Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса "Где зимуют птицы".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Гайворонская Светлана Николаевна

Данный материал может быть использован учителями начальной школы на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, УМК «Школа России»

Учитель

Гайворонская Светлана Николаевна

Предмет, класс

Окружающий мир, 1 класс

Тема урока

Где зимуют птицы?

Цель урока

Сформировать у детей представление  о птицах, зимующих в наших краях, перелётных птицах и местах их зимовки. 

Задачи урока

Обучающие: учить находить взаимосвязь в природе и на этой основе объяснять природные явления, раскрыть причины перелёта птиц.

Развивающие: совершенствовать умения узнавать зимующих птиц по их внешнему виду и устному описанию.

Воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому, умение выслушивать мнение других учащихся.

Тип урока

Урок формирования новых знаний.

Основные термины и понятия

Зимующие и перелётные птицы, учёные – орнитологи.

Формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Межпредметные связи

Окружающий мир,  литературное чтение.

Оборудование

Учебник «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков.

 Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Презентация, видеоролик,  карточки с текстом для учащихся, картинки с изображением птиц.

Этапы урока

Содержание урока,  деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы  работы

1. Мотивации к учебной деятельности.

  Учитель. Сейчас у нас  урок ознакомления с окружающим миром.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение у всех хорошее, а это значит, что урок наш будет позитивным и интересным.

«Очень интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!»

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга и гостей. Настраиваются на урок.

Рифмованное начало урока.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, а какое сейчас у нас время года?

- Какие признаки зимы вы можете назвать?

Учитель. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. На деревья она накинула белые тёплые шубы, поля и луга укрыла белым покрывалом.

- Что это за белое покрывало?

- А что можно увидеть в лесу или  в поле на белом снегу?

- Чьи следы можно увидеть на снегу?

- Посмотрите на рисунки,  лежащие у вас на столах

Учитель. Кто расхаживал по снегу?

                 Догадайся ты по следу!

                 Каждый этот снежный след

                 Затаил в себе секрет…

- Кто оставил эти следы?

- Догадались, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?

Учитель.  Сегодня мы будем говорить о птицах.

Тема нашего  урока «Где зимуют птицы».

Учитель. В первом полугодии  в нашем учебнике, птицам, было посвящено два урока.

Первая тема «Кто такие птицы?»

Вторая тема «Как помочь птицам зимой».

       На этих уроках вы узнали: кто такие птицы, что птицы бывают зимующие и перелётные, как помочь птицам перезимовать, чем можно их подкармливать.

      Давайте вспомним наши знания по этим темами и выполним задание. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти ошибки, допущенные в употреблении слов и подчеркнуть их красным карандашом.

Карточка.

Птицы – это животные, их тело покрыто шерстью. У них есть туловище, шея, хвост, голова, на которой расположен нос. Клювом птицы добывают пищу, строят жильё, защищаются от врагов. Они откладывают яйца и выводят мальков.    Летом  птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимними. Птицы, которые улетают в тёплые края,  называются улетающими.

Ответы детей.

Сейчас у нас зима.

Зимой холодно. Идёт снег. Небо серого цвета. Реку сковал мороз и она покрылась льдом.

Это  снег.

Можно увидеть следы.

 Эти следы могут оставить звери птицы, человек.

Эти следы оставили птицы.

Сегодня мы будем говорить о птицах.

Учащиеся читают текст и находят в нём ошибки.

шерстью – перьями

нос - клюв

мальков – птенцов

летом – осенью

зимними – зимующими

улетающими - перелётными

Приём «Лови ошибку»

3. Выявления места и причины затруднений.

- Ребята, скажите, достаточно ли у вас знаний о птицах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока?  Где зимуют птицы?

Учитель. Сначала нам необходимо выяснить причину, по которой  птицы вынуждены улетать осенью в тёплые края.

Стих

В окошко стучится                    Зачем они ночью
Холодный рассвет:                    На юг улетели?
Где певчие птицы?                    Здесь
холодно очень,
Сегодня их нет…                       И скоро –
метели придут…
                                                   

- Назовите одну из причин отлёта птиц.

Учитель. С наступлением осени становится холодно.  Похолодание приводит к тому, то становится меньше насекомых, увядают  растения, замерзают водоёмы и птицы вынуждены лететь в тёплые края.

Построение алгаритма (цепочка из слов)

ОСЕНЬ ---- ПОХОЛОДАНИЕ ----УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОРМА ---- ОТЛЁТ ПТИЦ

Учитель.

ВЫВОД: птицы улетают в тёплые края, потому, что не могут найти себе корм. Это главная причина. Таких птиц  называют перелётными.

Но есть птицы, которые находят корм даже зимой. Им не

 страшен мороз и злой ветер. Их называют зимующими.

Нет, недостаточно знаний.

Птицам холодно. Они не могут себе найти достаточно корма, чтобы прокормиться.

Дети вместе с учителем выстраивают алгоритм.

Приём «Яркое пятно»

Приём «Составление алгоритма»

4. Построение проекта решения проблемы.

Учитель.  Ребята, давайте вспомним  названия птиц. Для этого мы с вами разделимся на 3 группы (3 ряда)

- Молодцы!

         Сейчас вы сами постараетесь  определять, какие из названных вами птиц, улетают, а какие остаются зимовать.

        В руках у учащегося  карточка с изображением  птицы. Вам необходимо определить название этой птицы.  Я буду называть, чем она питается. Вы должны подумать и решить сможет ли  эта птица найти корм себе зимой.

Соловей.  Его корм -  это жуки, гусеницы, слизни, пауки, наземные моллюски, черви и  яйца муравьев?

Воробей.  Меню птицы состоит из семян сельскохозяйственных культур, хлебных злаков, ягод смородины, винограда, вишни. А весной воробей ловит и насекомых.

Ворона.  Всеядная птица, питается насекомыми, грызунами и ящерицами, лягушками, яйцами и птенцами, рыбой, семенами растений, а также пищевыми отбросами и падалью.

Ласточка.  Она питается только насекомыми (мухами, комарами, мошками, мелкими  жучками).

Снегирь. Эта птица  питается семенами растений, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной)

Журавль.  Питается  семенами,  побегами и корешками растений, насекомыми, лягушками, мелкими грызунами.

Дети по группам называют названия птиц.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают карточку с изображением птицы.

Соловей улетает.

Воробей зимует.

Ворона зимует.

Ласточка улетает.

Снегирь зимует.

Журавль улетает.

Приём «Ролевая игра»

5. Реализация проекта.

Учитель. Сейчас вы посмотрите  видиоролик о зимующих и перелётных птицах. Постарайтесь запомнить, что же вынуждает некоторых птиц улетать  зимовать в тёплые края.

Дети смотрят видиоролик.

6. Первичное закрепление.

- Ребята, что вы узнали о жизни птиц  летом?

Учитель. Корма для птиц достаточно, тепло, световой день длинный, времени хватает, чтобы хорошо покормиться.

Что является главным врагом для птичек зимой?

Учитель. Главный враг птиц зимой – это голод.

Если пищи достаточно птицы выживут. Но семян зимой и ягод меньше. Световой день короче.

Именно недостаточное количество пищи и заставляет птичек лететь на юг.

Презентация «Где зимуют птицы»

А сейчас  вашему вниманию презентация.  Послушайте внимательно и ответьте на вопросы.

- Всегда ли ученые натуралисты знали,  где зимуют птицы?

- Кто такие орнитологи?

Ответы детей. 

Корма много. Световой день длинный.

Это - голод.  Не хватает корма: семян, ягод.

Дети смотрят презентацию.

Ответы детей.

Нет,  не знали. Одни учёные считали, что птицы улетают зимовать на Луну.

Другие  - считали, что не все летят самостоятельно, а только самые сильные, а слабые сидят у них на спинках.

Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону.

- Ребята откройте учебник на стр. 16. Что вы видите?

Рассмотрите рисунок. Найдите зимующих птиц,  отметьте их знаком  «+». Остальные птицы – перелётные. Отметьте их знаком  «-». Обсудите правильность выполнения задания с вашим соседом по парте.

На стр. 16 нарисованы птицы и их названия.

Работа в парах.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Д./З.

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 14. Знаете ли вы этих птиц? Соедините линиями рисунки и названия. Обсудите с вашим соседом по парте правильность выполнения задания.

- Представьте, что эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться.

         Помогите им принять решение. Отметьте перелётных птиц (закрасьте кружок красным карандашом), а зимующих птиц – голубым.

- Ребята, в учебнике, на стр. 16-17 вы прочтёте материал о зимующих и перелётных птицах, ответите на вопросы на стр. 17.  

Работа в парах.

Работа в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Игра «Узнай птицу»

Узнайте по описанию птицу и скажите, к какой группе она относится: зимующие или перелётные.

Карточка № 1.

Эта птица ловко передвигается по дереву,  долбит кору крепким коротким клювом. Она ловко вытаскивает из  под коры вредных насекомых. В народе эту птицу называют

лесным доктором.

(Дятел – зимующая птица)

Карточка № 2.

Эта птица живёт на водоёмах. В густых камышах, на сухих кочках, она выводит своих птенцов, которые очень похожи на маленьких гусят. Это красивая гордая птица с длинной изогнутой шеей. Оперение у неё может быть белого или чёрного цвета.

(Лебедь – перелётная птица)

Игра «Третий лишний».

Из названных мною птиц необходимо назвать лишнюю птицу и обосновать свой выбор.

Галка,  грач,  воробей.

Ворона, сорока, кукушка.

Сова, голубь, соловей.

Ласточка, синица, поползень.

Наш урок подошёл к концу. Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме.

                    знаю ………….

                   

  Я                  запомнил………..

                    смог………..

Ответы детей.

Это дятел. Эта птица зимует в наших краях.

Это лебедь. Эта птица улетает в тёплые края.

Грач.

Кукушка.

Соловей.

Ласточка.

Например:

Я знаю, что не все птицы улетают в тёплые края, некоторые зимуют у нас.

Я запомнил названия птиц.

Я смог отгадать следы птиц на картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".

Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)

Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по  определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и п...