Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: « Насекомые и птицы зимой»
Цели: * дать представление о зимующих птицах и их значение зимой;
- познакомить с мероприятиями по охране птиц;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование:
- плакат с изображением птиц луга, водоёмов, леса;
- картинки с изображением зимующих птиц;
- таблица «Виды кормушек»;
- диск «Голоса птиц».
Ход занятия
- Организационный момент.
Тут зверюшки и пичужки,
Игры, песни, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
- Проверка знаний.
- Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?
- Какие осадки выпадают зимой?
- Что такое снегопад?
- Что такое метель?
- Что такое ураган?
- Что зимой происходит с водоёмами?
- Что такое наст?
- Новая тема занятий.
- Молодцы! Вы знаете очень много. А теперь послушайте мою сказку.
Цапля:
- Здравствуй, скворец!
Скворец:
- Что ты такая печальная, цапля?
Цапля:
- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал, что тёплого лета бывает дождливая осень, а какой – то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может
это правда?
Скворец:
- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени ни зимы?
Многие птицы улетают в далёкие края. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают на юг ( Китай), жаворонки, перепе –
ла кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на боль –
шой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию.
Но многие птицы не улетают от нас и остаются зимовать в наших краях.
Посмотрим на таблицу.
- Расскажите, как выглядит луг зимой?
- Можно ли на лугу найти корм?
- Какой вывод мы можем сделать? ( Птицы луга улетели.)
- Расскажите, как изменились водоёмы?
Могут ли там жить цапли? Почему?
- Вы ходили зимой в лес?
- Закройте глазки.
* Включаю магнитофон с диском « Голоса птиц».
- Что вы слышите в зимнем лесу?
- А почему в лесу остались птицы?
- Где же сейчас насекомые?
- Всё же птицы нередко голодают.
Особенно, когда снегопад, метель, снег с дождём. Например: из 10 синиц
выживают только 2. А чтобы им помочь, что мы должны делать?
Практическая работа.
- Чем кормятся птицы?
Давайте посмотрим.
* Дети рассматривают образцы семян, лежащих на партах.
( Семена лежат в конвертах.)
- Давайте составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что едят.
На доске
подсолнечника ( все птицы ) | овса ( овсянка, синицы) | арбуза ( синицы, поползни) |
пшена, проса (овсянки, воробьи, си – ницы) | тыквы ( поползни, воробьи, синицы) | кедрового ореха (поползни, дятлы) |
рябины, калины ( снегири, свиристели) | льна ( все птицы) | клевера ( щеглы, чечётки, воробьи) |
Семена для птиц
- А каким хлебом можно кормить птиц?
- А соло для синиц какое должно быть?
- А семечки какие?
-Как видите, дети, мало знать, какой корм давать птицам, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и могу ли ваш корм есть
птицы?
Кормушки можно сделать разнообразные.
На доске рисунки с изображением кормушек
*Теперь вы знаете какие можно сделать кормушки, а кто ещё не сделал, сделайте, пожалуйста.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой,
Стайки на крыльцо.
Экология
-
Дети, что в Шатурском районе есть редкие птицы. За ними наблюдают и подкармливают лесники. ( Рассказ учителя о глу-
хорях, тетереве, рябчике)
- А вот редкие незимующие птицы Шатурского района.
( Рассказ учителя о вальдшнепе, удоде.)
- Вот лесовичок прислал загадки. Он вам дал задание.
- Какая птица здесь лишняя?
Загадки
Эту птицу каждый знает –
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Суетясь с конца в конец. (скворец )
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит. ( дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. ( сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует –
Коноплю ворует. (воробей)
На доске картинки с изображением зимующих птиц ( попол-
зень, чечётки, снегири, дятел, чиж, клёст, щегол, щуры, воро-
ны, глухари, рябчики).
- А теперь послушайте, что я подслушала в лесу.
Дятел:
- Чего ты клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст:
- Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел:
- Нашёл время радоваться.
Клёст:
- Как раз самое время. В гнезде птички вывелись и до чего
же милые, до чего же хорошие.
Дятел:
- В такой мороз птенцы? Да они же замёрзнут?
Клёст:
- Нет. Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет их.
Им тепло и сытно.
- Ребята, почему у клестов птенцы появляются?
* Весной клесты улетают стайками.
Итог:
( Можно на следующий день провести викторину по теме )
- Посмотрите на выставку книг. Эти книги вы можете пос -
мотреть или почитать. Они вам помогут подробнее узнать о жизни птиц и насекомых.
- А самое главное, что вы сделаете в выходные дни с папой?
Чтение учителем стихотворения
Б. Заходера « Про всех на свете»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».
Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...
конспектурока окружающий мир Растениеводство
Роль растениеводства в экономике страны, составляющие звенья отрасли растениеводства....