2. что такое почва3 класс
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О:
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Что такое почва»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3б
Цель урока: формирование умения определять состав почвы.
Задачи урока: | |
Дидактические: | знать, что такое «почва»; учить определять состав почвы; уметь определять значение почвы в природе. |
Развивающие: | развивать интерес к окружающему миру; развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки; развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, обобщать факты. |
Воспитательные: | воспитывать уважительное отношение к; воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | ||||||||
| Мотивировать обучающихся к изучению темы «Что такое почва» | Проблемный метод (постановка проблемной ситуации; столкновение разных точек зрения) | Организационный момент Приветствую детей. Проверяю готовность к уроку. Актуализация знаний - Объясните смысл пословиц о воде. • Вода и мельницу ломает. • Вода путь найдет. • Вода студена — тело ядрено - Отчего загрязняется вода в реках, морях, озерах? - Чем опасно загрязнение воды? - Как люди охраняют воду от загрязнений? - Назовите правила бережного расходования воды. Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко - горой румяных яблок... Как называется эта волшебная кладовая? (Земля.) Поссешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — гору на грузовике везти. Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: Пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, в овощах, фруктах, ягодах. И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка. Так и с волшебной кладовкой - землей. У слова «земля» несколько значений. Одно из них — почва. Формулировка темы урока - Итак, откройте учебник на стр. 64 и прочитайте тему урока: «Что такое почва» - Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Постановка проблемной ситуации - что такое почва? - знаете ли вы, из чего состоит почва? - какими свойствами она обладает? -а как это узнать? Формулировка цели урока. Совместно с детьми формулирую цель урока: научиться определять состав почвы. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Работают на слух Отвечают на вопрос учителя Знакомятся с темой урока. Отвечают на вопросы учителя Выполняют задание в группах Объясняют выполненное задание. Участвуют в формулировке цели. | Р: организуют себя на уроке; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других; П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира К: умеют работать в группах: находить общее решение и разрешать конфликты Р: определять и формулировать цель на уроке | Положительно относятся к процессу познания | ||||
II. Про-ектиро-вочный | Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Проблемный метод (побуждающий диалог от проблемной ситуации) | Обозначаю совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения определять состав почвы, а для этого предлагаю восстановить правильный порядок пунктов плана:
Объясняю, что после выполнения каждого пункта дети должны будут отмечать свои действия на листах самооценки. | Планируют совместную деятельность на уроке | Ф | Речь учителя Доска (план) | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других | Проявляют интерес к учебной деятельности | ||
III. Процес-суальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Проблемный метод (прием предположения, сравнения, обобщения, сопоставления фактов, использование наглядности) | Реализации 1 задачи - под картинкой ниже прочитайте, что такое почва. - Нам встретилось еще одно новое слово плодородие. Это это способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития. - Почему же почва плодородна? - нас просят выдвинуть гипотезу, вы уже знаете, что это. - Итак, предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. А чтобы узнать, так ли это, мы изучим состав почвы. . Возвращаемся к пунктам плана. Реализация 2 задачи - И мы переходим ко второму пункту плана. - Сегодня мы опять будем исследователями и проведем эксперимент, который будет называться «Состав почвы». У вас на парах есть рабочие листы, по ходу эксперимента вы будете там делать записи. Но сначала техника безопасности: стакан с водой передаем друг другу осторожно, на столах у вас лежит только учебник, рабочий лист, ручка, стакан с водой и лист, на котором есть почва. - Итак, опыт №1 Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. — Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Вывод: в почве есть воздух. - в своих листах в таблице в первой колонке вписываем недостающие слова, во второй пишем вывод. Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 - Перед вами спиртовка. С её помощью мы нагреем почву. т/б: нельзя трогать спиртовку, двигать ее, трогать стакан с водой, чтобы посмотреть результат, вы по очереди рядами подходите к моему столу. - Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Стекло становится влажным. Вывод: в почве есть вода. - Записываем результат в таблицу. (По окончании этого опыта почву продолжают нагревать.) Опыт 3 Будем продолжать нагревать почву. -Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.) Это сгорает перегной, который образовался из остатков расте¬ний или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. - Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной, или гумус.) Вывод: в почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. - заносим информацию в таблицу. Опыт 4 Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. Вывод: в почве есть песок и глина. - Заносим информацию в таблицу. Опыт 5 Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: в почве есть соли. - Заносим информацию в таблицу. - Итак, из чего состоит почва? (Ученики диктуют, а учитель записывает на доске.) Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований, что в почве содержатся вода, воздух, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений. Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее. Физкультминутка Реализация 3 задачи - мы с вами выполнили 2 пункта, остался последний. Прочитайте текст на стр. 66. - что растения получают из почвы? - что такое соли? - Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется? - Как животные повышают плодородие почвы? Домашнее задание Учебник: стр. 64-67, ответить на вопросы стр. 67 | Знают названия четырех башен Московского Кремля По внешнему виду определяют проездные башни Московского Кремля Узнают на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца Рассказывают о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля | К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом. Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата П: умеют наблюдать, читать, слушать; П: умеют наблюдать, читать, слушать; умеют работать с текстом. К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата П: умеют наблюдать, читать, слушать; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других Р: осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата К: умеют работать в парах: находить общее решение и разрешать конфликты П: проявляют познавательный интерес при изучении окружающего мира | Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни; проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
IV. Рефлек-сивно-оценочный | Соотносить результаты с поставленной целью | Проблемный метод (побуждение обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы; решение проблемной ситуации) | Провожу обобщение по теме урока и оцениваю совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий. Возвращаюсь к проблемной ситуации. Соотношу совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью. Предлагаю провести рефлексию с помощью «Дерева деятельности» яблоко – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – получилось почти все; Желтый листок – не все получилось, но я старался; Красный листок – не справился, нужно еще поработать. Ставлю оценки. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях. Участвуют в предложенной рефлексии | Ф И, Ф | Речь учителя Презентация | Контроль Самоконтроль, контроль | Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-309707-1384970227.jpg)
Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"
В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....
Что такое мастер-класс.
В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-334560-1548965708.jpg)
Что такое перевёрнутый класс ? !
Что такое перевёрнутый класс ? !Активное обучение учащихся первой ступени общего среднего образования посредством метода «Перевёрнутый урок»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1340594-1635767180.jpg)
Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"
Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...