технологическая карта урока по окружающему миру "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Живайкина Мария Алексеевна

Урок "Птицы Саратовской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №76» города Саратова Ленинского района

Урок окружающего мира

«Птицы Саратовской области»

учителя начальных классов, первой квалификационной категории

Живайкиной Марии Алексеевны

2017/2018 учебный год

Тема урока: Птицы Саратовской области

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить детей с понятием «птицы», рассмотреть группы птиц (домашние и дикие, зимующие и перелетные, деление птиц по питанию.)

 Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: дети научатся классифицировать птиц по разным признакам, познакомятся с оперением и строением птиц.

Познавательные УУД:  общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Личностные УУД:  самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Основные понятия: птица, перья, перелетные, зимующие (кочующие и оседлые).

Межпредметные связи: литература

 Ресурсы: компьютер, проектор 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Самоопределение

Смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация

- Прозвенел звонок весёлый 
Все готовы? Всё готово? 
Мы сейчас не отдыхаем, 
Мы работать начинаем.

- Ребята, какое время года скоро наступит?

- Мы с вами отправимся в путешествие, с кем как вы думаете? (слайд 2,3,4)

Весна

С Машей и медведем

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

-планирование

- постановка вопросов

-контроль

- выдвижение гипотез и их обоснование

-Ребята, а куда мы с вами попали?

- А что можно увидеть в лесу? (слайд 5)

- Ребята, Маша очень любознательная и хочет узнать, как же нужно собирать грибы и какие грибы можно собирать, а какие нельзя? (слайд 6-16)

- Учитель показывает картинки с грибами, а дети называют гриб и объясняют съедобный он или нет.

- Самостоятельная работа по вариантам. Возьмите листочек с номером 1 и соедините стрелкой картинку с названием гриба.

- Ребята, первый вариант какие грибы соединял? А второй? (Слайд 18)

- Ребята, а зачем нам нужно изучать грибы?

Лес

Деревья, травы, кустарники, грибы

Ответы детей по картинкам и ответы на загадки

Устные ответы детей

Дети работают самостоятельно, потом проверяют с доской по эталону

Несъедобные, съедобные

Чтобы знать названия, отличия, чтобы не отравиться, выжить в экстремальных условиях

  1. Физкультминутка

Слайд 19

  1. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

-планирование

- постановка вопросов

-формулирование проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-Общеучебные универсальные действия

- Ребята, а что можно услышать в лесу (слайд 20)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Что вы слышите сейчас?

- Ребята, нам Маша снова предлагает вспомнить правила поведения в лесу (слайд 21-23)

- Ребята, а зачем нам нужно изучать птиц? Ребята птиц можно встретить везде: в селе, в деревне, в лесу, в городе, на море, в воздухе, на воде. Птицы по питанию делятся на зерноядных (клюв короткий и крепкий), насекомоядных (клюв тонкий и острый, и ноги с острыми когтями), хищные (имеют крючковатый клюв и ноги с острыми когтями).

У водоплавающих птиц клюв широкий, с помощью него птицы процеживают воду в поисках водорослей и других животных.

Пение птиц, шелест листьев

 

Пение птиц, значит, будем изучать птиц

Ответы детей по картинкам

Знать чем подкармливать, где живут, чем питаются, как правильно ухаживать…

  1. Открытие нового знания

-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

-планирование

- постановка вопросов

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-Общеучебные универсальные действия;

Знаково-символические действия (моделирование);

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- Ребята, как вы думаете, те птицы, которые живут рядом с человеком, за которыми человек ухаживает, дает им пищу, жилье, а с птиц берет: перо, яйца, мясо, как можно назвать таких птиц?

- А за теми птицами, за которыми человек не ухаживает?

Учитель показывает домашних птиц на картинках

Задание попробуйте поработать в  паре. Возьмите конверт №2 внутри карточки  с дикими птицами и с домашними. Распределите их на две группы.

- Назовите только домашние птицы по карточкам?

- Ребята утки, гуси это водоплавающие птицы. Перья этих птиц покрыты жировой пленкой. Потому и не промокают.

-Ребята, как вы думаете, те птицы, которые живут круглый год, как можно их назвать?

Зимующие делятся на оседлые (те, которые живут рядом с жилищем человека) и кочующие (это те, кто перелетают с места на место в поисках корма.

Учитель показывает картинки с птицами оседлыми: галка, воробей, сорока, ворона, ворон, голубь.

Голубь знаменит тем, что способен находить дорогу домой и возвращаться из очень отдалённых мест. Во время второй мировой войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищники его не схватят. У голубей в зобу, когда они выводят птенцов, образуется масса, похожая на молоко или жидкий творог. Этим молоком они вскармливают голубят.(слайд 24)

Кочующие (картинки учитель показывает): поползень.

Синица способна поедать гусениц столько сколько весит сама.

 У дятла хвостовые перья очень жесткие, крепкие, длинные и упругие. Они помогают дятлу питаться и спать, держась за ствол дерева острыми когтями.

Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Поют эти птицы только тогда, когда парят в воздухе, сидя на ветках они не поют.

(слайд 25) снегирь – самец имеет ярко-красную грудку, а самки коричневого цвета. Гнездо сроят только самки, но не выше человеческого роста. В неволе снегири живут меньше, чем на природе.

Учитель читает сценку:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

- Как я люблю овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная?

- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

- И я про овсянку!

- Ты про какую овсянку?

- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица!

- Птица овсянка, что ли? Не слышал про такую.

- Идем ко мне – мою овсянку слушать!

- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Слайд 26 овсянка - птица размером с воробья. Главное блюдо в их меню - это упавшие семена. Весной поедает зелень, а летом насекомых. В зимнюю пору овсянки присоединяются к воробьям, чтобы добывать пропитание.

Слайд 27 покормите птиц зимой

- Ребята, а как называются птиц, которые улетают в теплые края? Скворец, ласточка, кукушка – птица не вьет собственных гнезд, подкладывает свои яйца в чужие. Кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов и приемным родителям приходится выкармливать кукушонка. Кукушка за 1 час способна съесть до 100 гусениц. Самцы кукуют, а самки нет.

Грач - первая птица, которая прилетает из теплых стран. Очень похож на черную ворону. Главное отличие в том, что в основании клюва в любом возрасте, у взрослых грачей основание клюва голое, у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже выпадают.

домашние

- дикие

Ответы детей:1 ряд: петух, курица, индюк, гуси, утки –это домашние птицы, а дикие: снегирь, голубь, ласточка, клест, ворона, скворец.

2 ряд: дикие: поползень, воробей, галка, дятел, сорока, кукушка

- зимующие

Перелетные

  1. Физкультминутка

  1. Первичное закрепление

Анализ объектов с целью выделения признаков

Поиск и выделение информации;

Самостоятельное выделение познавательной цели

-Почему этих животных объединяют в одну группу? Рассмотрим строение птицы. Голова, два глаза, шея, грудь, брюшко,  перья, две ноги.  Перья Пуховые (самый нижний слой, маховые (крылья), рулевые (хвост), покровные – покрывают все тело птицы.

Ребята, возьмите конверт номер 2 и распределите птиц на группы (работа в группе)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону самоанализ и самоконтроль

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

- Ребята, раздаю вам кроссворд. Нужно найти птицу в нем и поставить галочку или подчеркнуть название птицы, оставшуюся птицу назвать!

Стриж, перелетная птица

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Оценка

Саморегуляция

Коррекция

Контроль

Прогнозирование

Планирование

целеполагание

У вас на столе лежат птицы, посмотрите, подойдите к доске и правильно приклейте каждую птицу к нужному дереву: домашние, оседлые, кочующие, перелетные

Домашнее задание (3 вида кроссворда) отгадать по загадкам названия птиц и заполнить кроссворд.

Приклеивают птиц к деревьям

  1. Рефлексия

Оценка

Саморегуляция

Коррекция

Контроль

Прогнозирование

Планирование

целеполагание

У вас есть цветочек, серединку цветка если всё поняли и работали на 5, то раскрашиваете желтым цветом, если не все знания усвоили, то раскрашиваете оранжевым цветом- отметка 4, если ничего не поняли и работали очень плохо, то раскрашиваете серединку красным цветом.

Дети раскрашивают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...