Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:27.04.2022

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время: Кабинет:

                                 Студент: Гафарова Лилия

                                 Группа: 42

                                 Учитель: Сайдахметова А.М

                                 Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока «Весна в мире птиц и зверей»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование знакомства учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить с названиями насекомых, растений и птиц;

- показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности.

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

(Ф),словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение.

-Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.

И с удовольствием будем работать на уроке. 
Улыбкой ясная природа 
Сквозь сон встречает утро года; 
Синея, блещут небеса. 
Еще прозрачные леса, 
Как будто пухом зеленеют. 
 

  • Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?

1. Показывают готовность к уроку.

Р: выработка учебной мотивации

Л:самоопределение

Презентация

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

(Ф),

Словесный: учебный диалог

1.Организует рабочий настрой.

-  Давайте вспомним  какие растения часто встречаются в весенних цветниках?

- С какими насекомыми мы познакомились на прошлом уроке?

- А что вы помните про пауков?

- Чем питаются разные насекомые?

1. крапивница?

2. траурница?

3. стрекоза?

4. личинка стрекозы?

5. муравей?

- А кто же питается комарами и их личинками?

- Хорошо.

- А сейчас ответьте мне на маленькие 4 вопроса:

1. Какое животное – насекомое?

а) утка в) окунь

б) комар г) крот

3. Сколько ног у насекомых?

а) 6 в) 4

б) 3 г) 8

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук

б) стрекоза г) комар

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног

г) рыбы живут в воде

- Молодцы.

 

Отвечают на вопросы

- крокусы, ирисы, анютины глазки, маргаритки, нарциссы, тюльпаны и гиацинты.

- крапивница, адмирал, лимонница, траурница, павлиний глаз и т.д.

- они не насекомые, у них 4 пары лап и от 2 до 6 пар глаз.

- многие рыбы питаются личинками комаров, а взрослыми комарами питаются многие птицы.

К :умение строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге.


П: учатся различать природные объекты и изделия, предметы живой и неживой природы, животн. и растений.

Презентация

Слайд 2

Слайд 3,4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

(Ф),

Практический: выполнение задания

(Ф),Словесный: слово учителя; учебный диалог

1.Организует формулирование темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о животных.

- Но мир животных такой большой и многообразный! В нём есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше.

- Назовите тему и цели урока.

  • Чему же мы должны научиться на этом уроке?

  • Составим план

  • 1.Выясним, что такое «экология»
    2.Какой календарь называется экологическим

3.Узнаем, какие есть даты экологического календаря

1.С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Слушают стихотворение

- о животных

- птицы и звери  весной

- узнать о поведении зверей и птиц весной

Мы должны научиться объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

П:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать растения.

П:формулирование проблемы


П: целеполагание

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

(Ф)

Словесный: учебный диалог

(Ф)

Словесный: слово учителя

(Ф),Практический: выполнение упражнения

1.Объясняет материал

Инсценировка «Случай»

- Давайте посмотрим какой случай произошёл в одном лесу весной.

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели

Тает снег, а воробья.

Выгоняют из жилья.

– Убирайся вон, задира, -

Просвистел ему скворец.

– Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

– Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.

Вылетай. Мой клюв остер
А не то …

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел
Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

– Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.
 Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И  с соседом помирился.

- С какими  птицами произошел этот случай?

- Какие это птицы?

- Какие птицы называются перелетные, а какие зимующие?

–На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так.

– Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь?

– Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.

– Как называются домики у скворцов?

- А они их сами для себя делают? Или им кто-то помогает?

– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве?

- Давайте прочитаем текст на с. 86. Со второго абзаца.

- Что происходит весной с перелетными птицами?

- Кто первый прилетает?

- Почему он так рано прилетает?  

- Кто прилетает следом за грачами?

- Кто прилетает самыми последними?

- Как вы думаете, почему?

 

Динамическая пауза

Мы растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки,

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

1.Выполняют задание

2.Отвечают на вопросы


- воробьем и скворцом

- Воробей – зимующая птица, Скворец – перелетная птица

- зимуют, улетают на юг

- гнезда

- скворечники

- помогает, их делают люди.

- Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли

- возвращаются из теплых стран домой

- грач

- Земля в это время местами освобождается от снежного покрова и грачи могут из земли доставать червей,

- За ними прилетают скворцы, жаворонки, зяблики.

- ласточки и стрижи

- Им необходимо, чтобы было много насекомых в воздухе


Выполняют нужные движения.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П:характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений.      

П:производить сравнение и классификацию по заданным критериям.  

 

 

 

 

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: производить сравнение и классификацию по заданным критериям.  

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: учатся осуществлять действие по образцу

Р: следовать инструкциям учителя

Л: понимание нравственных норм поведения

Пред.: Знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

Презентация 

Учебник 48-49

Учебник 50-51

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

(П), Практический: выполнение упражнения

1.Уточнение первичных знаний


- Как мы должны относиться к птицам?

Молодцы! Знаете как человек должен относиться к птицам.

В таком случае, я буду произносить (кто-то из детей) утверждение. Если это надо делать, вы встаёте, а если не надо, хлопаете сидя.

1.Вывешивать скворечники весной.

2.Стрелять из рогатки по птицам.

3.Помогать больной или раненой птице.

4.Разорять птичьи гнёзда.

5.Подкармливать птиц весной.

6.Уносить домой здоровых птенцов.

7.Подходить близко к гнёздам птиц.

8.Изучать птиц.

-Я  очень  рада,  что  вы  знаете,  что  такое  хорошо,  а  что  такое  плохо.

- Назовите зверей, изображенных на экране.

- Какое животное лишнее?  

- Почему?

- А что происходит с ними весной?

- Читаем информацию из учебника на с.88

- И так, что вы узнали?

1.Открывают учебник и читают задание

2.Выполняют задание в рабочей тетради

- бережно

- Медведь, лиса, барсук, еж,

- лиса

- Все остальные впадают в спячку

- просыпаются

Рассказывают

К:  учащиеся учатся работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация

(И),  Практический: выполнение самостоятельной аботы

  1. Работа в рабочей тетради.

Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
 В тетради задание №1 выполни ты. С.48.

1.Выполняют самостоятельную работу

Выполняют задание на слайде

Отвечают на вопросы:

Р: учащиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
П:
обобщать полученные знания. П:анализ.

Карточки с тестом

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и

(п), практический  :выполнение задания

1.Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

- На парте у вас карточки с заданием: Составить памятку любителям природы. (можно в паре)

1.Отвечают на вопросы

К:формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности

(Ф),

Словесный: учебный диалог

Практический: отвечают на вопросы

1.Подведение итогов.

  • Пришло время подвести итоги нашего урока.

Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

Ребята, если вам понравился наш сегодняшний урок и у вас осталось от него только хорошее настроение то подарите свои лучики солнца нашему солнышку (лежат у каждого на столе)

А наш урок я хочу закончить стихотворением.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники,
На тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

Спасибо за работу!

1.Отвечают на вопросы

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

Р: оценка, контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса "Где зимуют птицы".

Данный материал может быть использован учителями начальной школы на уроках окружающего мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по  определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и п...