Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_zanyatiya.docx553.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема занятия в 4 классе:

«Методы исследования. Что такое эксперимент?»

Учителя

Сергеева Татьяна Викторовна

Почетный работник общего образования

Мяги Галина Витальевна

Отличник народного просвещения

Золотарева Людмила Николаевна

Отличник народного просвещения,

учителя начальных классов

Санкт-Петербург, 2015

Тема занятия: Методы исследования. Что такое эксперимент?

Формы проведения занятия: работа в группах; проведение экспериментов

Технологии обучения: технология исследовательской деятельности, технология сотрудничества, рефлексия

Цель: формирование и совершенствование доступных детям младшего школьного возраста методов исследования: наблюдение, эксперимент.

Задачи:

  • учить проведению эксперимента, учить анализировать собранный материал, делать умозаключения, выводы;
  • учить работать с приборами, созданными для наблюдения ( микроскоп, бинокль, лупа);
  • формировать умение работать в группе;
  • учить убеждать других, доказывая свою точку зрения;

Планируемые результаты

Предметные:

- расширение представлений о понятии «исследование», кругозора и речи учащихся;

- знакомство с объектом, предметом, планом исследования;

- знание и применение известных методов исследования в ходе изучения доступных объектов;

Метапредметные:

Регулятивные:

- принятие цели учебной задачи;

- способность анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения;

- умение формулировать итоговый результат;

Познавательные:

- умение выбирать основания и критерии для сравнения;

- умение вырабатывать гипотезы;

- использование необходимой информации для выполнения задания;

Коммуникативные:

- преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

Личностные:

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опыт, работа с текстом, работа со словарём

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях внеурочного занятия осуществляется через:

- создание творческой положительно-эмоциональной атмосферы, обеспечение доброжелательного настроя на предстоящую деятельность;

- использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу (словесная и наглядная информация)

- инициацию разнообразных видов деятельности (обучение в содружестве, работа в группе, индивидуальная работа, учебный диалог, совместный поиск ответов на вопросы, обращение к жизненному опыту, прогнозирование, участие в проведении опытов, экспериментов)

Оборудование:

- деревянный кубик, чайная ложка, бумажный кораблик, резиновый мячик, пластмассовый шарик, шарик из пластилина;

- магнит, металлические предметы

- толковый словарь русского языка,

- печатные материалы

Методическая разработка занятия

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые умения

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

1.Организует ситуацию самооценки  обучающимися готовности к предстоящей деятельности на занятии.

2.Управляет ситуацией самооценки.

- Проверьте и оцените свою готовность (выслушивает учащихся о готовности)

1 Выполняют самооценку готовности по критериям:

- правильность выбора учебных принадлежностей,

- настрой на занятие

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

2. Мотивация, актуализация

Настрой на предстоящую деятельность.

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы ответить сегодня на все вопросы, нам предстоит быть настоящими исследователями.

- Кто такие исследователи? Какое объяснение даёт нам толковый словарь

-Исследование - открытие, изучение  чего-то нового, поиск истины, неизвестного; один из видов познавательной деятельности человека.

-Какими качествами обладает настоящий исследователь?

-Мы тоже можем назвать себя исследователями. 

-Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования.

–Какие методы вам знакомы?

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

-Повторим правила работы в группе.

Учащиеся работают со словарём. (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.)

Подбирают слова, обсуждают.

Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы и т.д.

Учащиеся перечисляют известные им методы исследования: наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперименты

С помощью учителя учащиеся формулируют правила:

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни, почему.

3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4.Говори только по делу.

5.Работайте дружно, помогайте друг другу.

Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы.

Развитие уважительного и доброжелательного отношения к личности.

3. Постановка учебной задачи

Организует ситуацию формулирования темы.

 Фиксирует учебную задачу

-Сегодня на занятии будем учиться наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения. Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту.

- Как вы понимаете, что такое эксперимент? Как называют людей, которые занимаются экспериментами? Можете ли назвать имя учёного-экспериментатора.

- Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Учитель рассказывает об опытах М.В.Ломоносова, о удачах и неудачах во время проведения экспериментов (гибель учёного Рихтера при исследовании шаровой молнии)

С помощью учителя формулируют тему и цель, в соответствии с темой занятия.

-Будем учиться проводить эксперименты.

Учащиеся упражняются в подборе синонимов

(эксперимент – опыты, какие-то действия, наблюдения); отвечают на вопросы.

Учащиеся называют имя М.В.Ломоносова.

Постановка новой учебной задачи.

Осуществление расширенного поиска информации с использованием разных ресурсов.

Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны.

4. Практическая работа.

Организует ситуацию активного восприятия

Эксперимент 1.

Перед детьми лежат разные предметы: деревянный кубик, чайная ложка, бумажный кораблик, резиновый мячик, пластмассовый шарик, шарик из пластилина.

- Вы хотите узнать, какие предметы будут плавать, а какие утонут?

-Давайте предположим, какой предмет, по вашему мнению, утонет.

- Не всё можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не всё можно проверить словами.

- Изучим плавающие предметы, отвечая на вопросы:

- Все ли они лёгкие?

- Все ли они одинаково держатся на воде?

- Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета?

Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше, чем у воды – он плавает

Эксперимент 2.

Перед детьми лежат магнит и металлические предметы: кнопки, скрепки, гвозди, металлические предметы шариковой ручки, монеты.

-Многие из вас знают, что магнит, как волшебник, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит?

- Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы уточнить это.

Вывод: Магнитом притягиваются предметы, в состав которых входит железо: кнопки, скрепки, гвозди. Магнит не притягивает предметы из алюминия и меди: монеты, линейку.

-Хороший исследователь должен быть очень внимательным, наблюдательным. Как вы понимаете, что значит наблюдать?

-Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Это источник получения разнообразных сведений о мире. Человек постоянно использует наблюдение в повседневной жизни. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, фотоаппараты, лупу, секундомеры и т.д. Давайте проверим, насколько мы наблюдательны. Воспользуемся результатами ваших наблюдений за лиственницей.

(Один раз в неделю в течение месяца учащиеся вели наблюдения за лиственницей, растущей на пришкольном участке.)

- Удобно делать выводы по правильно составленным таблицам.

Учитель делает вывод:

- Наблюдение должно быть целенаправленным. Смотрим мы глазами, слушаем – ушами, а «видим» и «слышим» - умом.

Работа в группах

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Дети выдвигают свои гипотезы

 (Проверка гипотезы).

Пытаются высказать свои предположения, обсуждают.

Пытаются высказать свои предположения, обсуждают.

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Проводится эксперимент (в группах) и обсуждаются его результаты.

Делают вывод.

Учащиеся высказывают свои предположения, обмениваются мнениями.

Проводится эксперимент (в группах) и обсуждаются его результаты.

Делают вывод.

Дети высказывают своё мнение, обсуждают, какие наблюдения применяли они и в каких случаях.

Учащиеся предоставляют фотоматериалы

       

Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу наблюдений и фиксируют в ней результаты.

Дата наблюдения

Фотография

Результат

1 неделя

Верхушка пожелтела, некоторые хвоинки опали.

2 неделя

Лиственница пожелтела наполовину.

3 неделя

Лиственница вся пожелтела.

4 неделя

Почти все хвоинки с лиственницы опали.

В ходе обсуждения учащимися был сделан вывод: лиственница относится к хвойным растениям, т.к её лист имеет форму хвоинки, но осенью она их сбрасывает. Это особенность данного растения.

Устанавливать рабочие отношения с участниками группы.

Планировать действие в соответствии с целью

Озвучивать сформулированные гипотезы, выслушивать варианты предположений своих товарищей.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, делать вывод в результате совместной работы, классифицировать.

Называть существенные признаки объектов и явлений.

Представлять информацию в виде таблицы. Учиться высказывать свою версию на основе работы с составленной таблицей по наблюдениям.

5. Подведение итогов, рефлексия

Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат.

- Подведём итог нашего занятия.

- Продолжите, пожалуйста, фразы:

«Сегодня на занятии я узнал (понял)…»

«Самым интересным было   »

Задание: подобрать в книгах, журналах, обратиться к родителям за советом в поиске информации о методах исследования; провести свои эксперименты.

Спасибо за сотрудничество! Занятие окончено.

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Формулируют продолжение фразы учителя.

Самостоятельно анализировать проведённую работу, строить речевые высказывания в устной форме.

Уметь находить и отбирать нужную информацию, уметь анализировать степень усвоения материала.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Цель и задачи занятия реализованы. У обучающихся сформированы представления о том, что такое методы исследования, как провести эксперимент, как сделать выводы по наблюдениям. Осуществлена работа по формированию УУД предметной, метапредметной и личностной направленности.

Групповая работа - вид работы, предполагающий повышенную активность учащихся, которая усиливает напряжение учителя на занятии. Оборудование учебной среды для групповой работы требует сложной перестановки мебели, поиска мест для учебных принадлежностей.

Разнообразить перечень объектов для проведения эксперимента и наблюдения, предоставлять учащимся право выбора

Литература к занятию:

1. Кривобок Е.В., Сыронюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008.

3. Интернет-ресурсы: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml (Занимательные научные опыты для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения".

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения". Тема "В.Каверин "Песочные часы"....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»

Технологическая карта занятияпо внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»в 1 классе...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Сбережём первоцветы»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельностиКласс: 2Направление внеурочной деятельности: экологическоеВид внеурочной деятельности: познавательная деятельность.Тема: Сбережем первоцветы...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "От чего зависит скорость растворения таблетки"

Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.·         Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).·...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Юные экологи" "Красная книга-важная книга!" 1 класс

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности социального направления развития личности "Юные экологи"  "Красная книга-важная книга!" для 1-го класса...