Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса "Где зимуют птицы".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Данный материал может быть использован учителями начальной школы на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, УМК «Школа России»
Учитель | Гайворонская Светлана Николаевна | ||
Предмет, класс | Окружающий мир, 1 класс | ||
Тема урока | Где зимуют птицы? | ||
Цель урока | Сформировать у детей представление о птицах, зимующих в наших краях, перелётных птицах и местах их зимовки. | ||
Задачи урока | Обучающие: учить находить взаимосвязь в природе и на этой основе объяснять природные явления, раскрыть причины перелёта птиц. Развивающие: совершенствовать умения узнавать зимующих птиц по их внешнему виду и устному описанию. Воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому, умение выслушивать мнение других учащихся. | ||
Тип урока | Урок формирования новых знаний. | ||
Основные термины и понятия | Зимующие и перелётные птицы, учёные – орнитологи. | ||
Формы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах. | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. | ||
Оборудование | Учебник «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков. Мультимедийный проектор, интерактивная доска. Презентация, видеоролик, карточки с текстом для учащихся, картинки с изображением птиц. | ||
Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы работы |
1. Мотивации к учебной деятельности. | Учитель. Сейчас у нас урок ознакомления с окружающим миром. - Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение у всех хорошее, а это значит, что урок наш будет позитивным и интересным. «Очень интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем, И мир большой познаем!» | Учащиеся приветствуют учителя, друг друга и гостей. Настраиваются на урок. | Рифмованное начало урока. |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, а какое сейчас у нас время года? - Какие признаки зимы вы можете назвать? Учитель. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. На деревья она накинула белые тёплые шубы, поля и луга укрыла белым покрывалом. - Что это за белое покрывало? - А что можно увидеть в лесу или в поле на белом снегу? - Чьи следы можно увидеть на снегу? - Посмотрите на рисунки, лежащие у вас на столах Учитель. Кто расхаживал по снегу? Догадайся ты по следу! Каждый этот снежный след Затаил в себе секрет… - Кто оставил эти следы? - Догадались, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? Учитель. Сегодня мы будем говорить о птицах. Тема нашего урока «Где зимуют птицы». Учитель. В первом полугодии в нашем учебнике, птицам, было посвящено два урока. Первая тема «Кто такие птицы?» Вторая тема «Как помочь птицам зимой». На этих уроках вы узнали: кто такие птицы, что птицы бывают зимующие и перелётные, как помочь птицам перезимовать, чем можно их подкармливать. Давайте вспомним наши знания по этим темами и выполним задание. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти ошибки, допущенные в употреблении слов и подчеркнуть их красным карандашом. Карточка. Птицы – это животные, их тело покрыто шерстью. У них есть туловище, шея, хвост, голова, на которой расположен нос. Клювом птицы добывают пищу, строят жильё, защищаются от врагов. Они откладывают яйца и выводят мальков. Летом птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимними. Птицы, которые улетают в тёплые края, называются улетающими. | Ответы детей. Сейчас у нас зима. Зимой холодно. Идёт снег. Небо серого цвета. Реку сковал мороз и она покрылась льдом. Это снег. Можно увидеть следы. Эти следы могут оставить звери птицы, человек. Эти следы оставили птицы. Сегодня мы будем говорить о птицах. Учащиеся читают текст и находят в нём ошибки. шерстью – перьями нос - клюв мальков – птенцов летом – осенью зимними – зимующими улетающими - перелётными | Приём «Лови ошибку» |
3. Выявления места и причины затруднений. | - Ребята, скажите, достаточно ли у вас знаний о птицах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока? Где зимуют птицы? Учитель. Сначала нам необходимо выяснить причину, по которой птицы вынуждены улетать осенью в тёплые края. Стих В окошко стучится Зачем они ночью - Назовите одну из причин отлёта птиц. Учитель. С наступлением осени становится холодно. Похолодание приводит к тому, то становится меньше насекомых, увядают растения, замерзают водоёмы и птицы вынуждены лететь в тёплые края. Построение алгаритма (цепочка из слов) ОСЕНЬ ---- ПОХОЛОДАНИЕ ----УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОРМА ---- ОТЛЁТ ПТИЦ Учитель. ВЫВОД: птицы улетают в тёплые края, потому, что не могут найти себе корм. Это главная причина. Таких птиц называют перелётными. Но есть птицы, которые находят корм даже зимой. Им не страшен мороз и злой ветер. Их называют зимующими. | Нет, недостаточно знаний. Птицам холодно. Они не могут себе найти достаточно корма, чтобы прокормиться. Дети вместе с учителем выстраивают алгоритм. | Приём «Яркое пятно» Приём «Составление алгоритма» |
4. Построение проекта решения проблемы. | Учитель. Ребята, давайте вспомним названия птиц. Для этого мы с вами разделимся на 3 группы (3 ряда) - Молодцы! Сейчас вы сами постараетесь определять, какие из названных вами птиц, улетают, а какие остаются зимовать. В руках у учащегося карточка с изображением птицы. Вам необходимо определить название этой птицы. Я буду называть, чем она питается. Вы должны подумать и решить сможет ли эта птица найти корм себе зимой. Соловей. Его корм - это жуки, гусеницы, слизни, пауки, наземные моллюски, черви и яйца муравьев? Воробей. Меню птицы состоит из семян сельскохозяйственных культур, хлебных злаков, ягод смородины, винограда, вишни. А весной воробей ловит и насекомых. Ворона. Всеядная птица, питается насекомыми, грызунами и ящерицами, лягушками, яйцами и птенцами, рыбой, семенами растений, а также пищевыми отбросами и падалью. Ласточка. Она питается только насекомыми (мухами, комарами, мошками, мелкими жучками). Снегирь. Эта птица питается семенами растений, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной) Журавль. Питается семенами, побегами и корешками растений, насекомыми, лягушками, мелкими грызунами. | Дети по группам называют названия птиц. Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают карточку с изображением птицы. Соловей улетает. Воробей зимует. Ворона зимует. Ласточка улетает. Снегирь зимует. Журавль улетает. | Приём «Ролевая игра» |
5. Реализация проекта. | Учитель. Сейчас вы посмотрите видиоролик о зимующих и перелётных птицах. Постарайтесь запомнить, что же вынуждает некоторых птиц улетать зимовать в тёплые края. | Дети смотрят видиоролик. | |
6. Первичное закрепление. | - Ребята, что вы узнали о жизни птиц летом? Учитель. Корма для птиц достаточно, тепло, световой день длинный, времени хватает, чтобы хорошо покормиться. Что является главным врагом для птичек зимой? Учитель. Главный враг птиц зимой – это голод. Если пищи достаточно птицы выживут. Но семян зимой и ягод меньше. Световой день короче. Именно недостаточное количество пищи и заставляет птичек лететь на юг. Презентация «Где зимуют птицы» А сейчас вашему вниманию презентация. Послушайте внимательно и ответьте на вопросы. - Всегда ли ученые натуралисты знали, где зимуют птицы? - Кто такие орнитологи? | Ответы детей. Корма много. Световой день длинный. Это - голод. Не хватает корма: семян, ягод. Дети смотрят презентацию. Ответы детей. Нет, не знали. Одни учёные считали, что птицы улетают зимовать на Луну. Другие - считали, что не все летят самостоятельно, а только самые сильные, а слабые сидят у них на спинках. Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. | |
7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. | - Ребята откройте учебник на стр. 16. Что вы видите? Рассмотрите рисунок. Найдите зимующих птиц, отметьте их знаком «+». Остальные птицы – перелётные. Отметьте их знаком «-». Обсудите правильность выполнения задания с вашим соседом по парте. | На стр. 16 нарисованы птицы и их названия. | Работа в парах. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Д./З. | - Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 14. Знаете ли вы этих птиц? Соедините линиями рисунки и названия. Обсудите с вашим соседом по парте правильность выполнения задания. - Представьте, что эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им принять решение. Отметьте перелётных птиц (закрасьте кружок красным карандашом), а зимующих птиц – голубым. - Ребята, в учебнике, на стр. 16-17 вы прочтёте материал о зимующих и перелётных птицах, ответите на вопросы на стр. 17. | Работа в парах. | Работа в парах |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Игра «Узнай птицу» Узнайте по описанию птицу и скажите, к какой группе она относится: зимующие или перелётные. Карточка № 1. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору крепким коротким клювом. Она ловко вытаскивает из под коры вредных насекомых. В народе эту птицу называют лесным доктором. (Дятел – зимующая птица) Карточка № 2. Эта птица живёт на водоёмах. В густых камышах, на сухих кочках, она выводит своих птенцов, которые очень похожи на маленьких гусят. Это красивая гордая птица с длинной изогнутой шеей. Оперение у неё может быть белого или чёрного цвета. (Лебедь – перелётная птица) Игра «Третий лишний». Из названных мною птиц необходимо назвать лишнюю птицу и обосновать свой выбор. Галка, грач, воробей. Ворона, сорока, кукушка. Сова, голубь, соловей. Ласточка, синица, поползень. Наш урок подошёл к концу. Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме. знаю ………….
Я запомнил……….. смог……….. | Ответы детей. Это дятел. Эта птица зимует в наших краях. Это лебедь. Эта птица улетает в тёплые края. Грач. Кукушка. Соловей. Ласточка. Например: Я знаю, что не все птицы улетают в тёплые края, некоторые зимуют у нас. Я запомнил названия птиц. Я смог отгадать следы птиц на картинке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
Урок для 2 класса по программе Школа России....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
технологическая карта урока по окружающему миру "Птицы"
Урок "Птицы Саратовской области"...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Кто такие птицы?»
Окружающий мир, УМК "Школа России"1 класс....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)
Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и п...