Конспект урока окружающего мира 2 класс "Про воду"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру с элементами математики для 2 класса с применением: 

                                          Интерактивная доска

·        Система контроля и мониторинга качества знаний СОКЗ

·        Модульная система экспериментов PROLog

·        Цифровой микроскоп

·        Проектор

·        Документ-камера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_vodu_urok.docx234.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока Ботневой Е.А.

по предмету «Окружающий мир с элементами математики» 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Про воду»

Цель: познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами.

               Задачи:

  • создать условия для определения учащимися свойств воды;
  • обобщить приемы сложения и вычитания двузначных чисел;
  • конкретизировать общие способы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разрядную единицу;
  • научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;
  • развивать навыки обучающихся, анализировать и синтезировать учебную задачу;
  • развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание;
  • научить выполнять простейшие исследования.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные 

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, модульные системы экспериментов;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • развивать познавательный интерес к предмету через исследования;
  • воспитывать целеустремлённость и настойчивость, стремление к истине и критичности мышления, к здоровому образу жизни.
  • совершенствовать навыки понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде числового выражения.

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: 

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  •  сотрудничать;

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

  • ребусы;
  • карточки с заданиями, индивидуальные карточки для работы на уроке;
  • емкости с водой и снегом;
  • таблица для результатов эксперимента;
  • Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 2 кл.
  • Инновационное оборудование:
  • Интерактивная доска
  • Система контроля и мониторинга качества знаний СОКЗ
  • Модульная система экспериментов PROLog
  • Цифровой микроскоп
  • Проектор
  • Документ-камера

         Межпредметные связи:

  • музыка
  • литературное чтение

          Формы работы:

  • фронтальная (Ф)
  • групповая (Г)
  • индивидуальная (И)

                             Технология изучения темы

             (Технология проблемного обучения)

            1 этап. Самоопределение к деятельности.

Цель:

  • введение в тему урока;
  • выявить имеющиеся знания по теме;

Форма работы: Ф+И.   Инновационное оборудование: интерактивная доска.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Задание 1. Найдите закономерность и продолжите её.

- Ребята, на экране перед вами числовые закономерности. Найдите закономерность к каждому ряду и продолжите её в своих карточках.

Один ученик работает у доски.

- Объясните, почему вы выбрали именно такое решение?

Задание 2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (для демонстрации ребусов используется документ-камера)

- Разгадайте ребусы и, решив примеры, разгадайте ключевое слово.

-Какое ключевое слово у вас получилось?

- Из чего состоит снег?

-Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в песне, «без воды и ни туды, и ни сюды»

Стихотворение о воде (стихотворение выводится через документ-камеру на доску)

           Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

 и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

 в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

-Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

- Итак, какая цель нашего урока? В чем будем разбираться?

Учащиеся находят закономерность в каждом ряду и записываю продолжение закономерности в индивидуальные карточки.

  • 10,20, 30,…,…,…,…,…,…,
  • 100, 90,…,…,…,…,…,…,…,
  • 17, 27, 37,…,…,…,…,…,
  • 12, 32,…,…,  

- В первом ряду числа- десятки в порядке возрастания, во втором – в порядке убывания, третий ряд – каждое следующее число больше предыдущего на 10, четвертый ряд – каждое число больше на 20.

36 уменьшить на 33(число, буква «с»)

11-8 (линейка, буква «н»)

22-16 (уравнение, буква «е»)

ребус 3

19-17 (угол, буква «г»)

- СНЕГ

- Из воды и воздуха.

- Что туман это вода.

- Узнать новую и полезную информацию о свойствах воды.

2 этап.     Учебно  – познавательная деятельность.

              Цель:         

  • создать условия для выявления основных особенностей воды;

учить выполнять простейшие исследования (выдвигать  гипотезы, анализировать, сравнивать,). Форма работы:    Ф + Г

 Задание 1.ПОИСК  РЕШЕНИЯ проблемы, выдвижение гипотез.

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

       Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать  будут три исследовательские лаборатории. Вы - исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

       

        - Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

        - Что будет предметом исследования?

Физминутка: 

http://www.youtube.com/watch?v=8wwfctNx0GI

( Вода –это жидкость.)

 (Воду мы наливаем в графин, чайник)

 (Вода бывает горячая и холодная)

(В  воде можно купаться, нырять)

( Исследователи –это люди, которые хотят быть умными)

         ( Исследователи следят за чем-то непонятным и новым)

- Вода.

        3 этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность.

Цель:  сформировать целостное представление об основных особенностях воды.  

Форма работы:    Ф + Г . Инновационное оборудование: документ – камера, модульная система экспериментов PROLog.  

Задание 1. Измерить температуру воды в трех емкостях.

- Перед вами три емкости. В одной – вода из под крана, во второй горячая вода, а в третьей - снег, принесенный со школьного двора.

- Измерьте пожалуйста при помощи датчика температуры и щупа сначала температуру воды, а затем температуру снега.

- Какие данные вы получили?

- Данные занесите в таблицу, находящуюся у вас на столе.

- А как может быть связана математика с водой?

- Давайте сейчас составим задачу по нашим наблюдениям, используя данные горячей и холодной воды.

- Мы с вами уже сказали, что снег состоит из воды.

- Скажите, а почему взрослые, постоянно напоминают детям о том, что нельзя есть снег?

- Почему его нельзя есть?

- Доказать то,  что в снеге на самом деле содержится очень много грязи, мы с вами тоже можем при помощи микроскопа.

Лабораторная работа с использованием микроскопа.

- Давайте с вами сравним воду из под крана и снег, который уже превратился в воду.

- Скажите, можем ли мы на глаз определить, где какая вода?

- Значит мы сразу же можем сделать вывод, что вода прозрачная?

- А если мы ее понюхаем, то может тогда сможем отличить где какая?

- А что еще о свойствах воды вы можете сказать? Какая она?

- Давайте уточним наши выводы. Откроем учебники и сравним, а также узнаем еще полезную информацию про воду. Например, сколько человек может прожить без воды и т.д.

- Значит определить где у нас какая вода мы можем только при помощи микроскопа. Давайте посмотрим. (Дети при помощи цифрового микроскопа на доске дети видят, что талая вода от снега содержит в себе еще частицы грязи).

- В первом стакане вода холодная, температура 15ºС, во втором горячая - 39ºС, а в третьем снег – (-3ºС).

- Как мы убедились на опыте, мы можем измерить температуру воды и сравнить ее.

Задача.  В первом стакане вода 15ºС, во втором - 39ºС. На сколько вода в первом стакане холоднее, чем во втором?

- Потому что снег грязный.

- Нет, определить не можем, т.к. снег был чистым и белым, а не серым, который лежит вдоль дорог. И после того как он растаял получилась обычная прозрачная вода.

- Нет, так как вода не имеет запаха.

- Еще она не имеет форму, у нее нет вкуса и цвета.

                 4 этап.     Диагностика качества усвоения темы.

Цель:      установить степень усвоения темы: «Про воду» 

Форма работы:   И + Ф.  Инновационное оборудование: документ – камера, система мониторинга  и контроля качества знаний СОКЗ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА.

Задание 1. Выполните тест. 

Форма работы:  И 

- А теперь из исследователей вы превращаемся опять в учеников. И ответьте пожалуйста на вопросы теста по сегодняшней теме.

Для выполнения теста используется система мониторинга  и контроля качества знаний СОКЗ.

Ключи: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1.

                            Тест

1.Сколько человек может прожить без воды?

1

Несколько минут

2

Несколько часов

3

Несколько дней

2. Что такое пар?

1

Вода в твердом состоянии

2

Вода в жидком состоянии

3

Вода в газообразном состоянии

3. Какого цвета вода?

1

Без цвета

2

Голубая

3

Белая

4. Что такое лед?

1

Вода в твердом состоянии

2

Вода в жидком состоянии

3

Вода в газообразном состоянии

         

               5 этап. Рефлексивная деятельность.

Цель:

  • организовать самоанализ своей деятельности;
  • выявить степень удовлетворенности уроком.

Задание 1. (самооценка своей деятельности).

- При помощи смайликов оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Дети поднимают смайлик с улыбкой или грустный смайлик )

Задание 2 (самоанализ):

- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что у вас получилось и не получилось?

- Какие задания вам хотелось бы выполнить еще раз?

Домашнее задание.

 - Подготовить сообщение о красоте воды.

           Спасибо всем!

Высказываются.

                                 

                               Использованная литература и сайты:

  • Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 2кл., М: Просвещение, 2012.
  • Белорусец С. М. «Веселая аРИФметика» / Самара.: Издательский дом «Федоров» - 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....

Конспект урока окружающего мира " Свойства воды"

Данный урок исследовательского характера предназначен для 2-3 классов разных УМК. Обучающиеся смогут узнать о свойствах воды....

Конспект урока окружающего мира "Круговорот воды в природе."

Познавательный материал для урока окружающего мира...

Конспект урока окружающего мира "Огонь, вода и газ" 3 класс

Урок в 3 классе на тему "Огонь, вода и газ" составлен по УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА окружающего мира "Берегите воду!"

Тема: Берегите воду!Тип урока: решения учебной задачиЦель:  продолжить знакомство  с одним из главных природных богатств природы – водой; показать значение воды для человека; воспитыва...

Конспект урока окружающего мира "Берегите воду" 3 класс + презентация УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование бережного отношения к воде, знакомство с мерами охраны водоемов, причинами загрязнения воды.Планируемые результатыПредметные:-знать причины загрязнения воды, ме...