Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса "Где зимуют птицы".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Данный материал может быть использован учителями начальной школы на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, УМК «Школа России»
Учитель | Гайворонская Светлана Николаевна | ||
Предмет, класс | Окружающий мир, 1 класс | ||
Тема урока | Где зимуют птицы? | ||
Цель урока | Сформировать у детей представление о птицах, зимующих в наших краях, перелётных птицах и местах их зимовки. | ||
Задачи урока | Обучающие: учить находить взаимосвязь в природе и на этой основе объяснять природные явления, раскрыть причины перелёта птиц. Развивающие: совершенствовать умения узнавать зимующих птиц по их внешнему виду и устному описанию. Воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому, умение выслушивать мнение других учащихся. | ||
Тип урока | Урок формирования новых знаний. | ||
Основные термины и понятия | Зимующие и перелётные птицы, учёные – орнитологи. | ||
Формы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах. | ||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. | ||
Оборудование | Учебник «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А. Плешеков. Мультимедийный проектор, интерактивная доска. Презентация, видеоролик, карточки с текстом для учащихся, картинки с изображением птиц. | ||
Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы работы |
1. Мотивации к учебной деятельности. | Учитель. Сейчас у нас урок ознакомления с окружающим миром. - Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение у всех хорошее, а это значит, что урок наш будет позитивным и интересным. «Очень интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем, И мир большой познаем!» | Учащиеся приветствуют учителя, друг друга и гостей. Настраиваются на урок. | Рифмованное начало урока. |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, а какое сейчас у нас время года? - Какие признаки зимы вы можете назвать? Учитель. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. На деревья она накинула белые тёплые шубы, поля и луга укрыла белым покрывалом. - Что это за белое покрывало? - А что можно увидеть в лесу или в поле на белом снегу? - Чьи следы можно увидеть на снегу? - Посмотрите на рисунки, лежащие у вас на столах Учитель. Кто расхаживал по снегу? Догадайся ты по следу! Каждый этот снежный след Затаил в себе секрет… - Кто оставил эти следы? - Догадались, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? Учитель. Сегодня мы будем говорить о птицах. Тема нашего урока «Где зимуют птицы». Учитель. В первом полугодии в нашем учебнике, птицам, было посвящено два урока. Первая тема «Кто такие птицы?» Вторая тема «Как помочь птицам зимой». На этих уроках вы узнали: кто такие птицы, что птицы бывают зимующие и перелётные, как помочь птицам перезимовать, чем можно их подкармливать. Давайте вспомним наши знания по этим темами и выполним задание. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти ошибки, допущенные в употреблении слов и подчеркнуть их красным карандашом. Карточка. Птицы – это животные, их тело покрыто шерстью. У них есть туловище, шея, хвост, голова, на которой расположен нос. Клювом птицы добывают пищу, строят жильё, защищаются от врагов. Они откладывают яйца и выводят мальков. Летом птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимними. Птицы, которые улетают в тёплые края, называются улетающими. | Ответы детей. Сейчас у нас зима. Зимой холодно. Идёт снег. Небо серого цвета. Реку сковал мороз и она покрылась льдом. Это снег. Можно увидеть следы. Эти следы могут оставить звери птицы, человек. Эти следы оставили птицы. Сегодня мы будем говорить о птицах. Учащиеся читают текст и находят в нём ошибки. шерстью – перьями нос - клюв мальков – птенцов летом – осенью зимними – зимующими улетающими - перелётными | Приём «Лови ошибку» |
3. Выявления места и причины затруднений. | - Ребята, скажите, достаточно ли у вас знаний о птицах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока? Где зимуют птицы? Учитель. Сначала нам необходимо выяснить причину, по которой птицы вынуждены улетать осенью в тёплые края. Стих В окошко стучится Зачем они ночью - Назовите одну из причин отлёта птиц. Учитель. С наступлением осени становится холодно. Похолодание приводит к тому, то становится меньше насекомых, увядают растения, замерзают водоёмы и птицы вынуждены лететь в тёплые края. Построение алгаритма (цепочка из слов) ОСЕНЬ ---- ПОХОЛОДАНИЕ ----УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОРМА ---- ОТЛЁТ ПТИЦ Учитель. ВЫВОД: птицы улетают в тёплые края, потому, что не могут найти себе корм. Это главная причина. Таких птиц называют перелётными. Но есть птицы, которые находят корм даже зимой. Им не страшен мороз и злой ветер. Их называют зимующими. | Нет, недостаточно знаний. Птицам холодно. Они не могут себе найти достаточно корма, чтобы прокормиться. Дети вместе с учителем выстраивают алгоритм. | Приём «Яркое пятно» Приём «Составление алгоритма» |
4. Построение проекта решения проблемы. | Учитель. Ребята, давайте вспомним названия птиц. Для этого мы с вами разделимся на 3 группы (3 ряда) - Молодцы! Сейчас вы сами постараетесь определять, какие из названных вами птиц, улетают, а какие остаются зимовать. В руках у учащегося карточка с изображением птицы. Вам необходимо определить название этой птицы. Я буду называть, чем она питается. Вы должны подумать и решить сможет ли эта птица найти корм себе зимой. Соловей. Его корм - это жуки, гусеницы, слизни, пауки, наземные моллюски, черви и яйца муравьев? Воробей. Меню птицы состоит из семян сельскохозяйственных культур, хлебных злаков, ягод смородины, винограда, вишни. А весной воробей ловит и насекомых. Ворона. Всеядная птица, питается насекомыми, грызунами и ящерицами, лягушками, яйцами и птенцами, рыбой, семенами растений, а также пищевыми отбросами и падалью. Ласточка. Она питается только насекомыми (мухами, комарами, мошками, мелкими жучками). Снегирь. Эта птица питается семенами растений, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной) Журавль. Питается семенами, побегами и корешками растений, насекомыми, лягушками, мелкими грызунами. | Дети по группам называют названия птиц. Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают карточку с изображением птицы. Соловей улетает. Воробей зимует. Ворона зимует. Ласточка улетает. Снегирь зимует. Журавль улетает. | Приём «Ролевая игра» |
5. Реализация проекта. | Учитель. Сейчас вы посмотрите видиоролик о зимующих и перелётных птицах. Постарайтесь запомнить, что же вынуждает некоторых птиц улетать зимовать в тёплые края. | Дети смотрят видиоролик. | |
6. Первичное закрепление. | - Ребята, что вы узнали о жизни птиц летом? Учитель. Корма для птиц достаточно, тепло, световой день длинный, времени хватает, чтобы хорошо покормиться. Что является главным врагом для птичек зимой? Учитель. Главный враг птиц зимой – это голод. Если пищи достаточно птицы выживут. Но семян зимой и ягод меньше. Световой день короче. Именно недостаточное количество пищи и заставляет птичек лететь на юг. Презентация «Где зимуют птицы» А сейчас вашему вниманию презентация. Послушайте внимательно и ответьте на вопросы. - Всегда ли ученые натуралисты знали, где зимуют птицы? - Кто такие орнитологи? | Ответы детей. Корма много. Световой день длинный. Это - голод. Не хватает корма: семян, ягод. Дети смотрят презентацию. Ответы детей. Нет, не знали. Одни учёные считали, что птицы улетают зимовать на Луну. Другие - считали, что не все летят самостоятельно, а только самые сильные, а слабые сидят у них на спинках. Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. | |
7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. | - Ребята откройте учебник на стр. 16. Что вы видите? Рассмотрите рисунок. Найдите зимующих птиц, отметьте их знаком «+». Остальные птицы – перелётные. Отметьте их знаком «-». Обсудите правильность выполнения задания с вашим соседом по парте. | На стр. 16 нарисованы птицы и их названия. | Работа в парах. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Д./З. | - Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 14. Знаете ли вы этих птиц? Соедините линиями рисунки и названия. Обсудите с вашим соседом по парте правильность выполнения задания. - Представьте, что эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им принять решение. Отметьте перелётных птиц (закрасьте кружок красным карандашом), а зимующих птиц – голубым. - Ребята, в учебнике, на стр. 16-17 вы прочтёте материал о зимующих и перелётных птицах, ответите на вопросы на стр. 17. | Работа в парах. | Работа в парах |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Игра «Узнай птицу» Узнайте по описанию птицу и скажите, к какой группе она относится: зимующие или перелётные. Карточка № 1. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору крепким коротким клювом. Она ловко вытаскивает из под коры вредных насекомых. В народе эту птицу называют лесным доктором. (Дятел – зимующая птица) Карточка № 2. Эта птица живёт на водоёмах. В густых камышах, на сухих кочках, она выводит своих птенцов, которые очень похожи на маленьких гусят. Это красивая гордая птица с длинной изогнутой шеей. Оперение у неё может быть белого или чёрного цвета. (Лебедь – перелётная птица) Игра «Третий лишний». Из названных мною птиц необходимо назвать лишнюю птицу и обосновать свой выбор. Галка, грач, воробей. Ворона, сорока, кукушка. Сова, голубь, соловей. Ласточка, синица, поползень. Наш урок подошёл к концу. Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме. знаю ………….
Я запомнил……….. смог……….. | Ответы детей. Это дятел. Эта птица зимует в наших краях. Это лебедь. Эта птица улетает в тёплые края. Грач. Кукушка. Соловей. Ласточка. Например: Я знаю, что не все птицы улетают в тёплые края, некоторые зимуют у нас. Я запомнил названия птиц. Я смог отгадать следы птиц на картинке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
Урок для 2 класса по программе Школа России....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Кто такие птицы?»
Окружающий мир, УМК "Школа России"1 класс....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)
Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и п...