- Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок...Сказка это или нет, но чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть догадались, как она называется? (земля) - Правильно, Земля. У слова «земля» несколько лексических значений. Давайте назовем их. 1) Посмотрите внимательно и скажите: - Что видит космонавт в иллюминаторе космического корабля. (Землю) - На экране изображена земля, какое значение имеет это слово в данном случае. (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем) - Это название планеты, поэтому и слово Земля написано с большой буквы. 2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!” – О чем сообщил матрос? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству) - На данной картинки земля, употребляется в значении слова – СУША. 3) Смотрим на следующий слайд, давайте с вами вспомним сказку «Репка» – Где выросла репка? (В земле) – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. - Земля, на которой растут растения, называется – почва. – Сегодня на занятие нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, садоводы, ландшафтные дизайнеры, строители, геологи, овощеводы, цветоводы) – А вам, знания о почве, могут пригодиться? Когда? (Ответы детей) Тема нашего занятия: Что такое почва. - Давайте с вами отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представим, что когда-то давным-давно нашу Землю покрывали голые, безжизненные скалами. В течение многих миллионов лет, скалы разрушались под действием воды, солнца и ветра. -Вода, солнце, и ветер – это объекты какой природы?(неживой природы) - Правильно неживой природы. - Осколки скал были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам, бактериям и микробам, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. - Ребята, лишайники, бактерии и микробы — это объекты какой природы – (живой природы). - А теперь давайте мы с вами подумаем в образовании почвы, какие объекты участвуют? (в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы). -Правильно, в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы. Игра на внимание – Сейчас я проверю, насколько вы внимательны. – Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой. (Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, баобаб, секвойя, ясень, клён, яблоня, груша, лиана)
– Но что такое почва? Из чего состоит? Изучение нового материала - Для того, чтобы узнать, что обозначает это слово, я предлагаю воспользоваться толковым словарем. – Чтобы не терять время, я воспользовалась словарем и заранее нашла это слово. Внимание на экран(на экране) – Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.) – Сможете ли вы, назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения) Практическая работа – Давайте теперь выясним, что входит в состав почвы? - Сегодня на занятие я предлагаю вам представить себя учеными-исследователями. (надевают шапочки) А чем занимаются исследователи? (ответы детей) (Проводят опыты, эксперименты, что-то изучают) Задача сегодняшнего занятия: “Исследование почвы”– Мы будем работать в учебной лаборатории. – Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Но прежде, чем нам начать исследования мы повторим Правило работы 1. Внимательно слушать инструкции учителя. 2. Четко выполнять указания. 3. Быть наблюдательным. 4. При работе в парах, необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий. 5. Аккуратно работать с веществами и оборудованием. 6.Сообщить учителю при возникновении какой-либо проблемы. 7. По наблюдению сделать вывод. – Для чёткости нашей работы на партах вы получили листы наблюдений, куда будете записывать результаты наших исследований.
Лист наблюдений: 1. Названия предмета исследования …(почва) 2. Цвет …(Коричневый, чёрный) 3. Слой земли …(верхний) 4. Состав … воздух | вода | перегной | песок | почва | соли | глина | |
5. Свойство … (плодородие)
– Заполните 1 строку листа наблюдений – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва? – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный) – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву) – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы? – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений. (верхний) – Ребята, можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.) – Для того, чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
Опыт №1. Возьмем банку с водой и опустим туда 1 ложку почвы. — Что вы видите? (из почвы идут пузырьки) Какой вывод можно сделать: в почве есть воздух. Убираем банку на место. Свой вывод запишите в таблицу. (Дети записывают - Воздух) - Ребята, а зачем нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать). - Все готовы, приступаем к следующему опыту. Опыт №2 – Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы (1 ложку), накроем другим листом бумаги и сильно придавим её (на столе). Стряхнём почву обратно в тарелку. – Что осталось на салфетке? (влажное пятно) - Сделаем вывод: в почве есть вода. Дети свой вывод запишите в таблице -Зачем в почве вода? (Вода -вещество, необходимое для жизни растений, необходимая всему живому). Правильно, проделал этот опыт мы с вами узнали, что в состав почвы входит вода.
Физкультминутка. Руки подняли и помахали – это деревья в лесу Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем: руки мы спрячем назад. Опыт №3 - А сейчас посмотрим видео, следующий опыт и сделаем вывод. - Какой же вывод мы можем сделать? (В состав почвы входит песок, глина) Результат записываете в таблицу. - Ребята, песок - хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду в почве. -Молодцы, все готовы, продолжаем. Опыт №4. (проводит учитель) – Следующий опыт вам продемонстрирую я. – Нагрею немного почвы над огнем. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.) - Как вы думаете, что сгорает в почве? (Дети высказывают предложения, а учитель формулирует общее мнение и высказывает его). - В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, черви – это перегной, он и сгорает, выделяя неприятный запах. - Перегной — это значимая часть почвы, перегной образуется в процессе гниения остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от о количества перегноя зависит плодородие почвы. - Дети, что же доказал мой опыт? (в почве содержится перегной) Вывод: в состав почвы входит перегной. – Запишите в таблицу. - Ребята, последний наш опыт я провела заранее и вам сейчас о нем расскажу. Опыт №5. Для следующего опыта, я брала несколько капель отстоявшуюся воду из банки, в которой долго находилась почва. Нагревала банку над огнем. Когда я нагревала банку, вода исчезала, этот процесс, когда вода при помощи нагревания исчезает называется испарение. - Вода испарилась, а у меня в банке остался белый налет. Я вам сейчас покажу этот налет, а вы подумаете, что это такое может быть? Что было растворено в воде, а при испарении воды осталось на стекле? -Кто догадался, что это такое? (ответы детей) - Ребята - это минеральные соли. - Соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Соли образуются благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Делаем наш вывод.(В состав почвы входят минеральные соли).
Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, глина, песок, перегной, соли. Закрепление. Кроссворд 1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной) 2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина) 3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок) 4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода) 5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух) 6. Какие объекты живой природы способствовали появлению почвы. В начале урока я вам об этом говорила. (Микробы) 7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли) – Какое слово у нас образовалось? – Да, плодородие. Запишите. – Это главное свойство почвы. – Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы. |