Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Интерактивный урок составлен по  учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассматриваются разные формулы семейного бюджета. Разнообразный, интересный материал активизирует деятельность каждого ученика на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, проведённый по сингапурской методике в 3 В классе МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района Республики Татарстан

Учитель Ахунова Гузель Габделхаевна

Тема: «Семейный бюджет».

Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

  • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи,  семейным бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • повторить изученные экономические понятия “бюджет”, “доход”, “расход” и
  • познакомить с новыми понятиями “накопление”, “экономия”, "дефицит", “прибыль».

– развивающая

развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

– воспитательные:

  • формировать умение работать в группе;
  • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование: интерактивная доска, смарт-презентация, карточки-«углы», карточки у каждого (проверка д/з , для структуры Quiz- Quiz –Trade), раздаточный материал (список товаров, список состава семьи), тесты.

Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке.

Домашнее задание: Практическое.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учеников друг друга.

- Поприветствуйте партнёров по плечу, партнёров по лицу и гостей.

2. Проверка домашнего задания. ( Структура Quiz- Quiz –Trade) ( з раза)

а) У каждого ученика карточки со скрытыми ответами по теме прошлого урока «Государственный бюджет». Дети встают, поднимают руку , ищут ближайшую пару. Ученик А опрашивает ученика В, благодарит. Затем меняются ролями. Ученик В благодарит ученика А . Ученики меняются карточками и переходят к другим освободившимся. Затем садятся на места.

 Вопросы на карточках:

– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)

– Какой предмет можно нарисовать, чтобы изобразить бюджет? (кошелёк)

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

- Кто платит налоги государству? (граждане  и государство)

- Откуда государство получает доходы? (граждане  и государство платят налоги )

- На что тратит государство деньги в образовании? ( зарплата учителям, стипендии  студентам, на содержание школ, детских садов, институтов)

- На что государство расходует деньги? (на образование, на здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий).

- Прямой обмен одних товаров на другие? (бартер).

- Как называется плата за работу? (заработная плата).

- Деньги, которые откладывают на будущее?  (сбережения).

- План доходов и расходов государства? (государственный бюджет).

б) Итоговая проверка д/з учителем по вопросам:

- Что такое и из чего же складывается  государственный бюджет? Отвечает стол … №…

- Откуда же государство получает доходы? Отвечает стол … №…

- На что государство расходует деньги? Отвечает стол … №…

3.Постановка проблемы урока.

- Подумайте, а может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Обсудите это с партнёром по плечу.

- Отвечает стол №… №…

-Обсудите в группе, как мы назовём  тему нашего урока?

- Отвечает стол №… №…     СЛАЙД 1

-Вы уже знаете, что такое  государственный бюджет и из чего складывается.

-А теперь подумайте и обсудите  с партнёром по лицу, что такое семейный бюджет и из чего складывается?

- Отвечает стол №… №…

СЛАЙД 1 ( открываю ответы)

4. Изучение нового материала.

1) Сказка.  

- А сейчас мы на некоторое время попадём в сказку, слушайте внимательно.

СЛАЙД 2

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.

– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.

Мальчики посмотрели на него с уважением.

Дедушка и бабушка в стороне не остались.

– Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.

-Наша малышка тоже получает денежки - пособие на ребенка,- добавила Муха-Цокотуха.

-А теперь на калькуляторе №1  посчитайте  доход  семьи Мухи-Цокотухи: 

СЛАЙД 3

                               ДОХОД

заработная плата – 1500 денежек

пенсия –                    600 денежек

стипендия –              200 денежек

пособие –                  200 денежек

ИТОГО: (дети записывают) 2500 денежек

 – Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!

Муха взяла листок и написала “Расход”.

– У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

– Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

– За детский сад еще нужно 100 денежек.

Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.

– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

– Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс.

Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

СЛАЙД 4  

- Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек). 

СЛАЙД 5

-Повторите за ним его действия. (Дети вычисляют доход-расход)

– Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!

– Это не “самокатные” денежки, а наши накопления.

СЛАЙД 5 – открываю слово НАКОПЛЕНИЯ

Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.

2) Работа по теме урока.

- Чтобы  правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов хотя бы приблизительный. А это и есть бюджет. Если не распределять бюджет,  могут произойти разные неприятности (чтение ситуации о распределении своих доходов по учебнику на стр. 77-78 )

5. Работа по учебнику (с. 77–79) Дети вслух читают текст в учебнике.

- Читаем с 3 абзаца

– Запишите у себя на листочках, о каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)

1 листок на стол. Дети по очереди записывают один вид и передают листок следующему.

Отвечают №…

СЛАЙД 6 , открываю слова по мере их озвучивания детьми ( выручка, прибыль , гонорар, процент по вкладу.)

6.  Практическая  работа. 

1) Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. 
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

 

А) Доходы. (Timed Round Robin-20 секунд ) . 6 СЕМЕЙ                                  

                            

– На уроке у нас сегодня шесть групп – шесть семей и состав этих семей будет разный.

-Подумайте, какие доходы могут поступать в ваш семейный бюджет?

1 группа- 4 человека( мама, папа, сын и дочь- школьники)

2 группа- 4 человека ( папа, мама, сын-студент, дочь-школьница)

3 группа- ( мама, дочка-ученица)

4 группа- 6 человек (папа-писатель, мама, бабушка, дедушка,дочь-студентка,1 сын- школьник )

5 группа- 3 человека (мама, бабушка, дочка-ученица)

6 группа- 5 человек ( папа-предприниматель, мама, бабушка, 2 сына- школьника)2 человека

Структура Timed Round Robin ( у каждого карточка с членами семьи в одной графе и названиями доходов в другом, дети их соединяют их карандашом. Каждый по очереди в течении 20 сек. высказывается).

- Будут отвечать с каждого стола №…

СЛАЙД 7 ( выводить  на экране состав семьи)

Б) Расходы. Обсуждает вся группа, делает выбор. ( У каждой семьи карточка своего цвета)

– Теперь вы одна семья. Дайте своей семье необычную фамилию, подходящую к нашей теме. У вас есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет и в графе ваш выбор поставьте знак «+».

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб

Ваш выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

10

Бытовая химия

4

Транспорт

10

Велосипед

15

Музыкальная (спортивная) школа

10

Книги

5

Компьютер

40

Игрушки

5

Платежи и налоги

30

Диски с мультфильмами

6

Посещение цирка

6

Посещение боулинга

7

Туристическая поездка

80

Поход в кино

4

Мороженое, конфеты

5

Фрукты

8

ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

( >,  < , = )

ДОХОД

?

РАСХОД

Бюджет= 100 рублей

?

-Теперь вы подсчитайте расходы.

№1 работает на калькуляторе, №2 помогает и проверяет его.

№3 диктует, №4 помогает и проверяет его.

– Запишите результат в графу расходы.

 

-Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

7. Первичное закрепление нового материала.  Структура УГЛЫ.

1) – Подойдите к тому углу, который соответствует вашей формуле.

(Каждая «семья»  выбирают тот угол, который совпадает с их получившейся формулой).

  1. доход = расход
  2. доход < расход
  3. доход > расход

-Выберите в каждой семье, кто хочет поделиться?

(представителя каждой  семьи высказываются)

2) Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии

СЛАЙД 7Формулы:

доход= расход

доход< расход

доход> расход  

Подумайте какая формула будет лучшей?

- Образуйте пару не из своей семьи и обсудите это.

- Кто хочет высказаться?

- Давайте «поцелуем» наш мозг, мы славно поработали.

-Спасибо, садитесь на места. (дети садятся на места).

8. Советы экономии.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы. Например,  премия, наследство выигрыш. А также могут быть и  непредвиденные расходы (болезнь, несчастье)

9. Задание «Рассыпанные пословицы»

–  Для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы, нужно много трудиться. Составьте пословицы о труде.

-Работает вся группа, отвечают №…

СЛАЙД 9 появляются пословицы.

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.     Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит.               Без хорошего труда нет плода.

От труда здоровеют, а от лени болеют.             Терпенье и труд все перетрут.

10.  ТЕСТ. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

-ПАРТНЁРЫ ПО ЛИЦУ ОБМЕНЯЙТЕСЬ ЛИСТОЧКАМИ,

-ПРОВЕРЬТЕ,

-ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ,  ЧЕЙ ПАРТНЁР ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ БЕЗ ОШИБОК)                                  

 Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

–Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет).

– Абсолютно верно! Молодцы!

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните мизинец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – безымянный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах –указательный,  кому урок понравился- большой палец.

– Всем спасибо за работу на уроке! ЧИР «САЛЮТ»

12. Домашнее задание. – Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов. Составьте список расходов своей семьи за 1 день. Благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...