2. что такое почва3 класс
методическая разработка

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_teh_karta_pochva.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Что такое почва»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3б

Цель урока: формирование умения определять состав почвы.

Задачи урока:

Дидактические:

знать, что такое «почва»; учить определять состав почвы; уметь определять значение почвы в природе.

Развивающие:

развивать интерес к окружающему миру; развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки; развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, обобщать факты.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к; воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к изучению темы «Что такое почва»

Проблемный метод (постановка проблемной ситуации; столкновение разных точек зрения)

Организационный момент

Приветствую детей.

Проверяю готовность к уроку.

Актуализация знаний

- Объясните смысл пословиц о воде.

•   Вода и мельницу ломает.

•   Вода путь найдет.

•   Вода студена — тело ядрено

- Отчего загрязняется вода в реках, морях, озерах?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнений?

- Назовите правила бережного расходования воды.

Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок...

Как называется эта волшебная кладовая? (Земля.) Поссешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — гору на грузовике везти. Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда  люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: Пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, в овощах, фруктах, ягодах.

И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка.

Так и с волшебной кладовкой - землей.

У слова «земля» несколько значений. Одно из них — почва.

Формулировка темы урока

- Итак, откройте учебник на стр. 64 и прочитайте тему урока: «Что такое почва»

- Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

Постановка проблемной ситуации

- что такое почва?

- знаете ли вы, из чего состоит почва?

- какими свойствами она обладает?

-а как это узнать?

Формулировка цели урока.

Совместно с детьми формулирую цель урока: научиться определять состав почвы.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Работают на слух

Отвечают на вопрос учителя

Знакомятся с темой урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание в группах

Объясняют выполненное задание.

Участвуют в формулировке цели.

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира

К: умеют работать в группах: находить общее решение и разрешать конфликты

Р: определять и формулировать цель на уроке

Положительно относятся к процессу познания

II. Про-ектиро-вочный

Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (побуждающий диалог от проблемной ситуации)

Обозначаю совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения определять состав почвы, а для этого предлагаю восстановить правильный порядок пунктов плана:

  1. узнать, что такое почва;
  2. узнать, из чего состоит почва;
  3. узнать, какое значение имеет почва для растений и животных

Объясняю, что после выполнения каждого пункта дети должны будут отмечать свои действия на листах самооценки.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Речь учителя

Доска (план)

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Проявляют интерес к учебной деятельности

III. Процес-суальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод (прием предположения, сравнения, обобщения, сопоставления фактов, использование наглядности)

Реализации 1 задачи 

- под картинкой ниже прочитайте, что такое почва.

- Нам встретилось еще одно новое слово плодородие. Это это способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.

- Почему же почва плодородна?

- нас просят выдвинуть гипотезу, вы уже знаете, что это.

- Итак, предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. А чтобы узнать, так ли это, мы изучим состав почвы.

.

Возвращаемся к пунктам плана.

Реализация 2 задачи

- И мы переходим ко второму пункту плана.

- Сегодня мы опять будем исследователями и проведем эксперимент, который будет называться «Состав почвы».

У вас на парах есть рабочие листы, по ходу эксперимента вы будете там делать записи. Но сначала техника безопасности: стакан с водой передаем друг другу осторожно, на столах у вас лежит только учебник, рабочий лист, ручка, стакан с водой и лист, на котором есть почва.

- Итак, опыт №1

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

—  Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Вывод: в почве есть воздух.

- в своих листах в таблице в первой колонке вписываем недостающие слова, во второй пишем вывод.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2

- Перед вами спиртовка. С её помощью мы нагреем почву.

т/б: нельзя трогать спиртовку, двигать ее, трогать стакан с водой, чтобы посмотреть результат, вы по очереди рядами подходите к моему столу.

- Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Стекло становится влажным.

Вывод: в почве есть вода.

- Записываем результат в таблицу.

(По окончании этого опыта почву продолжают нагревать.)

Опыт 3

Будем продолжать нагревать почву.

-Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)

Это сгорает перегной, который образовался из остатков расте¬ний или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

- Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной, или гумус.) Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

- заносим информацию в таблицу.

Опыт 4

Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

- Заносим информацию в таблицу.

Опыт 5

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли.

Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: в почве есть соли.

- Заносим информацию в таблицу.

- Итак, из чего состоит почва? (Ученики диктуют, а учитель записывает на доске.) Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований, что в почве содержатся вода, воздух, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений. Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.

Физкультминутка

Реализация 3 задачи

- мы с вами выполнили 2 пункта, остался последний. Прочитайте текст на стр. 66.

- что растения получают из почвы?

- что такое соли?

- Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

- Как животные повышают плодородие почвы?

Домашнее задание

Учебник: стр. 64-67, ответить на вопросы стр. 67

Знают названия четырех башен Московского Кремля

По внешнему виду определяют проездные башни Московского Кремля

Узнают на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца

Рассказывают о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П: умеют

наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом.

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П: умеют

наблюдать, читать, слушать;

П: умеют

наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом.

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П: умеют

наблюдать, читать, слушать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

К: умеют работать в парах: находить общее решение и разрешать конфликты

П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира

Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни;

проявляют целостный взгляд на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы

IV. Рефлек-сивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный метод (побуждение обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы; решение проблемной ситуации)

Провожу обобщение по теме урока и оцениваю совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий.

Возвращаюсь к проблемной ситуации.

Соотношу совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью.

Предлагаю провести рефлексию с помощью «Дерева деятельности»

яблоко – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – получилось почти все;

Желтый листок – не все получилось, но я старался;

Красный листок – не справился, нужно еще поработать.

Ставлю оценки.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

И, Ф

Речь учителя

Презентация

Контроль

Самоконтроль, контроль

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс.

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс. школа 21 века...

Что такое перевёрнутый класс ? !

Что такое  перевёрнутый класс ? !Активное обучение учащихся первой ступени общего среднего образования посредством метода «Перевёрнутый урок»...

Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"

Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...