Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Интерактивный урок составлен по учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассматриваются разные формулы семейного бюджета. Разнообразный, интересный материал активизирует деятельность каждого ученика на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, проведённый по сингапурской методике в 3 В классе МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района Республики Татарстан
Учитель Ахунова Гузель Габделхаевна
Тема: «Семейный бюджет».
Тип урока: изучение новой темы.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
- ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом;
- формировать представление о структуре семейного бюджета;
- повторить изученные экономические понятия “бюджет”, “доход”, “расход” и
- познакомить с новыми понятиями “накопление”, “экономия”, "дефицит", “прибыль».
– развивающая
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
- формировать умение работать в группе;
- воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
Оборудование: интерактивная доска, смарт-презентация, карточки-«углы», карточки у каждого (проверка д/з , для структуры Quiz- Quiz –Trade), раздаточный материал (список товаров, список состава семьи), тесты.
Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке.
Домашнее задание: Практическое.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учеников друг друга.
- Поприветствуйте партнёров по плечу, партнёров по лицу и гостей.
2. Проверка домашнего задания. ( Структура Quiz- Quiz –Trade) ( з раза)
а) У каждого ученика карточки со скрытыми ответами по теме прошлого урока «Государственный бюджет». Дети встают, поднимают руку , ищут ближайшую пару. Ученик А опрашивает ученика В, благодарит. Затем меняются ролями. Ученик В благодарит ученика А . Ученики меняются карточками и переходят к другим освободившимся. Затем садятся на места.
Вопросы на карточках:
– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)
– Какой предмет можно нарисовать, чтобы изобразить бюджет? (кошелёк)
– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
– Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)
– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
- Кто платит налоги государству? (граждане и государство)
- Откуда государство получает доходы? (граждане и государство платят налоги )
- На что тратит государство деньги в образовании? ( зарплата учителям, стипендии студентам, на содержание школ, детских садов, институтов)
- На что государство расходует деньги? (на образование, на здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий).
- Прямой обмен одних товаров на другие? (бартер).
- Как называется плата за работу? (заработная плата).
- Деньги, которые откладывают на будущее? (сбережения).
- План доходов и расходов государства? (государственный бюджет).
б) Итоговая проверка д/з учителем по вопросам:
- Что такое и из чего же складывается государственный бюджет? Отвечает стол … №…
- Откуда же государство получает доходы? Отвечает стол … №…
- На что государство расходует деньги? Отвечает стол … №…
3.Постановка проблемы урока.
- Подумайте, а может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
- Обсудите это с партнёром по плечу.
- Отвечает стол №… №…
-Обсудите в группе, как мы назовём тему нашего урока?
- Отвечает стол №… №… СЛАЙД 1
-Вы уже знаете, что такое государственный бюджет и из чего складывается.
-А теперь подумайте и обсудите с партнёром по лицу, что такое семейный бюджет и из чего складывается?
- Отвечает стол №… №…
СЛАЙД 1 ( открываю ответы)
4. Изучение нового материала.
1) Сказка.
- А сейчас мы на некоторое время попадём в сказку, слушайте внимательно.
СЛАЙД 2
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.
– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.
– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.
Мальчики посмотрели на него с уважением.
Дедушка и бабушка в стороне не остались.
– Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.
-Наша малышка тоже получает денежки - пособие на ребенка,- добавила Муха-Цокотуха.
-А теперь на калькуляторе №1 посчитайте доход семьи Мухи-Цокотухи:
СЛАЙД 3
ДОХОД |
заработная плата – 1500 денежек пенсия – 600 денежек стипендия – 200 денежек пособие – 200 денежек ИТОГО: (дети записывают) 2500 денежек |
– Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!
Муха взяла листок и написала “Расход”.
– У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
– Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
– За детский сад еще нужно 100 денежек.
Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.
– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.
А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.
Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.
– Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс.
Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.
СЛАЙД 4
- Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек).
СЛАЙД 5
-Повторите за ним его действия. (Дети вычисляют доход-расход)
– Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!
– Это не “самокатные” денежки, а наши накопления.
СЛАЙД 5 – открываю слово НАКОПЛЕНИЯ
Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.
2) Работа по теме урока.
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов хотя бы приблизительный. А это и есть бюджет. Если не распределять бюджет, могут произойти разные неприятности (чтение ситуации о распределении своих доходов по учебнику на стр. 77-78 )
5. Работа по учебнику (с. 77–79) Дети вслух читают текст в учебнике.
- Читаем с 3 абзаца
– Запишите у себя на листочках, о каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)
1 листок на стол. Дети по очереди записывают один вид и передают листок следующему.
Отвечают №…
СЛАЙД 6 , открываю слова по мере их озвучивания детьми ( выручка, прибыль , гонорар, процент по вкладу.)
6. Практическая работа.
1) Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.
А) Доходы. (Timed Round Robin-20 секунд ) . 6 СЕМЕЙ
– На уроке у нас сегодня шесть групп – шесть семей и состав этих семей будет разный.
-Подумайте, какие доходы могут поступать в ваш семейный бюджет?
1 группа- 4 человека( мама, папа, сын и дочь- школьники)
2 группа- 4 человека ( папа, мама, сын-студент, дочь-школьница)
3 группа- ( мама, дочка-ученица)
4 группа- 6 человек (папа-писатель, мама, бабушка, дедушка,дочь-студентка,1 сын- школьник )
5 группа- 3 человека (мама, бабушка, дочка-ученица)
6 группа- 5 человек ( папа-предприниматель, мама, бабушка, 2 сына- школьника)2 человека
Структура Timed Round Robin ( у каждого карточка с членами семьи в одной графе и названиями доходов в другом, дети их соединяют их карандашом. Каждый по очереди в течении 20 сек. высказывается).
- Будут отвечать с каждого стола №…
СЛАЙД 7 ( выводить на экране состав семьи)
Б) Расходы. Обсуждает вся группа, делает выбор. ( У каждой семьи карточка своего цвета)
– Теперь вы одна семья. Дайте своей семье необычную фамилию, подходящую к нашей теме. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет и в графе ваш выбор поставьте знак «+».
Список товаров и услуг | ||
Товар или услуга | Цена, руб | Ваш выбор |
Лекарства | 5 | |
Продукты | 50 | |
Одежда | 10 | |
Обувь | 10 | |
Бытовая химия | 4 | |
Транспорт | 10 | |
Велосипед | 15 | |
Музыкальная (спортивная) школа | 10 | |
Книги | 5 | |
Компьютер | 40 | |
Игрушки | 5 | |
Платежи и налоги | 30 | |
Диски с мультфильмами | 6 | |
Посещение цирка | 6 | |
Посещение боулинга | 7 | |
Туристическая поездка | 80 | |
Поход в кино | 4 | |
Мороженое, конфеты | 5 | |
Фрукты | 8 | |
ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА | ||
( >, < , = ) | ||
ДОХОД | ? | РАСХОД |
Бюджет= 100 рублей | ? |
-Теперь вы подсчитайте расходы.
№1 работает на калькуляторе, №2 помогает и проверяет его.
№3 диктует, №4 помогает и проверяет его.
– Запишите результат в графу расходы.
-Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
7. Первичное закрепление нового материала. Структура УГЛЫ.
1) – Подойдите к тому углу, который соответствует вашей формуле.
(Каждая «семья» выбирают тот угол, который совпадает с их получившейся формулой).
- доход = расход
- доход < расход
- доход > расход
-Выберите в каждой семье, кто хочет поделиться?
(представителя каждой семьи высказываются)
2) Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии
СЛАЙД 7Формулы:
доход= расход
доход< расход
доход> расход
– Подумайте какая формула будет лучшей?
- Образуйте пару не из своей семьи и обсудите это.
- Кто хочет высказаться?
- Давайте «поцелуем» наш мозг, мы славно поработали.
-Спасибо, садитесь на места. (дети садятся на места).
8. Советы экономии.
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы. Например, премия, наследство выигрыш. А также могут быть и непредвиденные расходы (болезнь, несчастье)
9. Задание «Рассыпанные пословицы»
– Для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы, нужно много трудиться. Составьте пословицы о труде.
-Работает вся группа, отвечают №…
СЛАЙД 9 появляются пословицы.
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит. Без хорошего труда нет плода.
От труда здоровеют, а от лени болеют. Терпенье и труд все перетрут.
10. ТЕСТ. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
-ПАРТНЁРЫ ПО ЛИЦУ ОБМЕНЯЙТЕСЬ ЛИСТОЧКАМИ,
-ПРОВЕРЬТЕ,
-ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, ЧЕЙ ПАРТНЁР ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ БЕЗ ОШИБОК)
Тест
Вопрос | Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? | а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… | я) расходы; е) проценты; ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение – это… | б) зарплата; г) налог; д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… | ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль |
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… | е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… | т) доходов; п) расходов; к) гонорара |
–Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет).
– Абсолютно верно! Молодцы!
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните мизинец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – безымянный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах –указательный, кому урок понравился- большой палец.
– Всем спасибо за работу на уроке! ЧИР «САЛЮТ»
12. Домашнее задание. – Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов. Составьте список расходов своей семьи за 1 день. Благодарю вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...