хлопаем, если же расходом  - топаем.

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая огурцов — Д.

Нашли 100 рублей — Д.

Порвались брюки — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

Папа получил премию – Д.

Сломался телефон – Р.

-Мы с вами отдохнули и продолжаем работу.

 Закрепление изученного (практическое задание). (10 мин).

-Ребята, сейчас на оставшиеся 150 монет вам надо собрать Ушастика в школу и выполнить проект. (Слайд 7) На партах в каждой группе есть конверт. Открываем конверт, достаем картинку с Ушастиком и картинки со школьными принадлежностями (портфель, обувь, одежда, пенал и т.д.). Вам необходимо приклеивать выбранные школьные принадлежности рядом с Ушастиком на плакат. Обратите внимание, что на каждой карточке есть цена.

-Затем подсчитайте итог и напишите на плакате внизу. У кого все будет готово можете выйти и прикрепить свой проект на доску.

-Учитель подводит итог – какая группа сколько потратила. (Группа которая собрала на 150 монет сколько заработали, столько и потратили Д=Р. Группа в которой меньше потратили образовалась экономия. Экономия – бережливое ведение хозяйства. Если есть экономия, что можно сделать в этом случае?

(отложить сбережения.)

 Группа, которая потратила больше чем 150 монет Д меньше чем Р. (Дефицит, нехватка средств.) Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами.

-Что нужно сделать, когда средств не хватает? (или что-то убрать или экономить на чем-то).

-На чем мы можем экономить? (на сладостях, на транспорте-пешком пройтись, экономить свет и воду, бережно относиться к обуви и одежде).

(Слайд 8) – Итак, запоминаем:

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

Доходы > Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Контроль знаний. Обратная связь. (5 мин.)

- Получилось ли у нас собрать Ушастика в школу? Молодцы, ребята, хорошо поработали. Осталось проверить свои знания.

Выполнение небольшого теста.

Подведения итогов занятия

Итак, давайте подведем итог.

-Из чего складывается семейный бюджет?

-Зачем нужно планировать семейный бюджет?

-Научились ли вы его планировать?

Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

-Сегодня мы  с вами просто поиграли в семейный бюджет. А ваши родители, не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.

После нашего урока вы сможете помогать родителям, планировать ваш семейный бюджет.

Домашнее задание.

Представьте, что вам подарили на день рождения 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

Рефлексия. «Светофор» 

Учитель: Ребята, а сейчас каждый оцените свою работу на занятии. У вас на столе лежат кружочки - красный, желтый и зеленый. Вам нужно выбрать только один цвет: зеленый – я всё выполнял правильно и могу идти дальше,  желтый – я всё хорошо понял,  но мне надо быть более внимательным,  красный - мне ничего не понятно и  нужно ещё поработать.  Покажите, что вы выбрали.

 - Спасибо вам за урок. Молодцы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейный бюджет"

Тема урока: «Семейный бюджет».Тип урока: усвоение новых знанийФорма урока: урок-практикум.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семе...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Государственный бюджет"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Государственный бюджет»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о понятиях «налоги», «доходы» и «...

урок по окружающему миру на тему: «Семейный бюджет» 3 класс по учебнику Плешакова

Урок был дан в рамках методической недели по теме "Финансовая грамотность"...