Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Вода.Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок знакомит учащихся с понятием «вода», «гидросфера», свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_voda_2_kl_na_konkurs.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ №6 г.Маркса
учитель: Горишняя Наталья Александровна
сценарий урока по окружающему миру во 2 классе
Тема урока: «Вода.Свойства воды»
Цель:
1) Обучающая – познакомить учащихся с понятием «вода», «гидросфера», свойствами воды; формировать понимание важности воды для всех объектов на планете, расширять общий кругозор.
2)Развивающая: развивать умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; прививать навыки практической деятельности, наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности, исследовательской работы.
3)Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам; культуру поведения на уроке через общение.
Формирование УУД:
1)Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
2) Познавательные: анализировать результаты опытов, элементарных исследований.
3) Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.
4)Коммуникативные: работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Оборудование:(для учащихся)карточки, лабораторная посуда, вода, молоко, лимон.
Для учителя: мультимедийная доска, презентация к теме «Значение и свойства воды», глобус, оформление для доски.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, прошу садиться.
- Послушайте сказку: «Есть в сказочном мире Страна Серебристого Дождя. Жила – была в этой стране водяная Капля, молодая и прекрасная. Глаза синие, большие. Вместе с ней жили её сестрицы. И жили в этой стране добрые и сильные великаны-волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссорились и дрались. Но однажды в небе появилась Серебристая Туча. И пошёл дождь. Там, где упали Серебристая Капелька и её сестрицы, выросли прекрасные цветы и деревья. А карлики стали добрыми великанами. В память о Серебристой Тучке каждое воскресенье они устраивали праздник, который назвали Днём Дарующих капелек.
- Ребята, представьте себе волшебную Каплю, протяните руки, произнесите слово «кап-ля», почувствуйте как она переливается в ладошках. Вода дарует жизнь. (Слайд со звуком падающей капли)
- Я думаю, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успехов и удачи вам!
II. Актуализация знаний.
1. Введение в тему.
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.
1) Бегу я, как по лесенке, по макушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (ручеёк)
2) Лежало одеяло, мягкое, белое,
Солнце припекло, одеяло потекло. (снег)
3) Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (дождь)
4) У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт
Гвоздь упадёт. (сосулька)
5) Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дожик ближе. (облако)
- Что объединяет все наши отгадки? О чём мы будем с вами говорить? (О воде).
- А что такое вода? (Это жидкое вещество)
Учитель быстро вращает глобус.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (На глобусе очень много голубого цвета)
- О чём это говорит? (Вся вместе взятая вода образует водную оболочку Земли).
- А как же называется такое количество воды? (Гидросфера – греческое слово, образовано из двух слов «гидро» - вода, «сфера» - шар.) Гидросфера – водная оболочка Земли. Где мы можем прочитать данное определение (в учебнике – справочный материал на с.102, энциклопедии, в Интернете).
- Когда Юрий Алексеевич Гагарин находился в космосе, он сообщил, что видит нашу планету голубой. А многие учёные предлагали переименовать её в планету Океан. Вот такой видят космонавты Землю из космоса. (Слайд) Вода повсюду.
- Где мы можем видеть это вещество?(Ответы детей)
- Показ слайдов: река, озеро, море, ручей, водопад, плоды и ягоды, тело животных наполовину состоит из воды, тело человека на 2/3 состоит из воды. Она входит в состав крови.
- Приведу простой пример:
- Набегавшись, что вы в первую очередь делаете? (Пьём воду). Зачем?
- Да, так вы пополняете потерянную влагу. В сутки человеку необходимо 2 литра воды.
- А с чем он её потребляет?
- В одной из русских народных сказок героине дают задание «принести воды в решете».
- Как вы думаете, она справилась или нет? (Ответы детей) Я принимаю ответы, но всё- таки нам нужно это проверить. Для этого мы переместимся сегодня в исследовательскую лабораторию и понаблюдаем за водой, проведя опыты.
III. «Открытие новых знаний».
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока?(Ответы детей) А из каких источников мы можем об этом узнать? (Из учебника)
- Дети читают тему урока «Вода: её значение и свойства».
2. Практическая работа.
1. - Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как ид1т дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные разгадывают их. А мы пока начнём с простого. Чтобы использовать воду, человеку необходимо знать свойства воды. Открыть её тайны помогут опыты, которые вы проведёте в своих группах. А результаты запишите в таблицу.
(Практическая работа проводится так, как написано в учебнике, с.4)
У каждой группы на столе задание, необходимые приборы, жидкость)
По окончании работы, каждая группа отчитывается о проделанной работе.
На доске, где свойства воды, ребята наклеивают капли: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачная, принимает форму сосуда.
На слайде появляется вывод о свойствах воды.
- Так как же мы ответим на вопрос: можно ли принести воды в решете? (нет)
- Почему? (свойство текучести) (Показать на примере сита).
- Но на этом удивительное свойство воды не заканчивается. Вода – самое привычное вещество на Земле. А знаете ли вы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия. Откуда она пришла? Учёные с давних пор исследуют воду. Однажды они предположили, что «У Воды есть память». Она видит, слышит, ощущает. Учёные воздействовали на Воду с помощью музыки, слова, молитвы. В лаборатории японского доктора Массару Эмото её замораживали и исследовали.
- И что же они обнаружили? (Видеофильм) Вода может менять свою структуру.
- Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января происходит чудо – Божий дух снисходит на все земные воды и они становятся целительными. Так считают все православные верующие. Всё это происходит благодаря молитве. Люди ходят в церковь и святят воду, которую хранят круглый год. Считается, что данная вода имеет свойство не портится, изгонять нечисть и исцелять от заболеваний. Верите вы или не верите в силу Крещенской воды, она есть.
- Какой же урок мы возьмём из услышанного? Говорить воде самые наилучшие слова: спасибо, люблю, благодарю. А она в свою очередь одарит вас здоровьем, красотой, долголетием. Но, чтобы вода приносила пользу всему живому организму, она должна быть – Какой? (Чистой).
- Что для этого необходимо делать?
Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два. (наклоны влево, вправо)
Звери из ручья попили (нагнулись),
Влево, вправо наклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапами достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
3. Значение воды (по ходу действия составляем цветок: люди, растения, животные)
1) Для человека:
- Изучив свойства , вода стала доступна человеку.
На экране пословица: «Капля воды дороже золота».
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды).
- Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня.
- Зачем вода так нужна человеку? (Ответы детей)(Уталить жажду, приготовить пищу, помыться, для уборки помещения, в быту, полить огород, постирать; она входит в состав организма человека).
2) Для растений: (Если есть в классе цветы, обратить внимание на них)
Пример (на слайде): Стоящие на подоконнике цветы засохли, завяли. Почему? (Из-за нехватки воды)
- А кто ещё нуждается в воде? ( животные) (На слайде)
- Итак, сделаем вывод: - Кто не может обходиться без воды? (дети зачитывают с доски)
Стихотворение: (Читают со слайда капитаны команд).
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Чем же является вода для всего живого на Земле?
- Чтобы полно ответить на вопрос, у каждой группы есть карточки, где нужно заполнить пропуски. По окончании, капитаны команд зачитывают свои ответы.
1 группа: Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – это сама … (жизнь)
2 группа: Соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … (здоровье).
3 группа: Соблюдая личную гигиену, мы сохраняем свою… (красоту).
На доске: под значением воды капитаны располагают карточки.
На слайде: Вода – это жизнь, красота и здоровье.
- Посмотрите на слайд (растения и животные, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая).
- Чем является вода для данных живых организмов? (Домом).
На доске добавляем под значением : дом
IV.Закрепление материала
- Обвести в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды
- Имеет цвет
- Не имеет цвета
- Не имеет вкуса
- Имеет вкус
- Имеет запах
- Не имеет запаха
- Непрозрачна
- Прозрачна
- Не обладает текучестью
- Обладает текучестью
- Имеет форму
- Не имеет формы
(Правильные ответы: 2, 3, 6, 8, 10, 12)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и заканчивается урок.
- Чему вы научились?
- О каких свойствах воды вы узнали в своих исследовательских лабораториях? (Перечисляют)
- Каково её значение? (Очень велико)
- Для человека очень важно знать свойства воды, т.к. в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь без воды невозможна.
- Кто не может обходиться без воды? (На доске цветок)
- А теперь, ребята, оцените свою работу в группе. (На столе два стакана: с «живой» и «мёртвой» (кипячёная)» « водой»)
- Если вы работали активно, поддерживали дружелюбную обстановку в группе, не делали ошибок, чему-то научились, то положите свою капельку в стакан с живой водой, а если остались недовольны своей работой и работой группы, то опускаете капельку в стакан с «мёртвой» водой.
- Затем капитаны команд подсчитывают результаты.
- И в заключении я хочу привести слова французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,
Не понимая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…
Ты величайшее в мире богатство…»
Домашнее задание: уч-к с.3-5, р.т. с.22 №56, 57, 58?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающий мир по теме: "Превращение воды"
План урока окружающего мира УМК "Гармония" по теме: "Превращение воды"...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Про воду"
Конспект урока по окружающему миру с элементами математики для 2 класса с применением: ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об опасностях, подстерегающих в лесу и на водоемах; закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; формирование правил поведения на воде и...
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"...
Конспект урока окружающего мира «Превращение и круговорот воды»
Превращение и круговорот воды...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"...