Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семейный бюджет.
Цели: Формирование у учащихся понятие о семейном бюджете.
Развитие мыслительных операций, внимания, воображения, речи обучающихся.
Воспитание доброты, дружелюбия, бережного отношения к близким.
Оборудование: учебник, записи на доске, тетрадь с тестами, раздаточный материал.
Ход урока.
Мобилизующая часть урока.
Приветствие, посадка.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на работу.
Проверка домашнего задания.
Тестирование. Фронтальная проверка результатов.
Работа над новым материалом.
Читает подготовленный обучающийся:
Маму в магазин провожает сын,
Пять копеек он ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на пять копеек ничего не купишь)
- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег.)
- Сегодня мы поговорим о том, из чего складывается семейный бюджет.
- Из чего могут складываться доходы семьи? (по ходу того, как дети дают ответы, вывешиваю таблички на доску)
Доходы: Зарплата Пенсия Стипендия Пособие |
(в середине – физминутка).
- А теперь мы разделимся на пары. Каждая пара-семья получает таблицу расходов. Вы отмечаете то, на что будут потрачены семейные доходы.
Список товаров и услуг
Товар или услуга | Цена, руб. | Ваш выбор |
Лекарства | 5 |
|
Продукты | 50 |
|
Одежда | 10 |
|
Обувь | 10 |
|
Бытовая химия | 4 |
|
Транспорт | 10 |
|
Велосипед | 15 |
|
Музыкальная (спортивная) школа | 10 |
|
Книги | 5 |
|
Компьютер | 40 |
|
Игрушки | 5 |
|
Платежи и налоги | 30 |
|
Диски с мультфильмами | 6 |
|
Посещение цирка | 6 |
|
Посещение боулинга | 7 |
|
Туристическая поездка | 80 |
|
Поход в кино | 4 |
|
Мороженое, конфеты | 5 |
|
Фрукты | 8 |
|
– Выслушаем, что у вас получилось.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
- Поставьте галочки в своих рабочих листах напротив тех пунктов расходов, которые вы считаете обязательными.
- На доске список расходов. А теперь давайте выберем из всех расходов самые важные. (ребёнок убирает карточку и объясняет свой выбор).
Расходы
игрушки
продукты питания
одежда
школьные принадлежности
квартплата
плата за электроэнергию
сладости
плата за газ
лекарства
плата за телефон
туристическая путёвка
непредвиденные расходы
- Как вы думаете, что такое «непредвиденные расходы»?
-Отметьте свою формулу галочкой и подчеркните формулу, которая будет наилучшей? Объясните почему?
Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
(в середине – физминутка).
Закрепление.
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? ( премия, наследство.)
– А непредвиденные расходы? ( болезнь, несчастье.)
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? ( если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)
– На чем можно сэкономить? (сладости и излишества в еде;
транспорт (использование проездного билета);
коммунальные услуги (экономия электричества);
одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет | Ваш выбор |
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов |
|
Уходя из дома, выключайте свет |
|
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику |
|
Бережно относитесь к своим вещам |
|
Чаще пользуйтесь услугами такси |
|
После похода в магазин оставляйте сдачу себе |
|
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы |
|
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону |
|
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (нужно много трудиться).
Самостоятельная работа.
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.
Тест
Вопрос | Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? | а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… | я) расходы; е) проценты; ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение – это… | б) зарплата; г) налог; д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… | ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль |
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… | е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… | т) доходов; п) расходов; к) гонорара |
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)
– Абсолютно верно! Молодцы!
– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам для поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути
Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что больше всего запомнилось?
- Что нового для себя вы извлекли?
– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто будет пользоваться новыми знаниями – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
Выставление отметок.
Дом.задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...