Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу «Окружающий мир»
с использованием ППС
3класс
Тема: Круговорот воды в природе
Цели: 1. Познакомить с новым явлением в неживой природе
2. Исследовательско-поисковая работа (факты)
3. Развитие речи, воображения, мышления, наблюдательности.
4. Умение работать в малых группах
1. Сегодняшний урок окружающего мира мне хотелось бы начать с видеосюжета (Видеосюжет о водопадах, реках, морях) .(слайды 4,5)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?
( о воде) (слайд 6)
Вода – самое распространенное вещество на земле. Вода – символ
жизни. Она поит и кормит, лечит и заставляет страдать, приносит удовольствие и непоправимый вред. Это хорошо знакомое каждому из нас с самого рождения вещество обладает многими необычными свойствами. Она обязательный компонент всех живых организмов: растений, животных, человека. А также участник многих важных процессов в неживой природе.
С одним из таких процессов нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.
2. Но прежде давайте разгадаем загадки (слайд 7)
- Туча ,сосулька, снег
- Туман, град (чтение стихов) (слайд 8)
.
- Какое отношение имеют они к воде? (три состояния воды)
(слайд 9)
- Сделайте вывод о состояниях воды.
вода | |||||||
жидкое | газообразное | ||||||
твердое | |||||||
Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю бегу,
И стеклянной быть могу.
3. На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?
Но мы также знаем, что вода составляет 2/3 поверхности земли.
(слайд 10)
Как вы думаете, движется ли вода?
Высказывания детей: (движется) (не движется)
Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, вы займетесь исследовательской работой в группах.
4. Работа в группах (рисунки, сопровождающиеся устным пояснением представителя группы)
- Как выросли облака? (дождь)
- Что случилось с водяным паром? (туман)
- Снег – что это такое? (снег)
- Какой дождь никому не нужен? (град)
5. Подведение итогов работы по группам
На основе услышанного сделайте вывод о движении воды.
- Как движется вода? ( по кругу)
- Как одним сложным словом назвать движение воды на земле?
К | Р | У | Г | О | В | О | Р | О | Т |
6. Обратимся к учебнику и прочитаем о том, как же ученые пишут об этом явлении в природе?
- Как называют ученые воду?
(вечный путешественник)
-Что же самое главное в этом явлении?
(вода возвращается в источник и никуда не пропадает)
7. Формула влияния
- Что-то влияет на что-то
- Что-то влияет на кого-то
- Кто-то влияет на что-то
- Кто-то влияет на кого-то
- Применима ли эта формула к теме нашего урока?
- Обратимся к вашим работам
- Что присутствует кроме воды на всех ваших рисунках?
(солнце)
- Как используется эта формула, сказать о влиянии.
Солнце влияет Вода
- А что происходит с водой?
(изменяется)
- Как?
(меняет свои агрегатные состояния)
- Сейчас вы ещё раз подтвердите одно очень важное утверждение, о котором мы говорим .
- Какое?
(влияние приводит к изменению)
8. С каким очень важным процессом в неживой природе вы познакомились?
- Что самое важное в этом процессе, что нужно запомнить?
( вода никуда не исчезает)
9.И в заключении урока я предлагаю вам посмотреть некоторый процесс и определить является ли этот процесс круговоротом.
Опыт с чайником и тарелкой.
(Нет, т.к. не возвращается в источник)
10. Вода – путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.
Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение о путешествии капельки.
Темы сочинений
1.Как выросли облака
2.Что случилось с водяным паром.
3 Снег – что это такое?
4.Какой дождь никому не нужен?
Как выросли облака.
А как же получаются облака высоко в небе?
Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.
Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый водяной пар.
А там, наверху , далеко от земли, холодно.
Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет.
Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто-то разбросал там кусочки ваты.
Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу.
Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.
Что случилось с водяным паром.
А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет?
А вот что.
Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман.
Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится.
Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы.
Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в ней. Иней – это замёрзшая роса.
Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.
Снег – что это такое?
Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
Какой дождь никому не нужен?
Нужен дождь, да не всегда и не всякий.
Люди сено сушат, а дождь его мочит. Люди картошку копают, а дождь её поливает. Пора в поле хлеб убирать, а дождь мешает. Дождь не вовремя никому не нужен.
А бывает и так: дождь вовремя пойдёт, а никто ему не рад. Почему?
Да потому, что вместе с этим дождём сыплются с неба ледяные горошины. Возьми такую горошину в руки, от неё на ладошке капелька воды останется. Это град. Градины бывают с горошину и меньше, а бывают и с орех, и даже с куриное яйцо.
Падают тяжёлые градины с большой высоты, ломают в поле колосья, портят в саду ягоды, сшибают яблоки.
Откуда же взялись ледяные градины в жаркий летний день?
Высоко-высоко, в самом верху большой тучи, появились маленькие снежные крупинки.
Медленно опускались они и в нижней части этой тучи оказались среди крошечных капелек воды. Капельки покрыли белые крупинки и замёрзли на них корочкой прозрачного льда. Появились маленькие градинки. Теперь они упали бы на землю с летним дождём, если бы вдруг не подбросило их вверх. Будто дунул кто-то с земли огромным насосом. Струя воздуха подхватила градины и понесла их опять высоко наверх, к снежинкам.
Снежинки облепили их со всех сторон и замёрзли вокруг белым снежком.
Градины стали опускаться и опять попали в ту часть тучи, которая состояла из капелек воды, и опять покрылись корочкой прозрачного льда.
И снова воздух подбросил их вверх. Воздух играл с градинами, как ребята с мячом. Он то подкидывал их вверх, то опускал вниз. Градины покрывались то белым снегом, то прозрачным льдом.
И чем дольше воздух играл с ними, тем крупнее выпадал на землю град.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)
Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс
Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....
Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу уроков является проблемным....
Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе
Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...
Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)
Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Вода на Земле"
Цель урока: сформировать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и н...