Конспект урока окружающего мира "Как живут растения"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)

Предметная область: «Окружающий мир».
УМК: программа «Школа России» 1 класс.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Как живут растения?»
Цель: расширить представления о жизни растений и условиях, необходимых для их жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- осознание необходимости бережного отношения к растениям;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний; 
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
 коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);
- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний;
-  формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- слушать и понимать речь других; 
- оформлять свои мысли в устной форме. 
регулятивные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; 
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить учащихся с условиями жизни растений, в том числе комнатных;
- расширить представления о растениях;  
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация «Как живут растения»»; учебник  под ред. А.А. Плешакова; тематическая видео-физкультминутка; ножницы; клей; для практичческой работы (тряпочки, грабли, лейка, комнатное растение)
 
Планируемые результаты: учащиеся узнают условия, необходимые для жизни растений, чем растения отличаются от коматных растений; научатся ухаживать за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

№ п\п время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап

Эмоциональный настрой на урок

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой для работы на уроке.

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

-Ребята, к какому празднику мы с вами готовимся? (Новый год)

У вас на парте лежит елочка (Приложение 1), во время урока вы будете выполнять задания, получать награду, чтобы украсить лесную красавицу.

Учащиеся организуют свое рабочее место.

Настраиваются на работу

•Регулятивные УУД:

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

*Личностные результаты:

- повышение уровня мотивации учебной деятельности;

2 этап

Актуализация знаний

Проводит беседу на ранее изученную тему.

Контролирует правильность ответов учеников

Приложение 2 – Презентация 

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли наши помощники муравей Вопросик и Мудрая черепаха.  Они пришли не с пустыми руками. Посмотрим что у них.

Слайд 2  

    - Муравей предлагает разгадать ребус, посмотрите на экран и скажите ответ. (Растение)

  • Да, это растение. Какие растения вы знаете? К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (Комнатные)
  • Вспомним, какие части растения мы знаем. (Корень, стебель, листья, цветок, плод)

Слайд 3. Приложение 3

  • Возьмите карточку. Соедините часть растения с его названием.

На выполнение работы дается несколько минут, каждый работает самостоятельно.

Слайд 4.

-Проверим, как вы выполнили задание.  

Ученик выходит к доске, соединяет название с частью растения. Остальные проверяют.

  • Если вы все правильно соединили,  то приклейте на елку оранжевый шарик, если допустили ошибку - серую.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее изученный материал

•Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

3 этап

Формулирование темы и задач урока

Подталкивает учащихся к формулировке темы, цели,  задач урока

 – Мы с вами неспроста вспомнили о растениях. Как вы думаете почему?

Предположите о чем мы будем говорить сегодня на  уроке? (О растениях).

Слайд 5 - Приложение 4

  • Прочитайте тему нашего урока (Как живут растения?)
  • Наша цель будет узнать как живут растения.

Слайд 6

  • Прочитаем  задачи на экране. Подумайте, какие задачи подойдут

нам.  Назовите задачи нашего урока. (Учиться слушать учителя и своих одноклассников, учиться ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за развитием растения)

  • Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что

с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.

  • Я предлагаю вам   стать исследователями. Это значит надо

внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы выполним все поставленные задачи.

Формулируют тему, знакомятся с задачами урока.

•Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

•Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

•Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4 этап

Изучение нового материала

Формулирует задание

Контролирует выполнения работы

Подводит обучающихся к выводу о том, как живут растения, и как ухаживать за  комнатными растениями.

  • Чтобы узнать о жизни растений Мудрая черепаха хочет рассказать вам сказку. Послушайте ее.

Приложение 5.

Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец,

усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад,в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее

растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краев в тёмном замке поселился злой волшебник.

Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он

ненавидел, когда люди радовались. И вот однажды, когда король

любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал,снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие

растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы,

король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля. Выполнив своё злое дело, он вернулся к себе в замок.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом

валялись сломанные деревья, цветы, кустарники — всё погибло. Но одно

семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому

волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок.

Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и

наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. «Какую боль я причинил бедному королю! Ведь в растениях вся его жизнь,— подумал волшебник.

— Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, бор ются за

свою жизнь».

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: «Пусть вся земля будет

усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок,

появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!»

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады.

  •  Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник

изменился?

  • Вспомните, как росло единственное выжившее после урагана

растение. Что с ним происходило? (Из семечка появился росток, он рос, развивался. Затем появились листики, плоды, цветы).

  • Проверим, как каждый из вас запомнил порядок роста растения.

Возьмите карточку (Приложение 6), пронумеруйте порядок развития растения.

На выполнение работы дается несколько минут.

 - Проверим выполнение задания. Слайд 7

Ученики выходят к доске, показывая порядок роста растения. Остальные проверяют.

  • Если вы все правильно соединили,  то приклейте на елку

красный  шарик, если допустили ошибку - фиолетовый.

  • Опираясь на наше исследование, можем ли мы предположить, что растения живые?

Посмотрим видео (Приложение 7) и сформулируем подтверждение нашему предположению.

  • Что нам говорит о том, что растение живое? (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает) (Приложение 8)

(Учитель выстраивает схему на доске)

  • Ребята, что повлияло на то, что семечко проросло, какие нужны условия для их жизни? (свет, вода и тепло) (Приложение 9)
  • Откуда в природе растения получают свет и тепло? (Солнце)
  • За счет чего растение дышит? (Воздух) Питается? (Вода, земля)

(Учитель выстраивает схему на доске)

  • Какие же условия необходимы для жизни растений? (Свет,тепло, земля,вода,воздух)

Слайд 8

  • Сделаем вывод нашего исследования. Мы сказали, что растение живое. Оно растет, развивается, приносит потомство, умирает. Растениям для жизни нужна вода, воздух, свет и тепло, земля.

Вступают в беседу

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют выводы

Объясняют свой выбор

 

•Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

•Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний;

-  формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

•Регулятивные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

*Личностные результаты:

- осознание необходимости бережного отношения к животным.

*Предметные результаты:

- познакомить учащихся с условиями жизни растений;

- расширить представления о растениях

5 этап

Физкультурно-оздоровительная минутка

- Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали

Приложение 10

Физическая и эмоциональная разрядка

6 этап

Закрепление изученного.

Формулирует задания для закрепления изученного

Контролирует выполнение работы

Напоминает обучающимся, как работать в группах

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу

Организует самостоятельную практическую работу

-  Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то кто же ухаживает за комнатными растениями? (человек)

Слайд 9

  • Как называют человека, который ухаживает за цветами? (Цветовод)

Слайд 10

  • Давайте подумаем и выберем: какими качествами обладает цветовод. (Аккуратный, добрый,внимательный, заботливый)

  • Для того чтобы нам с вами узнать, как нужно ухаживать за

растениями, мы должны с вами знать: какие приспособления нужны, что нам нужно делать во время ухода за растениями и какие правила соблюдать

Слайд 11.

  •  Сейчас вы поработаете в группе, для это нам нужно с вами вспомнить правила работы в группе.

Учитель спрашивает правила работы в группе у учащихся, а затем обобщает)

  • Мы повторили правила, которые вам нужно будет соблюдать при дальнейшей работе. А теперь послушайте задания ( Приложение 11)

1 группа:

  •  Выберите инструмент и скажите, для чего он нам нужен.

Лейка – поливать растение

Грабли – рыхлить землю

Тряпочка – протирать листья

Опрыскиватель – опрыскивать растение

2 группа:

  • Для того чтобы наше растение росло, развивалось, цвело мы должны соблюдать правила ухода за растениями. Вторая группа, вам нужно составить памятку ухода за растениями.

У вас на столах лежат фрагменты памятки, вам нужно  собрать их воедино и составить ее.  

3 группа

  • Нам нужно не только знать, что нужно делать во время

ухода за растениями, но и нужно правильно выполнять действия. 3 группа познакомит нас с правилами ухода за растениями. Вам нужно рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы

На обсуждение и выполнение работы дается 5 минут, затем проводится проверка

  • Давайте проверим, что у вас получилось и обсудим план действий ухода за растениями, как правильно нужно выполнять тот или иной пункт плана.

Слайд 12 - 14 – Приложение 12

  • Молодцы, приклейте синюю наклейку на елочку.

  • Ребята, а что произойдет, если мы не будем ухаживать за растениями? (погибнет)

  •  А теперь давайте  потренируемся ухаживать за комнатным

растением. Каждая группа получит нужный инвентарь. По команде вам нужно будет выполнить уход за растением по плану на доске: полить, порыхлить, протерить листики. Не забывайте про правила работы в группе.

Слайд 15

На работу учащимся дается около 5 минут. Учитель контролирует работу учащихся, дает советы..

  • Вы молодцы! Справились с заданием. Теперь вы умеете

ухаживать за растениями и сможете свои умения применить дома. За хорошую работу на вашей елочке появляется звезда.

Выполняют задания

Объясняют свой выбор

Осуществляют самопроверку

Работают в группе

• Познавательные УУД:

- составлять ответы на вопросы.

•Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

-  формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

-учиться работать в группе.

•Регулятивные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

*Личностные результаты:

- воспитывать бережное отношение к растениям

*Предметные результаты:

- познакомить учащихся с условиями жизни растений;

- расширить представления о растений;

7 этап

Итог урока

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами

Проводит задание, для проверки понимания изученного материала

Организует проверку

  • Кем мы были сегодня на уроке? (Исследователями)

-На сегодняшнем уроке, мы были исследователями и искали ответ на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?

-Как же растение живет? (Растет, развивается, приносит потомство, умирает)

- Какие условия нужны растениям? (тепло, вода, воздух, свет, земля)

- К какой группе природы мы можем отнести растения? (Растения относятся к живой природе)

— Что нам нужно делать, чтобы сохранить растение? (ухаживать)

 Слайд 16 

-  Проверим, как вы слушали и запоминали на уроке.(Приложение 13)  

 У вас на партах лежат листочки, на которых нарисована ромашка. Я буду задавать вопросы по теме урока. Если ваш ответ ДА – раскрашиваем лепесток зеленым цветом, если НЕТ – красным.

1) Сначала из семени появляется цветок (нет)

2) Маленькое растение называется росток? (да)

3) Растения могут обходится без воздуха? (нет)

4) Пыль с листьев растений стирают для того, чтобы растение могло дышать? (да)

5) При поливке комнатных растений лейку надо поднимать высоко (нет)

6) Каждое растение когда-нибудь умирает? (да)

7) О растениях нужно заботиться?(да)

8) При поливке вода должна быть горячей? (нет)

9)Растение может приносить потомство? (да)

Возьмите карандаш и проверьте по ключу на экране, если ответ верный поставьте +,  если нет - -

На столе у вас лежит елочка и наклейки. Поднимите руку кто выполнил все правильно?  Приклейте на елочку красную или оранжевую наклейку. Кто допустил ошибки – синюю.

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы

Осуществляют взаимопроверку

•Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний.

•Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

•Регулятивные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

*Личностные результаты:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8 этап

Рефлексия

Подводит обучающихся к выводу о том, как живут растения

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

- Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

  • Ответили мы на вопрос урока? Как живут растения? (Да)
  • Как мы находили ответы на свои вопросы?
  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  • Перед вами лежат наклейки – смайлики.  Выберите свое эмоциональное настроение и приклейте на елочку.

- Спасибо вам за работу на уроке, вы все молодцы!

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось)

•Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний.

 

• Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик, ученик-ученик);

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

•Регулятивные УУД:

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

*Личностные результаты:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- осознание необходимости бережного отношения к растениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."

Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...

Конспект урока окружающего мира "Развитие растения из семени"

Данный урок проведён по программе "Гармония" в 3 классе...

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места".

Урок направлен на создание условий для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; ребята выяснят отличительные приз...

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие растений"

ОС "Перспектива", 3 класс. Данный урок построен с использованием технологии смена рабочих зон....

Конспект урока окружающего мира "Листья растений" 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока окружающего мира "Листья растений" 3 класс УМК "Гармония"...

План-конспект урока окружающего мира "Питание растений". 2 класс

Системно-деятельностный подход является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии со стандартами второго поколения. Его реализация п...