Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Козлова Валентина Викторовна

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект урока по курсу «Окружающий мир»

                    с использованием ППС

                                   

                                 

3класс                                                  

                   Тема: Круговорот воды в природе

Цели: 1. Познакомить с новым явлением в неживой природе

           2. Исследовательско-поисковая работа (факты)

           3. Развитие речи, воображения, мышления, наблюдательности.

           4. Умение работать в малых группах

1. Сегодняшний урок окружающего мира мне хотелось бы начать с видеосюжета (Видеосюжет о водопадах, реках, морях)    .(слайды 4,5)

  • Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?

                                 ( о воде)                                    (слайд 6)

Вода – самое распространенное вещество на земле. Вода –  символ

жизни. Она поит и кормит, лечит и заставляет страдать, приносит удовольствие и непоправимый вред. Это хорошо знакомое каждому из нас  с  самого рождения вещество обладает многими необычными свойствами. Она обязательный компонент всех живых организмов: растений, животных, человека. А также участник многих важных процессов в неживой природе.

С одним из таких процессов нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

2. Но прежде давайте разгадаем загадки                            (слайд 7)

  • Туча ,сосулька, снег
  • Туман, град (чтение стихов) (слайд 8)

.

  • Какое отношение имеют они к воде?  (три состояния воды)

                                              (слайд 9)

  • Сделайте вывод о состояниях воды.

вода

жидкое

газообразное

твердое

Вода о себе так говорит:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю  бегу,

И стеклянной быть могу.

3. На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?

Но мы также знаем, что вода составляет 2/3 поверхности земли.

(слайд 10)

Как вы думаете, движется ли вода?

Высказывания  детей:            (движется)            (не движется)

Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, вы займетесь исследовательской работой в группах.

4. Работа в группах  (рисунки, сопровождающиеся устным пояснением представителя группы)

  1. Как выросли облака? (дождь)

  1. Что случилось с водяным паром? (туман)

  1. Снег – что это такое? (снег)

  1. Какой дождь никому не нужен? (град)

5. Подведение итогов работы по группам

На основе услышанного сделайте вывод о движении воды.

  • Как движется вода? ( по кругу)
  • Как одним сложным словом назвать движение воды на земле?

К

Р

 У

Г

О

В

О

Р

О

Т

6. Обратимся к учебнику и прочитаем о том, как же ученые пишут об этом явлении в природе?

             

  • Как называют ученые воду?

(вечный путешественник)

-Что же самое главное в этом явлении?

     (вода возвращается в источник и никуда не пропадает)

7. Формула влияния

  • Что-то влияет на что-то
  • Что-то влияет на кого-то
  • Кто-то влияет на что-то
  • Кто-то влияет на кого-то

  • Применима ли эта формула к теме нашего урока?
  • Обратимся к вашим работам
  • Что присутствует кроме воды на всех ваших рисунках?

                               (солнце)

  • Как используется эта формула, сказать о влиянии.

                Солнце                     влияет                              Вода

  • А что происходит с водой?

                    (изменяется)

  • Как?

  (меняет свои агрегатные состояния)

  • Сейчас вы ещё раз подтвердите одно очень важное утверждение, о котором мы говорим .
  • Какое?

      (влияние приводит к изменению)

8. С каким очень важным процессом в неживой природе вы познакомились?

- Что самое важное в этом процессе, что нужно запомнить?

        ( вода никуда не исчезает)

9.И в заключении урока я предлагаю вам посмотреть некоторый процесс и определить является ли этот процесс круговоротом.

Опыт с чайником и тарелкой.

 (Нет,  т.к. не возвращается в источник)

10. Вода – путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.

Представьте, где и как может путешествовать капелька,  и напишите мини-сочинение о путешествии капельки.

Темы сочинений

       1.Как выросли облака

2.Что случилось с водяным паром.

3 Снег – что это такое?

4.Какой дождь никому не нужен?

Как выросли облака.

А как же получаются облака высоко в небе?

Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.

Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый  водяной пар.

А там, наверху , далеко от земли, холодно.

Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет.

Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто-то разбросал там кусочки ваты.

Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу.

Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.

                                                           

                                                           

Что случилось с водяным паром.

А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет?

А вот что.

Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а  когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман.

Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится.

Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы.

Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в ней. Иней – это замёрзшая роса.

Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.

                                                         

Снег – что это такое?

Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев  перейти в воду, сразу превращаются   в крохотные льдинки.  Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?

Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

                                                                 

Какой дождь никому не нужен?

Нужен дождь, да не  всегда и не всякий.

Люди сено сушат, а дождь его мочит. Люди картошку копают, а дождь её поливает. Пора в поле хлеб убирать, а дождь мешает. Дождь не вовремя никому не нужен.

А бывает и так: дождь вовремя пойдёт, а никто ему не рад. Почему?

Да потому, что вместе с этим дождём сыплются с неба ледяные горошины. Возьми такую горошину в руки, от неё на ладошке капелька воды останется. Это град. Градины бывают с горошину и меньше, а бывают и с орех, и даже с куриное яйцо.

Падают тяжёлые градины с большой высоты, ломают в поле колосья, портят в саду ягоды, сшибают яблоки.

Откуда же взялись ледяные градины в жаркий летний день?

Высоко-высоко, в самом верху большой тучи, появились маленькие снежные крупинки.

Медленно опускались они и в нижней части этой тучи оказались среди крошечных капелек воды. Капельки покрыли белые крупинки и замёрзли на них корочкой прозрачного льда. Появились маленькие градинки. Теперь они упали бы на землю с летним дождём, если бы вдруг не подбросило их вверх. Будто дунул кто-то с земли огромным насосом. Струя воздуха подхватила градины и понесла их опять высоко наверх, к снежинкам.

Снежинки облепили их со всех сторон и замёрзли вокруг белым снежком.

Градины стали опускаться и опять попали в ту часть тучи, которая состояла из капелек воды, и опять покрылись корочкой прозрачного льда.

И снова воздух подбросил их вверх. Воздух играл с градинами, как ребята с мячом. Он то подкидывал их вверх, то опускал вниз. Градины покрывались то белым снегом, то прозрачным льдом.

И чем дольше воздух играл с ними, тем крупнее выпадал на землю град.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс

Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....

Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Вода на Земле"

Цель урока:  сформировать  понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и н...