Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фамилия имя отчество: Пятирублева Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Название учреждения: МБОУ «Нижнежуравская ООШ»
Разработка урока
по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.
Тема урока: Как растения расселяются на новые места.
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: уметь анализироватьстроение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.
Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, лупа.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать –
И друг другу помогать.
II.Актуализация знаний.
– Рассмотрите рисунки на слайде. Что здесь изображено? (капуста, сморода, груша, кабачок, картофель, помидор). Слайд №2
– Что объединяет эти разные растения? (Почти у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) Слайд №3
– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)
- Какую часть каждого растения человек использует? Слайд №4
– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.
III.Изучение нового материала.
1.Введение.
- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).
- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?
- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).
- Что такое семена? (Будущие растения).
- Почему вы так считаете? (Ответы детей).
2.Способы распространения семян.
а) Распространение с помощью ветра. Слайд №5
Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.
б) Распространение с помощью воды. Слайд № 6
Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.
Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.
в) Распространение с помощью животных и людей. Слайд №7,8
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.
г) Распространяют свои плоды сами. Слайд №9
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.
IV.Физкультминутка.
На зарядке первый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
V.Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику (с. 22–23).
- Расскажите, как расселяются растения в природе. Кто и что им в этом помогает?
2.Практическая работа в парах.
Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.
– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.
Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.
3. Игра «Определи, с какого растения плоды» (раскрась карточки с рисунками плодов; поделись своим мнением с соседом по парте) – работа в парах.
4.Отгадывание загадок.
Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.
Кто ни прикасается, –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат уголки.
(Репей – животными.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина – птицами.)
Посреди двора
Золотая голова.
(Подсолнух – ветром и птицами.)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал –
И развеял этот шар.
(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь дуба – животными.)
VI.Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
VII. Тест по теме урока.
Выбери правильные ответы:
1) Части растений:
- стебель
- корень
- цветы
- акация
- плод с семенами
- листья
- стручок
- пыльца
2)Распространяются с помощью ветра:
- кубышка
- одуванчик
- бешеный огурец
- акация
3)Распространяются с помощью животных и человека:
- лопух
- лотос
- калужница болотная
- акация
4)Распространяются с помощью воды:
- чистотел
- дикая морковь
- иван-чай
- лотос
5)Распространяют свои плоды сами:
- гравилат
- кокосовая пальма
- бешеный огурец
- росянка
VIII.Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Дуб и орешник».
«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».
«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».
Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».
Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.
Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».
Вывод: Семенам надо путешествовать. Это позволяет им переселяться на новые места, гда больше света, тепла и пищи для молодых растений.
IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие растения расселяются с помощью ветра?
– Какие растения расселяются с помощью зверей и человека?
– Какие растения расселяются с помощью воды?
– Все ли семена прорастут на новых местах?
Предварительный просмотр:
Тест по теме урока.
Выбери правильные ответы:
1) Части растений:
- стебель
- корень
- цветы
- акация
- плод с семенами
- листья
- стручок
- пыльца
2)Распространяются с помощью ветра:
- кубышка
- одуванчик
- бешеный огурец
- акация
3)Распространяются с помощью животных и человека:
- лопух
- лотос
- калужница болотная
- акация
4)Распространяются с помощью воды:
- чистотел
- дикая морковь
- иван-чай
- лотос
5)Распространяют свои плоды сами:
- гравилат
- кокосовая пальма
- бешеный огурец
- росянка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»
Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "...
Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."
Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Как растения расселяются на новые места", "Перспективная начальная школа"
Урок построен согласно требованиям ФГОС. К уроку необходимо приготовить семена различных растений: ягод, семян-крылаток, репейника, желудей, которые можно собрать предварительно на экскурсии. Для пров...
К уроку по окружающему миру "Как растения расселяются на новые места "
Упражнения для проверки в конце урока или для повторения на следующем уроке.http://LearningApps.org/display?v=pw5mdh5ut01...
урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»
Главные методы на уроке формирования новых знаний- проблемный и частично-поисковый, исследовательский. Дети выступают в роли исследователей....
Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"
Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"...
Конспект занятия «Как растения расселяются на новые места»
Цели деятельности: формирование у детей представления о том, как растения расселяются на новые места.Планируемые результатыПредметные:уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах рас...
- Мне нравится (1)