Занятие – исследование «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Егорова Наталья Дмитриевна

Тема урока: Занятие – исследование «Что такое почва?» (изучение нового материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.24 КБ
Файл pochva.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Занятие – исследование «Что такое почва?» (изучение нового материала).

Цель: сформировать у обучающихся представление о почве и составе почвы.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы;

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

  • сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать  выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • сформированность умения владеть рядом общих приёмов решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя.

Оборудование: Почва, прозрачные баночки с водой, ложка, салфетки бумажные, аром лампа, листы наблюдения, ноутбук, проектор, экран.

Технологическая карта.

п/п

Основные этапы

Содержание занятия

1.

Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.

- Ребята, залог  успешной работы на занятие — это хорошее настроение.

- А у вас хорошее настроение. (да) (покажите)

 2.

Основная часть.

- Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок...Сказка это или нет, но чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть догадались, как она называется? (земля)

- Правильно, Земля. У слова «земля» несколько лексических значений. Давайте назовем их.

1) Посмотрите внимательно и скажите:

- Что видит космонавт в иллюминаторе космического корабля. (Землю)

- На экране изображена земля, какое значение имеет это слово в данном случае. (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)

- Это название планеты, поэтому и слово Земля написано с большой буквы.

2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”

– О чем сообщил матрос? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)

- На данной картинки земля, употребляется в значении слова – СУША.

3) Смотрим на следующий слайд, давайте с вами вспомним сказку «Репка» – Где выросла репка? (В земле)

– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.

- Земля, на которой растут растения, называется – почва.

– Сегодня на занятие нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве?
(Почвоведы, агрономы, садоводы, ландшафтные дизайнеры, строители, геологи, овощеводы, цветоводы)
– А вам, знания о почве, могут пригодиться? Когда?
(Ответы детей)
Тема нашего занятия:  Что такое почва.

- Давайте с вами отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представим, что когда-то давным-давно нашу Землю покрывали голые, безжизненные скалами. В течение многих миллионов лет, скалы разрушались под действием воды, солнца и ветра.

-Вода, солнце, и ветер – это объекты какой природы?(неживой природы)

 - Правильно неживой природы.

- Осколки скал были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам,  бактериям и микробам, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.

- Ребята, лишайники, бактерии и микробы — это объекты какой природы – (живой природы).

- А теперь давайте мы с вами подумаем в образовании почвы, какие объекты участвуют? (в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы).

-Правильно, в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, баобаб, секвойя, ясень, клён, яблоня, груша, лиана)

– Но что такое почва? Из чего состоит?

Изучение нового материала

- Для того, чтобы узнать, что обозначает это слово, я предлагаю воспользоваться толковым словарем.

– Чтобы не терять время, я воспользовалась словарем и заранее нашла это слово. Внимание на экран(на экране)

– Что такое почва?  (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)

– Сможете ли вы, назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения)

Практическая работа

Давайте теперь выясним, что входит в состав почвы?

- Сегодня на занятие я предлагаю вам представить себя учеными-исследователями. (надевают шапочки) А чем занимаются исследователи? (ответы детей) (Проводят опыты, эксперименты, что-то изучают)

Задача сегодняшнего занятия: “Исследование почвы”– Мы будем работать в учебной лаборатории.

– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Но прежде, чем нам начать исследования мы повторим  

Правило работы

1.  Внимательно слушать инструкции учителя.

2. Четко выполнять указания.

3. Быть наблюдательным.

4. При работе в парах, необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

5. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

6.Сообщить учителю при возникновении какой-либо проблемы.

7. По наблюдению сделать вывод.

– Для чёткости нашей работы на партах вы получили листы наблюдений, куда будете записывать результаты наших исследований.

Лист наблюдений:

1. Названия предмета исследования …(почва)

2. Цвет …(Коричневый, чёрный)

3. Слой земли …(верхний)

4. Состав …

   воздух       

     вода           

перегной            

 песок

почва

 соли

 глина

 

5. Свойство … (плодородие)

– Заполните 1 строку листа наблюдений

– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?

– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)

– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?

– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений. (верхний)

– Ребята, можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)

– Для того, чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

Опыт №1.

Возьмем банку с водой и опустим туда 1 ложку почвы.

— Что вы видите? (из почвы идут пузырьки)

Какой вывод можно сделать: в почве есть воздух. Убираем банку на место.

Свой вывод запишите в таблицу. (Дети записывают - Воздух)

- Ребята, а зачем нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать).

- Все готовы, приступаем к следующему опыту.

Опыт №2

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы (1 ложку), накроем другим листом бумаги и сильно придавим её (на столе). Стряхнём почву обратно в тарелку.

– Что осталось на салфетке? (влажное пятно)

- Сделаем вывод: в почве есть вода. Дети свой вывод запишите в таблице

-Зачем в почве вода? (Вода -вещество, необходимое для жизни растений, необходимая всему живому).

Правильно, проделал этот опыт мы с вами узнали, что в состав почвы входит вода.

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: руки мы спрячем назад.

Опыт №3

- А сейчас  посмотрим видео, следующий опыт и сделаем вывод. 

- Какой же вывод мы можем сделать? (В состав почвы входит песок, глина)

Результат записываете в таблицу.

- Ребята, песок - хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду в почве.

-Молодцы, все готовы, продолжаем.

Опыт №4. (проводит учитель)

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.

– Нагрею немного почвы над огнем. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

- Как вы думаете, что сгорает в почве?  (Дети высказывают предложения, а учитель формулирует общее мнение и высказывает его).

- В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, черви – это перегной, он и сгорает, выделяя неприятный запах.

- Перегной — это значимая часть почвы, перегной образуется в процессе гниения остатков растений и животных.  Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от о количества перегноя зависит плодородие почвы.

- Дети, что же доказал мой опыт? (в почве содержится перегной)

Вывод: в состав почвы входит перегной.

– Запишите в таблицу.

- Ребята, последний наш опыт я провела заранее и вам сейчас о нем расскажу.

Опыт №5. 

Для следующего опыта, я брала несколько капель отстоявшуюся воду из банки, в которой долго находилась почва. Нагревала банку над огнем. Когда я нагревала банку, вода исчезала, этот процесс, когда вода при помощи нагревания исчезает называется испарение. 

- Вода испарилась, а у меня в банке остался белый налет. Я вам сейчас покажу этот налет, а вы подумаете, что это такое может быть? Что было растворено в воде, а при испарении воды осталось на стекле?

-Кто догадался, что это такое? (ответы детей)

- Ребята - это минеральные соли.

- Соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста.

Соли образуются благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Делаем наш вывод.(В состав почвы входят  минеральные соли).

Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, глина, песок, перегной, соли.

Закрепление. Кроссворд  

1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)

2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)

4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Какие объекты живой природы способствовали появлению почвы. В начале урока я вам об этом говорила. (Микробы)

7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?

– Да, плодородие. Запишите.

– Это главное свойство почвы.

– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.

 3.

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Итог занятия

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)

– Из чего состоит почва?

– Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой. Образование почвы очень длительный и сложный процесс, учеными доказано, что для того, чтобы образовался всего, 1 сантиметр почвы должно пройти 100 лет. В лесостепной и в степной зонах Челябинской области мощность почв, как правило, не превышает 50–60 см. На эти цифры следует обратить особое внимание, т. к. они наглядно показывают, как легко можно повредить почвенный слой, как долго он может восстанавливаться. Поэтому к почве надо относиться очень бережно. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

- Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха.

1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.

2.  Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке, расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.  

3.  Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.

- Молодцы дети мне очень понравилось, как вы работали, вам понравилось быть учеными, тогда  похвалите  себя и свои одноклассников аплодисментами. (аплодисменты).

Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля

Слайд 5

ПОЧВА СОСТАВ ПОЧВЫ

Слайд 8

Лишайники

Слайд 9

ПОЧВЕННЫЕ БАКТЕРИИ И МИКРОБЫ

Слайд 10

Почва - верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7

Слайд 12

П Е Р Е Г Н О Й

Слайд 13

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А

Слайд 14

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А П Е С О К

Слайд 15

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А П Е С О К В О Д А

Слайд 16

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А П Е С О К В О Д А В О З Д У Х

Слайд 17

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А П Е С О К В О Д А В О З Д У Х М И К Р О Б Ы

Слайд 18

П Е Р Е Г Н О Й Г Л И Н А П Е С О К В О Д А В О З Д У Х М И К Р О Б Ы С О Л И д и е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Исследование " Что такое плесень ? "

Научная исследовательская деятельность в начальной школе.  Объект исследования: плесень.     Предмет исследования: что такое плесень и как она образуется. ...

Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"

Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности  и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....

Урок - исследование "Кто такие звери?"

Урок содержит материал для организации исследовательской работы в малых группах, а также презентацию...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....