технологическая карта урока по окружающему миру "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №76» города Саратова Ленинского района
Урок окружающего мира
«Птицы Саратовской области»
учителя начальных классов, первой квалификационной категории
Живайкиной Марии Алексеевны
2017/2018 учебный год
Тема урока: Птицы Саратовской области
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить детей с понятием «птицы», рассмотреть группы птиц (домашние и дикие, зимующие и перелетные, деление птиц по питанию.)
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: дети научатся классифицировать птиц по разным признакам, познакомятся с оперением и строением птиц.
Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Основные понятия: птица, перья, перелетные, зимующие (кочующие и оседлые).
Межпредметные связи: литература
Ресурсы: компьютер, проектор
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Самоопределение Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация | - Прозвенел звонок весёлый - Ребята, какое время года скоро наступит? - Мы с вами отправимся в путешествие, с кем как вы думаете? (слайд 2,3,4) | Весна С Машей и медведем |
| -умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; -планирование - постановка вопросов -контроль - выдвижение гипотез и их обоснование | -Ребята, а куда мы с вами попали? - А что можно увидеть в лесу? (слайд 5) - Ребята, Маша очень любознательная и хочет узнать, как же нужно собирать грибы и какие грибы можно собирать, а какие нельзя? (слайд 6-16) - Учитель показывает картинки с грибами, а дети называют гриб и объясняют съедобный он или нет. - Самостоятельная работа по вариантам. Возьмите листочек с номером 1 и соедините стрелкой картинку с названием гриба. - Ребята, первый вариант какие грибы соединял? А второй? (Слайд 18) - Ребята, а зачем нам нужно изучать грибы? | Лес Деревья, травы, кустарники, грибы Ответы детей по картинкам и ответы на загадки Устные ответы детей Дети работают самостоятельно, потом проверяют с доской по эталону Несъедобные, съедобные Чтобы знать названия, отличия, чтобы не отравиться, выжить в экстремальных условиях |
| Слайд 19 | ||
| -умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; -планирование - постановка вопросов -формулирование проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -Общеучебные универсальные действия | - Ребята, а что можно услышать в лесу (слайд 20) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Что вы слышите сейчас? - Ребята, нам Маша снова предлагает вспомнить правила поведения в лесу (слайд 21-23) - Ребята, а зачем нам нужно изучать птиц? Ребята птиц можно встретить везде: в селе, в деревне, в лесу, в городе, на море, в воздухе, на воде. Птицы по питанию делятся на зерноядных (клюв короткий и крепкий), насекомоядных (клюв тонкий и острый, и ноги с острыми когтями), хищные (имеют крючковатый клюв и ноги с острыми когтями). У водоплавающих птиц клюв широкий, с помощью него птицы процеживают воду в поисках водорослей и других животных. | Пение птиц, шелест листьев
Пение птиц, значит, будем изучать птиц Ответы детей по картинкам Знать чем подкармливать, где живут, чем питаются, как правильно ухаживать… |
| -умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; -планирование - постановка вопросов - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -Общеучебные универсальные действия; Знаково-символические действия (моделирование); Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; | - Ребята, как вы думаете, те птицы, которые живут рядом с человеком, за которыми человек ухаживает, дает им пищу, жилье, а с птиц берет: перо, яйца, мясо, как можно назвать таких птиц? - А за теми птицами, за которыми человек не ухаживает? Учитель показывает домашних птиц на картинках Задание попробуйте поработать в паре. Возьмите конверт №2 внутри карточки с дикими птицами и с домашними. Распределите их на две группы. - Назовите только домашние птицы по карточкам? - Ребята утки, гуси это водоплавающие птицы. Перья этих птиц покрыты жировой пленкой. Потому и не промокают. -Ребята, как вы думаете, те птицы, которые живут круглый год, как можно их назвать? Зимующие делятся на оседлые (те, которые живут рядом с жилищем человека) и кочующие (это те, кто перелетают с места на место в поисках корма. Учитель показывает картинки с птицами оседлыми: галка, воробей, сорока, ворона, ворон, голубь. Голубь знаменит тем, что способен находить дорогу домой и возвращаться из очень отдалённых мест. Во время второй мировой войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищники его не схватят. У голубей в зобу, когда они выводят птенцов, образуется масса, похожая на молоко или жидкий творог. Этим молоком они вскармливают голубят.(слайд 24) Кочующие (картинки учитель показывает): поползень. Синица способна поедать гусениц столько сколько весит сама. У дятла хвостовые перья очень жесткие, крепкие, длинные и упругие. Они помогают дятлу питаться и спать, держась за ствол дерева острыми когтями. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Поют эти птицы только тогда, когда парят в воздухе, сидя на ветках они не поют. (слайд 25) снегирь – самец имеет ярко-красную грудку, а самки коричневого цвета. Гнездо сроят только самки, но не выше человеческого роста. В неволе снегири живут меньше, чем на природе. Учитель читает сценку: - А у меня дома овсянка! - Подумаешь, у меня дома тоже овсянка! - Как я люблю овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком! - Как это - вкусная? - Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром! - Да ты про что говоришь? - Как это – про что? Про овсянку! А ты про что? - И я про овсянку! - Ты про какую овсянку? - Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела? - Какая каша? Не каша, а птица! - Птица овсянка, что ли? Не слышал про такую. - Идем ко мне – мою овсянку слушать! - Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать! Слайд 26 овсянка - птица размером с воробья. Главное блюдо в их меню - это упавшие семена. Весной поедает зелень, а летом насекомых. В зимнюю пору овсянки присоединяются к воробьям, чтобы добывать пропитание. Слайд 27 покормите птиц зимой - Ребята, а как называются птиц, которые улетают в теплые края? Скворец, ласточка, кукушка – птица не вьет собственных гнезд, подкладывает свои яйца в чужие. Кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов и приемным родителям приходится выкармливать кукушонка. Кукушка за 1 час способна съесть до 100 гусениц. Самцы кукуют, а самки нет. Грач - первая птица, которая прилетает из теплых стран. Очень похож на черную ворону. Главное отличие в том, что в основании клюва в любом возрасте, у взрослых грачей основание клюва голое, у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже выпадают. | домашние - дикие Ответы детей:1 ряд: петух, курица, индюк, гуси, утки –это домашние птицы, а дикие: снегирь, голубь, ласточка, клест, ворона, скворец. 2 ряд: дикие: поползень, воробей, галка, дятел, сорока, кукушка - зимующие Перелетные |
| |||
| Анализ объектов с целью выделения признаков Поиск и выделение информации; Самостоятельное выделение познавательной цели | -Почему этих животных объединяют в одну группу? Рассмотрим строение птицы. Голова, два глаза, шея, грудь, брюшко, перья, две ноги. Перья Пуховые (самый нижний слой, маховые (крылья), рулевые (хвост), покровные – покрывают все тело птицы. Ребята, возьмите конверт номер 2 и распределите птиц на группы (работа в группе) | |
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты | - Ребята, раздаю вам кроссворд. Нужно найти птицу в нем и поставить галочку или подчеркнуть название птицы, оставшуюся птицу назвать! | Стриж, перелетная птица |
| Оценка Саморегуляция Коррекция Контроль Прогнозирование Планирование целеполагание | У вас на столе лежат птицы, посмотрите, подойдите к доске и правильно приклейте каждую птицу к нужному дереву: домашние, оседлые, кочующие, перелетные Домашнее задание (3 вида кроссворда) отгадать по загадкам названия птиц и заполнить кроссворд. | Приклеивают птиц к деревьям |
| Оценка Саморегуляция Коррекция Контроль Прогнозирование Планирование целеполагание | У вас есть цветочек, серединку цветка если всё поняли и работали на 5, то раскрашиваете желтым цветом, если не все знания усвоили, то раскрашиваете оранжевым цветом- отметка 4, если ничего не поняли и работали очень плохо, то раскрашиваете серединку красным цветом. | Дети раскрашивают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"
Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...