Урок - исследование "Кто такие звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок содержит материал для организации исследовательской работы в малых группах, а также презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_kto_takie_zveri.odt | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: «Кто такие звери?»
Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить отличать зверей от других животных; способствовать установлению связи между строением тела и образом жизни зверей.
Вывод урока: отличительные признаки зверей — это наличие шерсти, семи шейных позвонков и вскармливание детёнышей молоком. Зверей называют млекопитающими.
Материалы к уроку: тексты, рабочие листы, иллюстративный материал.
Планируемый результат:
Учащиеся учатся:
- распознавать зверей по их внешнему строению и отличительным признакам;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, нахождения ответов на вопросы.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- узнавать зверей по описаниям, фотографиям и т. д.;
- выделять отличительные признаки зверей;
- доказывать принадлежность животного к классу млекопитающих.
Ход урока
1. Актуализация знаний, мотивация
1.1. Отгадайте загадки :
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос — как топор,
Хвост — как упор.
(Дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» - поёт со свистом.
(Клёст)
Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- О ком мы с вами говорили на прошлом уроке? ( О птицах)
- Что вы можете сказать об этих птицах? ( Они зимующие)
- Какие части тела у птиц можете назвать? Покажите их.
1.2. Прочитайте тему нашего урока. Рассмотрите внимательно изображения животных. Выберите из данных представителей животного мира зверей.
Слайд 1 : крокодил, пчела, сова, дельфин, волк, тигр, кит, летучая мышь, дикобраз, жираф
- Ваши мнения разошлись. Как узнать, кого из представителей можно отнести к зверям?
( Дети предлагают свои решения. )
Слайд 2: Вопрос для исследования: какие отличительные признаки есть у зверей?
- Какова будет цель нашего исследования? (Выслушиваются мнения детей)
Слайд 3: Цель исследования: изучить разные материалы и собрать факты об отличительных признаках зверей.
2. Исследование в малых группах
2.1. Повторяют правила дружной работы в группе
2.2. Получают материал:
- текст;
- иллюстрации;
- рабочий лист (Приложение )
2.3. Изучают материалы. Выполняют задания на рабочем листе и готовятся к выступлению.
3. Обмен информацией
Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. Рассказывают по очереди всему классу об особенностях зверей.
( Появляются на слайде по мере выступлений)
Слайд 4: 1) тело покрыто шерстью; 2) кормят детёнышей молоком; 3) семь шейных позвонков
- Можем ли мы теперь ответить на исследовательский вопрос, который поставили в начале урока: какие отличительные признаки присущи зверям?
- Сделаем вывод по нашим исследованиям.
Слайд 5: Вывод урока: отличительные признаки зверей — это наличие шерсти, семи шейных позвонков и вскармливание детёнышей молоком. Зверей называют млекопитающими.
- Рассмотрите изображения зверей. Выделите части тела животных.
5. Подведение итогов, рефлексия
- Вернёмся к картинкам с животными. Какие же из них относятся к зверям, а какие нет. Как нам удалось решить проблему?
6. Домашнее задание:
Нарисовать зверя и подготовить о нём небольшой рассказ.
Приложение к уроку
Текст 1
Размножение зверей
Рождение живых детёнышей нельзя считать признаком, характерным для всех зверей.
По этому признаку учёные-биологи делят зверей на три группы:
1) яйцекладущие,
2) сумчатые,
3) плацентарные.
Яйцекладущие откладывают яйца.
Сумчатые донашивают своих детёнышей в сумке на животе.
У плацентарных детёныши развиваются в теле матери.
Рабочий лист 1
Соедините животных с группами, к которым они относятся:
Яйцекладущие
сумчатые
плацентарные
кенгуру
коала
утконос
лиса
дельфин
Иллюстрации: кенгуру, коала, лиса, дельфин, кенгуру, утконос.
Текст 2
Чем покрыто тело зверей?
Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы.
Это первый отличительный признак зверей.
Количество шерсти у зверей может быть различным. У медведя шерсти много, а у слона мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь и какой образ жизни он ведёт.
Многие звери покрыты волосками двух видов. Например у бобра под длинными жёсткими волосками спрятан плотный слой мягких волосков. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волоски.
Рабочий лист 2
1. Для чего нужна шерсть зверям? _____________________________
2. У кита нет шерсти, но когда-то давным-давно была. Постепенно она исчезла. Тогда что спасает кита от холода? ___________________
3. Нарисуйте зверей с шерстью, без шерсти.
Иллюстрации : медведь, бобр, слон, кит.
Текст 3
Млекопитающие
Все без исключения звери вскармливают своих детёнышей молоком. За это они получили название «млекопитающие».
Есть у зверей ещё один отличительный признак — семь шейных позвонков.
Столько их у кита, и у длинношеего жирафа.
Рабочий лист 3
Нарисуйте млекопитающих разных размеров и их детёнышей.
Иллюстрации: волк, собака, кит, жираф.
Текст 4
Особенности зверей
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём и ночью.
Большинство зверей ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как кенгуру.
Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях, некоторые обитают в океане, а некоторые — в толще почвы.
Благодаря своему строению звери заселили все среды обитания.
Рабочий лист 4
Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких зверей, меняющих окраску, вы знаете? Нарисуйте их.
Иллюстрации: кабан, мышь, рысь, кенгуру, обезьяна, морж.
Текст 5
Разнообразие зверей
Строение тела зверей бывает разным. Это зависит от образа жизни.
Где живёт крот? Под землёй. Поэтому ноги у него превратились в своеобразные лопаты.
Дельфины, киты, всю жизнь проводят в воде. Их ноги превратились в ласты.
Такие же ласты у тюленей, морских львов, моржей.
Рабочий лист
1) Какой зверь умеет летать? _________________________________
2) Во что превратились его лапы? _____________________________
3) Нарисуйте это животное.
Иллюстрации: крот, тюлень, морж, дельфин, ленивец, летучая мышь, морской лев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия." 4 класс....
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Урок русского языка. 2 класс. тема урока: "Что такое части речи?"
Дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе...
Урок. Тема урока: Что такое предложение?
Предметная область: Русский языкКласс: 2 Тип урока: Закрепление.Тема урока: Что такое предложение? Цель урока: создать условия для применения знаний о предложении и расстановке з...
Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок
Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....
Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?
Тема урока Что такое корень? Что такое однокоренные слова?...