Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дарья Александровна Елисеева

Тема урока: «Семейный бюджет».

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семейным бюджетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Школа России»; 3 класс А.А.Плешаков

Тема урока: «Семейный бюджет».

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству учащихся с семейным бюджетом.

Задачи:

Предметные: содействовать усвоению умений объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать формированию способностей к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательного отношения к окружающим, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к чужому мнению; мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метопредметные задачи:  способствовать формированию УУД:

а) регулятивные – понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

б) познавательные – понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

в) коммуникативные – включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.

Оборудование урока: учебник окружающий мир 3 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, распечатка таблицы, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Орг. момент

1 мин

Здравствуйте дети, я надеюсь, что вы все готовы к уроку, настроены на плодотворную работу и будете получать только хорошие оценки.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Эмоциональный настрой

Проверка д/з

5 мин.

-Ребята, на дом вам было задано прочитать текст на стр. 71-74 в учебнике, № 3 и 4 стр. 47-48.

Проверяют домашнее задание.

Опрос

Актуализация опорных знаний

2 мин.

- Что такое государственный бюджет?

-Как называются деньги, которые в него поступают?

-Как называются деньги, которые тратят?

-Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?

-Расскажите о своей сказочной стране и ее бюджете.

Отвечают на вопросы.

Фронтальный опрос

Самоопределение к деятельности

2 мин

- Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства, вы все в нем живете.  Кто знает, как называется это маленькое государство?

- Сформулируйте тему урока. 

( «Семейный бюджет»)

Формулируют тему уроку.

Опрос, слайд 1.

Изучение нового материала

25 мин

Беседа

- Из чего складывается государственный бюджет?

- А семейный?

- Сейчас мы разделимся на группы по 6 человек.

- Ваша группа – это отдельная семья. Распределите роли, выберите фамилию вашей семьи.

-Кто в вашей семье зарабатывает деньги?

-Сейчас я вам раздам таблицы, посмотрите на них.

Доходы

Расходы

Зарплата папы

10 денежек

Оплата жилья

3 денежки

Зарплата мамы

6 денежек

Транспорт

1 денежка

Пенсия дедушки

3 денежки

обучение

1 денежка (1 чел.)

Пенсия бабушки

3 денежки

Продукты

6 денежек

Предметы личной гигиены

1 денежка (1 чел.)

Одежда

3 денежки (1 чел.)

Книги, игрушки

1 денежка (1 чел.)

Посещение театров, музеев

1 денежка (1 чел.)

Отдых

30 денежек (семья)

- Что такое доход семьи? (деньги, заработанные членами семьи за месяц)

-Сосчитайте доход вашей семьи.

- Что такое расход семьи? (деньги, расходуемые членами семьи за месяц)

- Сосчитайте расходы вашей семьи.

-Давайте подведем баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? Если остались, то это экономия бюджета. Если не остались, то это дефицит бюджета.

-Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним.

-Если образовался дефицит бюджета, что можно сделать? (нужно экономить)

-На чем? (беречь воду, электроэнергию, не выбрасывать, а доедать пищу, беречь одежду и обувь)

- Если появилась экономия бюджета, что можно сделать? (положить деньги в банк)

-Существуют ли виды доходов, которые нельзя запланировать? (премия, лотерея)

-Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (болезнь)

-Прочитайте в учебнике текст на стр. 77.

- О каких новых видах доходов вы узнали?

- Что такое прибыль? Как вы понимаете?

- Что такое гонорар? Объясните.

- Что такое процент по вкладу, банковский процент?

Делятся на команды, отвечают на вопросы, выполняют расчеты, составляют рассказ о бюджете семьи, а затем выступают. Читают материал в учебнике, отвечают на вопросы.

Работа по учебнику, групповая работа, беседа, опрос, слайд 2-3.

Физкультминутка

1 мин

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Выполняют упражнения.

Слайд 4

Первичное усвоение материала

2 мин.

-Откройте стр. 48 в рабочей тетради № 1.

-Прочитайте задание.

-С помощью учебника сформулируйте и запишите определения:

Доходы семьи – это…

Расходы семьи – это…

Семейный бюджет – это…

-Давайте проверим, что вы написали.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, индивидуальная работа.

Закрепление изученного материала

5 мин

-Откройте стр. 48 в рабочей тетради № 2.

-Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

-Соедините стрелками то, из чего складывается доход в вашей семье.

- Покажите стрелками расходы семьи.

-Где стрелок получилось больше – в доходах или расходах? Какой вывод нужно сделать?

-Что произойдет, если расходы превысят доходы? (нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы).

-Посмотрите на № 3 стр. 49.

-Составьте бюджет для семьи Сережи и Нади.

-Выполните это задание в парах.

-Давайте проверим, какой бюджет вы составили?

Выполняют упражнения в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, индивидуальная работа, работа в парах.

Рефлексия

1 мин

Предлагает закончить следующие фразы своими словами:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Я научился(ась)…
  • Мне было интересно…

   ─    Мне было трудно…

Учащиеся выбирают одну из фраз и отвечают на нее.

Слайд 5.

Итог урока

1 мин

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как вы думаете, те знания, которые мы использовали сегодня пригодятся нам?

Отвечают на вопросы.

Информация о д/з

1 мин

- Ребята, на дом вам будет задано:

Прочитать текст на с. 75-78, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 78, № 4-6 с. 49-50 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру "Государственный бюджет"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Государственный бюджет»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.

Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство.  Личностные УУД  ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...