Конспект урока окружающего мира "Развитие растения из семени"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Икомасова Светлана Владимировна

Данный урок проведён по программе "Гармония" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir_3_klass.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования г. Бугуруслан

                        План- конспект открытого урока

                         окружающего мира в 3 классе Б

                   Развитие семени цветкового растения

                                                                         

                                                                                      Автор:  Икомасова С.В.,                                                          учитель начальных классов

                                                                                                                                                                       Высшей квалификационной категории

                                             г.Бугуруслан,2014

Тема:   Развитие семени цветкового растения

Цель:  Создать условия для формирования представления о  строении семени цветкового растения , его развитии и значении для растений.

Задачи: 1.Создать условия для формирования знаний  о составе семян,умения наблюдать   за  жизнью растений и проводить экспериментальные исследования , формулировать вывод по их результатам 2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления, коммуникативной компетенции. Способствовать экологическому воспитанию ,формированию интереса к исследовательской работе.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями  ( для учащихся с низкой мотивацией изучения предмета и одарённых по предмету детей), карточки со схемами для работы в парах, мультимедийное оборудование, ЦОР «Строение цветкового растения » в программе «Перволого», детский проект  (презентация) «Что влияет на скорость прорастания семян и жизнь растения?» , наборы семян на партах , оборудование для практ. работы: чашки  с водой, йод, пипетки, салфетки с мукой, блюдца, листы бумаги и семена подсолнечника, толкушки, лупы)                    

Содержание

Дозировка по времени

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности.

-Какой урок считаете для себя хорошим, удачным? (Познавательный, интересный, запоминающийся)

-Что  для этого нужно делать? (Быть активными, внимательными, слушать друг друга, помогать , работать дружно)

                               Вызов

I I.Актуализация знаний.

-Какое задание вы готовили дома? (Составляли вопросы по теме ( задание для всех)и готовили сообщение про интересные растения( задание для одарённых детей)

1. Игра «Вопросы и ответы». Проверка домашнего задания (усвоения темы «Разнообразие растений. Растение – живой организм»( Почему растение считают живым организмом? На какие группы можно разделить все растения? Сколько видов растений существует на Земле? Какие растения занесены в Красную книгу?(подснежник, кубышка жёлтая, ландыш майский…)

2.Кластер «Разнообразие растений» (хвойные (голосеменные), папоротники, хвощи, мхи, водоросли, цветковые)

3.Повторение знаний о строении цветкового растения. Работа со схемой .

- Что вы знаете о цветковых растениях и почему их так называют?

-Из каких частей они состоят?

I I I .Открытие знаний.

1.Осознание недостаточности имеющихся знаний.

-Какую ценность имеют семена для природы и человека?

-Для чего нужны семена цветковым растениям?

-Что необходимо крохотному семени, чтобы развиться в большое полноценное растение?

Сообщение по результатам эксперимента «Внешние условия, необходимые для прорастания семян и жизни цветкового растения» ( на основе материалов  проектной деятельности кружка «Юные исследователи» во 2 классе)

-Достаточно ли внешних благоприятных условий для развития растения из семени?

-Что содержат семена внутри, дающее им силу для роста?

2.Формулирование темы урока, учебных задач.

-Над какой темой сегодня будем работать?(Вывешивается на доску)

-Что вы хотите узнать по этой теме?

(Уч. задачи выводятся на слайд:  1. Из каких частей состоят семена? Какие вещества , необходимые для развития растения, содержатся в семенах? Как из семян вырастают растения?

                     Осмысление

3.Опыты по изучению внутреннего строения и состава семян.

-Итак, развитие растения начинается с семени. А из чего же оно состоит? Как вы думаете?(гипотеза) Как мы можем проверить наши предположения?

-Да, можно рассмотреть семена, провести опыты. (По ходу опытов сведения фисируютсяв схеме-кластере «Состав семян»

1.Рассматривание семян

-Рассмотрите семена с помощью лупы. (на партах у каждой группы семена подсолнечника, гороха,  фасоли, овса)

-Чем покрыто семя? А  что находится  под кожурой? Что еще видите?

-Итак,  семена цветковых растений  покрыты семенной кожурой,  под  кожурой находятся семядоли и зародыш.  (Слайд)

- Как же происходит развитие? Что способствует этому ? (внеш. условия и то,  что заложено внутри в семени)-а узнать, из чего семена состоят внутри?

-Где можно найти инструкцию по проведению опытов?( в т.п.о.с.27)В группах  изучите план проведения опытов по изучению состава семян и материалы и инструменты, которые нам понадобятся.  Группа №1 готовит план проведения опыта №1, Группы №2,3 –опытов №2,3

Опыты:

1. Опустить мешочек с мукой в стакан – получается клейкая масса – клейковина – раст. белок .

2. Добавить йод в воду с мукой – получим синий цвет -  значит, есть крахмал

3.Растолочь семена -  получим пятно  - присутствуют жиры

Физминутка    Игра «Как росло растение»

4. Работа с текстом учебника. 

-Что еще может входить в состав семян?  Где можно об этом узнать?

Приём «Инсерт»  ( с опорой на схему)

IV.Закрепление.

1.Дополнение кластера «Состав семян» (Жиры, крахмал, растительный белок, минеральные соли)

2.Сообщения детей о растениях с необычными семенами (кокос, веерная пальма, цератония)

3.Работа в ТПО №2 (№21)

Формулирование и запись выводов по результатам наблюдений

V.Рефлексия.

1. Составление синквейна «Семена» ( с опорой на схему синквейна)

2.Самооценка деятельности. Возврат к слайду с учебными задачами, оценивание детьми успешности их решения.

-На все  поставленные вопросы ответили?

-Подтвердили или опровергли нашу гипотезу?

3. Самооценка личных достижений.

-Получился ли урок таким, каким хотели его увидеть?

- Что удалось? Где  могут пригодиться полученные знания?

-Что ещё хотели бы узнать по этой теме?

Домашнее задание: 1 уровень- выделить ключевые слова в тексте, подготовить пересказ по ним. 2 уровень- Подготовить для викторины 5-6 вопросов по теме и ответы к ним .

1 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

4 мин.

2 мин.

10 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин

Настраиваются на успешную работу.

Работа по карточкам:1 уровень- Тябин В.,Сатенаев С.,2 уровень- Ярочкин Е, Шуматова С., Аверьянов М.

Групповая работа –анализ составленных вопросов, отбор для минивикторины 1 -2 вопросов от группы. Перекрёстный опрос между группами.

Фронтальная работа- составление схемы по итогам викторины.

Работа со схемой в паре ( одна пара на доске, одна на компьютере в программе «Перволого» , остальные пары на листочках)- собирают растение из частей, подписывают их названия.

Сообщение учащегося (Кучменок Д.) о проведении и результатах исследовательской работы кружка

Отвечают на проблемные вопросы, осознают недостаточность имеющихся знаний.

Коллективная работа по формулированию темы, уч. задач.

Практическая работа в группах : планирование, выполнение опытов, формулирование выводов.

Выполняют разминку ,имитирующую рост растения.

Самостоятельная работа с учебником.

 

Коллективная работа по дополнению схемы найденной в учебнике информацией.

Выступления одарённых по предмету детей с самостоятельно подобранной информацией по теме.

Самостоятельная работа, взаимопомощь.

Групповая работа

Коллективное обсуждение с опорой на слайд

Высказывания детей.

Самостоятельный выбор  доступного уровня домашнего задания

Л. Стремление к успешности в своей познавательной деятельности, ответственное отношение к учению.

К. Умение работать в  группе ,способность задавать вопросы, выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила  культуры общения. 

П.Способность работать с информацией разных видов- схемами, моделями, преобразовывать из вербальной в схематическую.

Л.Бережное отношение к окружающей среде, растительному миру Земли,

К. Умение представлять результат совместной исследовательской деятельности.

Р. Осознание границ собственного знания и незнания.

Р.способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

П. Способность проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, делать выводы по результатам наблюдений .

П.Способность устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.

К. Умение сотрудничать в группе.

Л. Стремление заботиться о своём здоровье.

П.Умение дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, других источниках, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач.

Р. Саморегуляция, самоконтроль.

П.Умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Р. Способность подводить итоги своей познавательной и практической деятельности, способность к адекватной оценке личных достижений

Л.Удовлетворение от осознания своих достижений.

Приложения:

1.Карточка (1 уровень)

1.Соедини части растения с их названиями:      

         цветок           плод с семенами         лист

          стебельКопия 4.jpg           корень      

2.Подчеркни правильный ответ.              Что необходимо цветковым растениям для жизни?

-свет и тепло;

-почва, вода, воздух, солнечный свет;

-вода, воздух, почва

3.На какие три группы можно разделить все  растения?

__________________________________________________________________

4. Вычеркни лишнее слово :
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, дуб, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

2.Тест (2 уровень)

  1. Все растения можно разделить на группы:

А) хвойные, лиственные, водоросли,  кустарники.

Б) хвойные, цветковые, водоросли, мхи, папоротники.

В) хвойные, цветковые, покрытосеменные,  теплолюбивые.

      2. Отличительные черты папоротников:

            А) отсутствие цветов и плодов,

            Б) отсутствие листьев,

            В)отсутствие цветов и корней.

  3. Отличительные особенности мхов:

            А) нет корней и листьев,

            Б) нет листьев,

            В) нет цветов и корней.

4. Дополни:

   На развитие растения влияют  свет , ________ , _______, _______ .

   У цветковых растений есть следующие органы:   корень, ________, ________, ________ .________, ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

конспект урока Окружающий мир 1 класс программа Гармония Многообразие растений

Конспект урока с презентацией, содержащей материал по разнообразию растений Забайкальского края...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР НА ТЕМУ «ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ»

Предмет: окружающий мир.Класс:2.Тема урока: Питание растений  из  раздела  «Солнце, воздух, вода и … растения» (3ч)Учебник: Окружающий мир Окружающий мир ( О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, ...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»

Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...