Конспект урока окружающий мир по теме: "Превращение воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План урока окружающего мира УМК "Гармония" по теме: "Превращение воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Превращение воды (3 класс), УМК «Гармония»
Задачи урока:
- закрепить знания о трёх состояниях вещества;
- формировать представления о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды;
- показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, воображение;
- воспитывать экологически грамотное поведение в природе, осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов.
Оборудование:
Карточки на доску, карточки для самостоятельной работы детям.
Ход урока
- Организационный момент урока
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- Прогноз погоды
Урок окружающего мира мы начнём с прогноза погоды. Откройте календарь на стр. 62 и посмотрите на доску: «Согласны ли вы с составленным уже прогнозом погоды?»
(исправляют ошибки) - Кто может рассказать о сегодняшней погоде? Закройте тетради.
Покажите, какой знак состояния неба вы выберите, чтобы рассказать о своём настроении на уроке? Надеюсь, что материал сегодняшнего урока будет всем ясен и понятен.
- Актуализация знаний о воде
Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
На какой вопрос мы не нашли ответа.
-Что в природе очищает воду?
Кто дома нашёл ответ на этот вопрос? Чем пользовались при этом?
Кто желает продемонстрировать свои плакаты, просьбы к тем, кто загрязняет водоёмы. (рисовали дома) достаточно. Позже мы оформим выставку. Думаю, напомним всем, что чистота окружающего мира зависит от нас.
А сейчас вспомним о свойствах воды. Проведём игру «Веришь или нет»
На листочках запишите свои ответы «да» или «нет»
(Диктант с последующей взаимопроверкой истинные и ложные высказывания)
Веришь ли ты, что…
1.Чистая вода - жидкость белого цвета. (нет)
2.Вода обладает текучестью (да)
3.Чистая вода не имеет запаха. (да)
4. Чистая вода - прозрачная жидкость. (да)
5.Чистая вода имеет приятный запах. (нет)
6. Вода растворяет любые вещества (нет)
7. Вода – это и дождь, и снег, и град, и иней, и роса?
(взаимопроверка)
А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа.
Поднимите руку, у кого все ответы верные. Молодцы! А кто допустил больше трёх ошибок? Вы меня огорчили.
Оставьте листочки на парте, я потом их соберу.
- Сообщение новых знаний
Послушайте, и предположите, что это может быть?
К низу летит капельками,
А к верху - невидимой. (вода)
Солнышко купалось в луже под окном,
Но сегодня лужу затянуло льдом.
Что же произошло с водой? И почему? А что ещё с ней может произойти? Так о чём же мы будем говорить сегодня? О превращениях воды.
(Стадия вызова)
Итак, вспомните, что вы уже знаете о превращениях воды? (записать в таблицу)
Что мы знаем (стадия вызова) | Что мы хотим узнать (стадия осмысления) | Что мы узнали, и что нам осталось узнать (рефлексия) |
Вода может превратиться в снег, град, лёд, росу, иней | 1.Как вода превращается в пар, росу? 2.Как называется это превращение воды? 3.? | 1.+ 2.+ 3. ? |
(Стадия осмысления)
Что мы хотим узнать о превращениях воды? (записать в таблицу)
Гимнастика для глаз (по методу Базарного)
Перед чтением выполним упражнение для глаз. Следите за движением снежинки.
Что вы заметили?
(снежинка превратилась в капельку и начала быстрее двигаться)
Предположите, почему так случилось?
В какое время года может такое случиться?
Работа с учебником: Откройте учебник на стр. 82, возьмите в руки карандаш. При чтении текста не забывайте отмечать: v- уже знал, + новое для меня. (чтение текста вслух)
Что из прочитанного было нам известно? Что отметили v?
Почему воду называют удивительным веществом?
В каких трёх состояниях вода может находиться в природе?
Давайте воспользуемся условными знаками осадков и распределим их по состояниям.
Дождь, роса снег, град, иней туман
Несмотря на эти различия, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. А значит, и лёд и туман и роса состоят из одинаковых мельчайших частиц – КАКИХ? Из молекул.
Вспомните, как располагаются молекулы в жидком, твёрдом и газообразном веществах?
Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений.
Когда же при охлаждении вода превращается в лёд, её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул при этом не прекращается, они всё время колеблются.
- Динамическая пауза:
А сейчас на несколько минут представим себя молекулами воды.
Дети каждого ряда выходят по очереди, я шепчу им, молекулами чего они будут, дети изображают движение молекул, а другие дети угадывают. Например,ребята первого ряда будут молекулами градинки, снежинки;
второго ряда – молекулами росинки, дождинки;
третьего ряда – молекулами водяного пара, тумана.
(дети выходят к доске и показывают движение молекул)
Молодцы!
Продолжим работу.
Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)
Что из прочитанного вы отметили знаком +? Что новое узнали?
При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.
На доске появляются карточки:
испарение,
конденсация(слово это произошло от латинского конденсатио, что означает уплотнение, сгущение),
замерзание,
таяние
Можете вы назвать, какое превращение воды называют процессом испарения и конденсации? Значит знаний нам ещё недостаточно. Внимательно посмотрите фильм, может быть, там вы найдёте ответ на этот вопрос.
(просмотр фильма «Как вода становится паром и росой?» из серии мультфильмов «Семья почемучек»)
Проверяем, кто был внимателен?
Как называется процесс превращения воды в пар? ( испарение)
А превращение пара в воду? (конденсация)
Вдумайтесь в смысл слов замерзание – таяние. Противоположные по смыслу слова – это слова антонимы. И слова испарение и конденсация тоже слова антонимы.
- Закрепление полученных знаний
Откройте тетрадь на стр. 33 и выполните задание № 73
(Проверяем на доске)
Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)
А теперь давайте применим свой жизненный опыт, свои наблюдения, какие процессы чаще всего наблюдаются в разные времена года. Приведите примеры. (ответы детей)
Что происходит летом?
Презентация
Летом – испарение и конденсация воды (солнце нагревает землю и воду, вода испаряется, а после заката солнца воздух охлаждается и пар конденсируется в воду в виде росы или дождя);
Осенью – конденсация (если ночью резко понизится температура, станет ниже 0 градусов, то вместо росы появится иней);
Зимой – замерзание;
Весной – таяние и испарение (солнце нагревает землю, снег начинает таять, превращается в воду, вода испаряется).
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На карточке вы видите наш круглый год. Запишите, в какое время года, какие процессы можно наблюдать.
(На карточке работают самостоятельно в парах.)
Проверка через презентацию.
Встаньте, кто сделал работу без ошибок? Молодцы!
Где допустили ошибки?
(Третья стадия - Рефлексия)
Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)
Есть вопросы на которые мы не нашли ответа? (ставим -) Ответы на эти вопросы нам предстоит ещё найти. На какие-то из них вы постараетесь найти ответы дома.
- Подведение итогов
Подведём итоги работы.
Каким знаком состояния неба вы оцените свои успехи на уроке?
Я благодарю своих помощников: (назвать имена)
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Про воду"
Конспект урока по окружающему миру с элементами математики для 2 класса с применением: ...
Сценарий урока окружающего мира по теме "Превращение и круговорот воды"
В современном обществе всё актуальнее использовать образовательные сервисы для мотивации учащихся к обучению.Урок построен структурно и с использованием карточек Учи.ру, делая урок более увлекательным...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об опасностях, подстерегающих в лесу и на водоемах; закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; формирование правил поведения на воде и...
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"
Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"...
Конспект урока окружающего мира «Превращение и круговорот воды»
Превращение и круговорот воды...
Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Вода.Свойства воды"
Урок знакомит учащихся с понятием «вода», «гидросфера», свойствами воды....