Конспект урока окружающего мира "Развитие растения из семени"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок проведён по программе "Гармония" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir_3_klass.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования г. Бугуруслан
План- конспект открытого урока
окружающего мира в 3 классе Б
Развитие семени цветкового растения
Автор: Икомасова С.В., учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
г.Бугуруслан,2014
Тема: Развитие семени цветкового растения
Цель: Создать условия для формирования представления о строении семени цветкового растения , его развитии и значении для растений.
Задачи: 1.Создать условия для формирования знаний о составе семян,умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования , формулировать вывод по их результатам 2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления, коммуникативной компетенции. Способствовать экологическому воспитанию ,формированию интереса к исследовательской работе.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями ( для учащихся с низкой мотивацией изучения предмета и одарённых по предмету детей), карточки со схемами для работы в парах, мультимедийное оборудование, ЦОР «Строение цветкового растения » в программе «Перволого», детский проект (презентация) «Что влияет на скорость прорастания семян и жизнь растения?» , наборы семян на партах , оборудование для практ. работы: чашки с водой, йод, пипетки, салфетки с мукой, блюдца, листы бумаги и семена подсолнечника, толкушки, лупы)
Содержание | Дозировка по времени | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности. -Какой урок считаете для себя хорошим, удачным? (Познавательный, интересный, запоминающийся) -Что для этого нужно делать? (Быть активными, внимательными, слушать друг друга, помогать , работать дружно) Вызов I I.Актуализация знаний. -Какое задание вы готовили дома? (Составляли вопросы по теме ( задание для всех)и готовили сообщение про интересные растения( задание для одарённых детей) 1. Игра «Вопросы и ответы». Проверка домашнего задания (усвоения темы «Разнообразие растений. Растение – живой организм»( Почему растение считают живым организмом? На какие группы можно разделить все растения? Сколько видов растений существует на Земле? Какие растения занесены в Красную книгу?(подснежник, кубышка жёлтая, ландыш майский…) 2.Кластер «Разнообразие растений» (хвойные (голосеменные), папоротники, хвощи, мхи, водоросли, цветковые) 3.Повторение знаний о строении цветкового растения. Работа со схемой . - Что вы знаете о цветковых растениях и почему их так называют? -Из каких частей они состоят? I I I .Открытие знаний. 1.Осознание недостаточности имеющихся знаний. -Какую ценность имеют семена для природы и человека? -Для чего нужны семена цветковым растениям? -Что необходимо крохотному семени, чтобы развиться в большое полноценное растение? Сообщение по результатам эксперимента «Внешние условия, необходимые для прорастания семян и жизни цветкового растения» ( на основе материалов проектной деятельности кружка «Юные исследователи» во 2 классе) -Достаточно ли внешних благоприятных условий для развития растения из семени? -Что содержат семена внутри, дающее им силу для роста? 2.Формулирование темы урока, учебных задач. -Над какой темой сегодня будем работать?(Вывешивается на доску) -Что вы хотите узнать по этой теме? (Уч. задачи выводятся на слайд: 1. Из каких частей состоят семена? Какие вещества , необходимые для развития растения, содержатся в семенах? Как из семян вырастают растения? Осмысление 3.Опыты по изучению внутреннего строения и состава семян. -Итак, развитие растения начинается с семени. А из чего же оно состоит? Как вы думаете?(гипотеза) Как мы можем проверить наши предположения? -Да, можно рассмотреть семена, провести опыты. (По ходу опытов сведения фисируютсяв схеме-кластере «Состав семян» 1.Рассматривание семян -Рассмотрите семена с помощью лупы. (на партах у каждой группы семена подсолнечника, гороха, фасоли, овса) -Чем покрыто семя? А что находится под кожурой? Что еще видите? -Итак, семена цветковых растений покрыты семенной кожурой, под кожурой находятся семядоли и зародыш. (Слайд) - Как же происходит развитие? Что способствует этому ? (внеш. условия и то, что заложено внутри в семени)-а узнать, из чего семена состоят внутри? -Где можно найти инструкцию по проведению опытов?( в т.п.о.с.27)В группах изучите план проведения опытов по изучению состава семян и материалы и инструменты, которые нам понадобятся. Группа №1 готовит план проведения опыта №1, Группы №2,3 –опытов №2,3 Опыты: 1. Опустить мешочек с мукой в стакан – получается клейкая масса – клейковина – раст. белок . 2. Добавить йод в воду с мукой – получим синий цвет - значит, есть крахмал 3.Растолочь семена - получим пятно - присутствуют жиры Физминутка Игра «Как росло растение» 4. Работа с текстом учебника. -Что еще может входить в состав семян? Где можно об этом узнать? Приём «Инсерт» ( с опорой на схему) IV.Закрепление. 1.Дополнение кластера «Состав семян» (Жиры, крахмал, растительный белок, минеральные соли) 2.Сообщения детей о растениях с необычными семенами (кокос, веерная пальма, цератония) 3.Работа в ТПО №2 (№21) Формулирование и запись выводов по результатам наблюдений V.Рефлексия. 1. Составление синквейна «Семена» ( с опорой на схему синквейна) 2.Самооценка деятельности. Возврат к слайду с учебными задачами, оценивание детьми успешности их решения. -На все поставленные вопросы ответили? -Подтвердили или опровергли нашу гипотезу? 3. Самооценка личных достижений. -Получился ли урок таким, каким хотели его увидеть? - Что удалось? Где могут пригодиться полученные знания? -Что ещё хотели бы узнать по этой теме? Домашнее задание: 1 уровень- выделить ключевые слова в тексте, подготовить пересказ по ним. 2 уровень- Подготовить для викторины 5-6 вопросов по теме и ответы к ним . | 1 мин. 4 мин. 2 мин. 2 мин. 4 мин. 2 мин. 10 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин | Настраиваются на успешную работу. Работа по карточкам:1 уровень- Тябин В.,Сатенаев С.,2 уровень- Ярочкин Е, Шуматова С., Аверьянов М. Групповая работа –анализ составленных вопросов, отбор для минивикторины 1 -2 вопросов от группы. Перекрёстный опрос между группами. Фронтальная работа- составление схемы по итогам викторины. Работа со схемой в паре ( одна пара на доске, одна на компьютере в программе «Перволого» , остальные пары на листочках)- собирают растение из частей, подписывают их названия. Сообщение учащегося (Кучменок Д.) о проведении и результатах исследовательской работы кружка Отвечают на проблемные вопросы, осознают недостаточность имеющихся знаний. Коллективная работа по формулированию темы, уч. задач. Практическая работа в группах : планирование, выполнение опытов, формулирование выводов. Выполняют разминку ,имитирующую рост растения. Самостоятельная работа с учебником.
Коллективная работа по дополнению схемы найденной в учебнике информацией. Выступления одарённых по предмету детей с самостоятельно подобранной информацией по теме. Самостоятельная работа, взаимопомощь. Групповая работа Коллективное обсуждение с опорой на слайд Высказывания детей. Самостоятельный выбор доступного уровня домашнего задания | Л. Стремление к успешности в своей познавательной деятельности, ответственное отношение к учению. К. Умение работать в группе ,способность задавать вопросы, выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения. П.Способность работать с информацией разных видов- схемами, моделями, преобразовывать из вербальной в схематическую. Л.Бережное отношение к окружающей среде, растительному миру Земли, К. Умение представлять результат совместной исследовательской деятельности. Р. Осознание границ собственного знания и незнания. Р.способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. П. Способность проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, делать выводы по результатам наблюдений . П.Способность устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой. К. Умение сотрудничать в группе. Л. Стремление заботиться о своём здоровье. П.Умение дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, других источниках, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач. Р. Саморегуляция, самоконтроль. П.Умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой Р. Способность подводить итоги своей познавательной и практической деятельности, способность к адекватной оценке личных достижений Л.Удовлетворение от осознания своих достижений. |
Приложения:
1.Карточка (1 уровень)
1.Соедини части растения с их названиями:
цветок плод с семенами лист
стебель корень
2.Подчеркни правильный ответ. Что необходимо цветковым растениям для жизни?
-свет и тепло;
-почва, вода, воздух, солнечный свет;
-вода, воздух, почва
3.На какие три группы можно разделить все растения?
__________________________________________________________________
4. Вычеркни лишнее слово :
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, дуб, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра
2.Тест (2 уровень)
- Все растения можно разделить на группы:
А) хвойные, лиственные, водоросли, кустарники.
Б) хвойные, цветковые, водоросли, мхи, папоротники.
В) хвойные, цветковые, покрытосеменные, теплолюбивые.
2. Отличительные черты папоротников:
А) отсутствие цветов и плодов,
Б) отсутствие листьев,
В)отсутствие цветов и корней.
3. Отличительные особенности мхов:
А) нет корней и листьев,
Б) нет листьев,
В) нет цветов и корней.
4. Дополни:
На развитие растения влияют свет , ________ , _______, _______ .
У цветковых растений есть следующие органы: корень, ________, ________, ________ .________, ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
конспект урока Окружающий мир 1 класс программа Гармония Многообразие растений
Конспект урока с презентацией, содержащей материал по разнообразию растений Забайкальского края...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НА ТЕМУ «ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ»
Предмет: окружающий мир.Класс:2.Тема урока: Питание растений из раздела «Солнце, воздух, вода и … растения» (3ч)Учебник: Окружающий мир Окружающий мир ( О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, ...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".
Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»
Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»...
Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ
На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...